Пояснительная записка. Туристическая тропа 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев Актуальность. Одним из направлений Концепции духовно-нравственного воспитания является формирование ценностной сферы развития личности обучающегося, в том числе через принятие и включение его в особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села (города, поселка), а также через направления сохранения и укрепления здоровья детей. В наше время как никогда актуальна проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями, желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности: игровой, познавательный, досугово-развлекательной, туристско-краеведческий и др. Очень важно, чтобы вид деятельности был доступен каждому и особенных талантов и специальных громоздких затрат не требовал. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа «Туристическая тропа» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся. Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как география, история, биология (т.е. предметом окружающий мир). И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Самый массовый и самый доступный вид туризма - пешеходный туризм. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира. Беседы с детьми младшего школьного возраста показывают, что у детей есть интерес к такой деятельности. Этим и объясняется необходимость разработки программы внеурочной деятельности туристско-краеведческой направленности «Туристическая тропа». Занимаясь в кружке, ребенок освоит все премудрости пешеходного туризма, сможет овладеть определёнными навыками и умениями. Программа кружка направлена на развитие в ребёнке стремления к познанию, к совершенствованию волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, ответственности, взаимовыручки.
Курс «Туристическая тропа» является внеаудиторным.
Цель: создание условий для формирования и сохранения физического, нравственного, психического здоровья школьников через целостное восприятие мира.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

∙ образовательных: 1. формирование представлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества; 2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закрепление этих знаний на практике. В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают знания: - об истории возникновения своего края; - о символике родного края; - о природе родного края; - о знаменитых людях города и области; - о народных промыслах; умения и навыки: - составлять кроссворды; - работать с картой Московской области, находить и показывать города - спутники центра области, соседей области;

∙ воспитательных: 1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких; 3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях. В ходе решения данных задач младшие школьники приобретают знания, умения и навыки: - культуры труда и деловых качеств; - побуждение к познавательной творческой деятельности; - нравственно - эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве); - появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой; - бережного отношения к природе; - творческого отношения к выполнению работы; - коммуникативных качеств; - внимательности; - терпения; ∙ развивающих: 1. развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.) 2. развитие кругозора учащихся. В ходе решения данных задач у обучающихся развивается: - глазомер, точность действий, пространственные представления; - пространственное и логическое мышление; - воображение (в том числе и творческое); - наблюдательность; - творческие способности; - художественный вкус; и появляется стойкий интерес к поиску дополнительной информации (познавательная активность).


Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раза в неделю по 1 часу в 1 - 4 кл.; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;
  • проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:
  • объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;
  • репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;
  • исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;
  • частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;
  • конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;
  • метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации.
Формы внеучебной работы весьма разнообразны: классные часы, пешие прогулки по городу, походы, викторины, тематические экскурсии, уроки-беседы, городские соревнования, уроки-сообщения, марафоны, конкурсы, встречи с интересными людьми, исследовательские работы и проекты, подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям, беседы по теории, работа с книгой, картой, просмотр видеосюжетов. Практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовка походов и подведение их итогов), соревнования, игры (дидактические, ролевые и подвижные), разработка проектов. При этом 80% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность. Занятия теорией тесно связаны с практикой, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя. В кружке ведётся учет спортивно-туристских и краеведческих достижений каждого ребёнка, т.е. заносятся результаты в портфолио. У каждого члена кружка имеется «Туристский паспорт», фиксируются их успехи. Каждый ребёнок имеет походный блокнот, в котором выполняет зарисовки. Программа предполагает работу по следующим направлениям деятельности: - исследовательская (сбор материалов, отражающих историю города в частности и страны в целом их обработка, подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного отчета), - практическая (проведение тематических экскурсий и пеших прогулок по городу, организация встреч с интересными людьми), - воспитательная (проведение внутримузейных мероприятий, участие в городских конкурсах, посвященных изучению истории города). Программа курса «Туристическая тропа» общим объемом 135 часов предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Данный курс рассчитан на преподавание в 1х - 4х классах начальной школы, 33 (в 1х кл.) и 35 (во 2х-4х кл.) часа в год (1 час в неделю) в рамках внеучебной деятельности базисного учебного (образовательного) плана и содержит три раздела: «Край, в котором мы живем», «Город, в котором мы живем», «Повторение». Каждый раздел поделен на темы - модули, ежегодно он расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Особенности программы - интегративность: межпредметная интеграция (Предметы: «Природоведение», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «Физическая культура»), интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Туристическая тропа»:


3-4-й класс Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные: Регулятивные УУД: - Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные: 3 класс: Знать: - Каширский район; - что дает область стране; - полезные ископаемые Московской области; - как добывают и используются полезные ископаемые Московской области; - растения, которые встречаются в городах Московской области; - самые древние травы наших лесов; - животный мир Московской области; - видовой состав рыб; - видовой состав птиц; - видовой состав млекопитающих Московской области; - о животных, которые занесены в Красную книгу Московской области - заповедники области; Уметь: - работать с картой Московской области; - составлять рассказ о Кашире; - различать полезные ископаемые; - наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках; - рассказывать о животных Московской области; - составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;
4 класс: Знать: - историю исследования родного края; - как Кашира из деревни стал городом; - архитектурное наследие Каширы; - историю жизни города во время Великой Отечественной войны; - предприятия города; - архитектуру современного города; - памятники города; - историю названия улиц; - о людях, которые прославили нашу Каширу; - народные и художественные промыслы края; Уметь: - работать с картой Московской области, с картой г. Кашира; - проводить исследования по темам: «Образование города», «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашего города», «Кашира в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы». - оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций; - участвовать в посильной природоохранной деятельности.

