Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний об имени существительном (2 класс) Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: Урок повторно - обобщающий.

Цель: Обобщение знаний об имени существительном.

Задачи:

Обучающая: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном, повторить правописание словарных слов, умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные.

Развивающая: Развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать развитию речи, логического мышления, развивать внимание, наблюдательность, устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Воспитывающая: Воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки, гигиенических правил письма, уважение к друг другу, необходимое для работы в группе и в паре.

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционольно-ценностного отношения к учебной проблеме.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.

  • Формирование ответственности перед коллективом.

  • Формирование познавательной потребности.

Познавательные

Умение:

  • Находить в тексте имена существительные;

  • Различать собственные и нарицательные имена существительные;

  • Перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обобщать полученную информацию,

  • Давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Регулятивные

Умение:

  • Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

  • Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

  • Готовность слушать и вести диалог.

Коммуниктивные

  • Умение слушать и понимать других;

  • Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные

Умение:

  • Находить в тексте имена существительные;

  • Владение умением проверять написанное;

  • Распознавать имена собственные и нарицательные в тексте;

  • Писать имена собственные с большой буквы.

Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, смайлики, карандаши красный и синий.

Межпредметные связи:

  • Литературное чтение.

Ресурсы:

  • Мультимедийный проектор.

  • Мультимедийная презентация к уроку.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая,

Методы работы:

- Частично - поисковый

- Проблемно - обобщающий

- Эвристический

- Когнитивный ( сравнение, анализ, синтез, классификация)

метод свободного выбора (выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

активные методы (обсуждение в группах)

методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта (самооценка, взаимооценка)

Структура урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

Орфографическая работа

а) Определение темы урока
б) Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском буквы.
в) Словарная работа.
4. Обобщение и систематизация знаний.

- Группировка слов: одушевленные и неодушевленные имена существительные (кто? что?)

Воспроизведение на новом уровне

- Восстановление текста, вставка существительных по смыслу.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Определение собственных и нарицательных в предложениях.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия.

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок. (Слайд 2)

- Ребята, к нам на урок русского языка пришло много гостей, повернитесь, поздоровайтесь. - Внимание проверь дружок, готов ли ты начать урок? И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки - вместе, Спинки - ровно

И к уроку все готово!

Учащиеся хором произносят слова.

Учащиеся кивком головы здороваются с гостями и садятся за парты.


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

- Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить,
Всё, что узнаешь и запомнишь.

- И конечно нам понадобиться хорошее настроение.

- Улыбнитесь друг другу.


3. Актуализация знаний. а) Определение темы урока

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД





Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

И сейчас внимание,

Необычное задание.

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас. (Слайд 3)

Дети отгадывают кроссворд и читают слово из выделенных букв. (обобщение)

Вопросы:

  1. Его можно записать из букв.(слово)

  2. Обозначение звуков на письме.(буквы)

  3. Это часть слова.(слог)

  4. Так раньше называли алфавит. (азбука)

  5. Слова, которые называют предметы. (существительное)

  6. Состоит из предложений, связанных по смыслу. (текст)

  7. Оно сообщает о ком-либо или о чём-либо. (предложение)

  8. Их мы произносим.(звуки)

  9. Она бывает устная и письменная. ( речь)

- Какое слово у нас получилось? (У нас получилось слово «Обобщение»)

- Итак, первое слово нашей темы сегодняшнего урока отгадано.

Посмотрите все сюда, (Слайд 4)

Что такое здесь друзья!
Здесь положен целый воз,

Состоит оно из слов.

Всмотритесь, что это за слова?

- И расскажет об этих словах Алина.П.

-Есть много интересных слов, Их знаете давно. Вот, например, собака, стол, Часы, жираф, кино. И долго можно говорить Про разные предметы. Возьмем слова утюг, пенал, Котенок и конфеты И будем с ними мы дружить, Писать, читать, произносить.

Ах, какие же слова восхитительные!

Называются все они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

- Кто же догадался, какие знания мы будем обобщать? (Мы будем обобщать знания об имени существительном)

- Скажите, что такое имя существительное? (Слайд 5) Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Различают

одушевлëнные и неодушевлëнные имена существительные. Имена существительные могут быть собственные и нарицательные.

- Молодцы!

Учащейся отвечают на вопросы.




Учащейся читает стихотворение наизусть.


Учащиеся отвечают хором.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащейся отвечает на вопрос.

Фронтальная работа

б) посадка учащихся

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

-С темой разобрались,

За работу все взялись!

-Тетрадь правильно кладу, (Слайд 6)

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу!

Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний об имени существительном (2 класс) Школа России

-Откройте тетради, число и классная работа мы уже записали.

Учащиеся садятся правильно при письме и проговаривают хором.

Фронтальная работа

в) Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском буквы.

Личностные УУД

Регулятивный УУД

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

Чтоб проверить у всех старание,

У нас минутка чистописания.

Месяц в небе появился, (Слайд 7)

Бублик на два раскатился,

От колечка половинка,

Кресла выгнутая спинка,

Ручка чайника и чашки,

Форма ушка у Наташки.