Формы контроля Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает: - тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль); - индивидуальные консультации (контроль с целью коррекции); - самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану или образцу (текущий контроль); - участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города (итоговый контроль); - участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль); - презентации мини-проектов учащихся и педагога перед общественностью (итоговый контроль).


Подходы реализации Программы Благодаря деятельностному подходу педагог включает учащихся в разнообразные виды деятельности, использует разнообразные формы воспитательной работы; учитель успешно организует совместную деятельность детей, родителей. Аксиологический подход предполагает, что педагог рассматривает задачу сохранения физического и психического здоровья детей как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе). Отношенческий подход ориентирует на выстраивание между детьми, родителями и учителем отношений взаимопонимания, формирование умений слушать и слышать друг друга, осознавать ценность каждого человека. Благодаря системному подходу происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности и, конечно, постоянный коллективный анализ результатов деятельности.

Режим и организация работы кружка. Программа занятий кружка рассчитана на 34 учебных часов. Режим работы туристского кружка в течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, кружок собирается на занятия 1 раза в неделю в определенный день и час. В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности, 2 раза в год однодневные походы.


Содержание программы

Введение. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека в форме дидактической игры «Отгадай загадку».
Природа родного края, его история. Климат, растительность и животный мир родного края, его реки и озера. Охрана природы (Красная книга). Сведения о прошлом края: знаменитые люди, достопримечательности.
Практические занятия. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка выставки «Как много у нас всего интересного!». Фотографирование в походе. Знакомство с картой области (края). Игра «Путешествие по карте». Подготовка и заслушивание сообщение кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин, экскурсия в краеведческий музей. Туристский бивак или наш временный «дом» на природе. Что такое палатка? Правила разжигания костра. Практическое занятие. Установка палатки. Разжигание костра в соответствии с правилами противопожарной безопасности. Что такое поход и как к нему правильно подготовиться. Понятие «поход», его виды, личное и групповое снаряжение Практические занятия. Игра «Собери рюкзак». Заучивание походной песни и кричалок. Безопасность в походе на первом месте! Кто будет главным?. Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком, колюще-режущими предметами. Распределение обязанностей в группе. Практические занятия. Инсценировка ситуаций, игра «Ромашка», ролевая игра «Мы идём в поход!» Что такое компас и «с чем его едят»? История появления компаса, его предназначение и использование в ориентировании на местности. Практическое занятие. Нахождение ориентира по компасу с помощью учителя. А вот без карты никуда….. Знакомство с элементарными топографическими знаками. Практическое занятие. Викторина по знакам. Составление плана местности в виде групповых творческих проектов. Сильные, ловкие, смелые! (ОФП). Упражнения для рук и плечевого пояса, для мышц шеи ,туловища и ног. Практические занятия. Подвижные игры на свежем воздухе и в помещении («пятнашки», «мяч в воздухе», «Совушка», «палочка-выручалочка», «перестрелка», «игры-эстафеты») Оказание первой медицинской помощи в походе Личная аптечка туриста, лесная аптека. Оказание медицинской помощи при различных травмах. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи (разыгрывание ситуаций). Проведение походов. Однодневные походы с привлечением родителей учащихся. Подведение итогов похода. Обсуждение итогов похода, обработка собранных материалов, составление иллюстрированной схемы маршрута, конкурс рисунков «Мы в походе!», подготовка фотоматериалов о походе, выполнение творческих работ. Проект «Как хорошо быть туристом!». Что такое проект? Практические занятия. Разработка проекта по изученным направлениям с последующим выходом в другие классы для вовлечения в кружковую деятельность других детей.

Нормативное обеспечение внеурочной деятельности


1.Закон Российской Федерации «Об образовании» 2.Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года. 3.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Учительская газета от 9 июня 2009 года. 4. Федеральные государственные стандарты нового поколения. 2009 5.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. №30-51-433/16) 6. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13)


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  2. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
  3. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное ориентирование» М., 2001г.
  4. Данилюк А.Я., КондаковА.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение , 2011.
  5. Клименко А.И. Карта и компас - мои друзья. М., Детская литература, 1975.
  6. Куликов В.М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., 2002г.
  7. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.
8.Обухова А.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1-4 классы) М.: Вако,2011.
© 2010-2022