(Слайд 8)

Кто догадался, какую букву мы будем сегодня прописывать? (Букву «эс»)

- Дайте характеристику звук. (Звук «с». Буква «эс».Согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким)

(Слайд 9) Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

- Пропишите заглавную и строчную в соединении по всей рабочей строке. (Слайд 10)

Сс Сс Сс

- На второй рабочей строке прописываем буквосочетания, которые показаны на слайде. (Слайд 11)

Сб Са Св Сг Сд

- Обратите внимание на соединение букв, нижнее,нижнее, верхнее, верхнее.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают буквы.

Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику.

Учащиеся прописывают буквы.

Фронтальная работа и индивидуальная работа

г) Словарная работа

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД



Регулятивные УУД

А сейчас опять беда,

Это, что за ерунда?

Буквы разбежались,

Одни окошечки остались.

Надо нам ту буквы вставить,

Ситуацию исправить.

(Слайд 12) -Кто догадался, что нас ожидает?

(Слайд 13) - Словарные слова.

- Записываем слова. (Слайды от 14 до 23)

(Слайд 24) - Проверяем.

(Собака, тетрадь, корова, карандаш, заяц, молоко, ворона, город, медведь, пенал)

- Возьмите карандаш, оцените свою работу, поставьте на полях соответствующий уровень.

- В какие ещë группы можно объединить эти слова?

- Почему эти слова называются словарные.

(В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)

- Молодцы!

Ситуация SOS! - (Слайд 25)

Тут возник опять вопрос -

Что нам делать, как нам быть?

Надо из слов что - то сложить.


Вороны, мороз, даже остаются, городе, в, в.

- Что можно сложить из слов? (Из слов можно сложить предложение)

(Слайд 26)

- Вороны остаются в городе даже в мороз.

- Запишите это предложение в тетрадь.

- Подчеркните, главные члены предложения.

- Итак, назовите главные члены предложения. (Слайд 26)

(В предложении говорится о воронах, кто? - вороны, подлежащее, подчеркиваем одной чертой, вороны - что делают? - остаются, это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Вороны остаются - грамматическая основа предложения.

(Слайд 27)

Потрудился славно класс.

А сейчас гимнастика для глаз.

(Слайд 28)


Учащиеся дают названия картинкам и записывают слова, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.

Самопроверка.

Учащиеся составляют предложение из слов.

Учащейся отвечает на вопрос.

Индивидуальная работа

4. Обобщение и систематизация знаний.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

- Вы на карточки взгляните,

Что делать нам определите!

(Слайд 29)

- Верно, запишите слова в 2 столбика, слова на вопрос кто? что? в тетрадь.

Зима, дети, снеговик, снегирь, санки, лыжи, друзья, собака. (Слайд 30)

- Приступайте к работе.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверяем. (Слайд 31)

Кто? Что?

зима дети

снеговик снегирь

санки друзья

лыжи собака

- Возьмите карандаш, оцените работу своего соседа по парте, поставьте на полях соответствующий уровень.

- Верните тетрадь своему соседу.

- Продолжим устно это дело

Я задаю вопрос вам кто?
А вы придумайте слова ещë?

А если что? ещë? ещë?

- На какие группы вы разделили все слова? (одушевленные и неодушевленные)

- Какие имена существительные называются одушевленными?

- Какие имена существительные называются неодушевленными?

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (Слайд 32 - 33)

Работа в парах.

Взаимопроверка.

Индивидуальная работа



Фронтальная работа

Воспроизведение на новом уровне

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Давайте убедимся все друзья,

Что без существительных нам нельзя!

Имя Существительное, мы с тобой дружны.

Разные предметы называешь ты.

Очень удивительное Имя Существительное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Чтобы всё отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.

(Слайд 34)

Работаем тихо, работаем дружно.

И выполняем, все, что нужно.

( Детям раздаются карточки, для работы в группах.)

(Слайд 35)

Текст:

- Пришла . Выпал пушистый . Закружились в воздухе . На окнах мороз нарисовал .

Самоанализ групповой работы.

Зачитывание текстов.

Учащейся читает стихотворение наизусть.

Работа в группах.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

И опять нужно внимание,

Опять важное задание.

Прочитайте предложение,

Примите важное решение.

Посмотрите, что и как,

Что - то здесь, друзья, не так.

(Слайд 36)

- ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

- НАШ ПËС ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

- САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ДВА ЯЩИКА АБРИКОСОВ.

- Что интересного вы заметили? (В предложении есть одинаковые слова.)

- Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое нарицательное?

(Слайд 37)

- Вася Рыбаков был у рыбаков.

- Наш пëс Шарик поймал воздушный шарик.

- Саша Абрикосов набрал два ящика абрикосов.

- Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Правило)

7. Рефлексия.

(Слайд 38)

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

Настроение каково? (Во!)

Все такого мнения? (Да!)

Все без исключения? (Да!)

А у Ани как дела?

А у Саши как дела?

А у Снежаны как дела?

Как же здорово, друзья!

Такое же настроение у меня!

(Слайд 39)

- Домашнее задание:

Записать 5 одушевленных, 5 неодушевленных, 5 собственных.

- Урок окончен. (Слайд 40)

11



© 2010-2022