- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний об имени существительном (2 класс) Школа России
Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний об имени существительном (2 класс) Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Насырова Л.Н. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок повторно - обобщающий.
Цель: Обобщение знаний об имени существительном.
Задачи:
Обучающая: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном, повторить правописание словарных слов, умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные.
Развивающая: Развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать развитию речи, логического мышления, развивать внимание, наблюдательность, устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитывающая: Воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки, гигиенических правил письма, уважение к друг другу, необходимое для работы в группе и в паре.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Планируемые результаты:
Личностные
-
Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционольно-ценностного отношения к учебной проблеме.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.
-
Формирование ответственности перед коллективом.
-
Формирование познавательной потребности.
Познавательные
Умение:
-
Находить в тексте имена существительные;
-
Различать собственные и нарицательные имена существительные;
-
Перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обобщать полученную информацию,
-
Давать оценку своим действиям, оценивать результат;
-
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
Регулятивные
Умение:
-
Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
-
Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
-
Готовность слушать и вести диалог.
Коммуниктивные
-
Умение слушать и понимать других;
-
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
Умение:
-
Находить в тексте имена существительные;
-
Владение умением проверять написанное;
-
Распознавать имена собственные и нарицательные в тексте;
-
Писать имена собственные с большой буквы.
Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, смайлики, карандаши красный и синий.
Межпредметные связи:
-
Литературное чтение.
Ресурсы:
-
Мультимедийный проектор.
-
Мультимедийная презентация к уроку.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая,
Методы работы:
- Частично - поисковый
- Проблемно - обобщающий
- Эвристический
- Когнитивный ( сравнение, анализ, синтез, классификация)
метод свободного выбора (выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
активные методы (обсуждение в группах)
методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта (самооценка, взаимооценка)
Структура урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
Орфографическая работа
а) Определение темы урока
б) Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском буквы.
в) Словарная работа.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Группировка слов: одушевленные и неодушевленные имена существительные (кто? что?)
Воспроизведение на новом уровне
- Восстановление текста, вставка существительных по смыслу.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Определение собственных и нарицательных в предложениях.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Рефлексия.
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид работы
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок. (Слайд 2)
- Ребята, к нам на урок русского языка пришло много гостей, повернитесь, поздоровайтесь. - Внимание проверь дружок, готов ли ты начать урок? И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки - вместе, Спинки - ровно
И к уроку все готово!
Учащиеся хором произносят слова.
Учащиеся кивком головы здороваются с гостями и садятся за парты.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
- Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить,
Всё, что узнаешь и запомнишь.
- И конечно нам понадобиться хорошее настроение.
- Улыбнитесь друг другу.
3. Актуализация знаний. а) Определение темы урока
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД Познавательные УУД
И сейчас внимание,
Необычное задание.
Какая тема урока у нас?
Разберемся мы сейчас. (Слайд 3)
Дети отгадывают кроссворд и читают слово из выделенных букв. (обобщение)
Вопросы:
-
Его можно записать из букв.(слово)
-
Обозначение звуков на письме.(буквы)
-
Это часть слова.(слог)
-
Так раньше называли алфавит. (азбука)
-
Слова, которые называют предметы. (существительное)
-
Состоит из предложений, связанных по смыслу. (текст)
-
Оно сообщает о ком-либо или о чём-либо. (предложение)
-
Их мы произносим.(звуки)
-
Она бывает устная и письменная. ( речь)
- Какое слово у нас получилось? (У нас получилось слово «Обобщение»)
- Итак, первое слово нашей темы сегодняшнего урока отгадано.
Посмотрите все сюда, (Слайд 4)
Что такое здесь друзья!
Здесь положен целый воз,
Состоит оно из слов.
Всмотритесь, что это за слова?
- И расскажет об этих словах Алина.П.
-Есть много интересных слов, Их знаете давно. Вот, например, собака, стол, Часы, жираф, кино. И долго можно говорить Про разные предметы. Возьмем слова утюг, пенал, Котенок и конфеты И будем с ними мы дружить, Писать, читать, произносить.
Ах, какие же слова восхитительные!
Называются все они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!
- Кто же догадался, какие знания мы будем обобщать? (Мы будем обобщать знания об имени существительном)
- Скажите, что такое имя существительное? (Слайд 5) Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Различают
одушевлëнные и неодушевлëнные имена существительные. Имена существительные могут быть собственные и нарицательные.
- Молодцы!
Учащейся отвечают на вопросы.
Учащейся читает стихотворение наизусть.
Учащиеся отвечают хором.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учащейся отвечает на вопрос.
Фронтальная работа
б) посадка учащихся
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД Познавательные УУД
-С темой разобрались,
За работу все взялись!
-Тетрадь правильно кладу, (Слайд 6)
Ручку правильно держу.
За посадкой слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу!
-Откройте тетради, число и классная работа мы уже записали.
Учащиеся садятся правильно при письме и проговаривают хором.
Фронтальная работа
в) Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском буквы.
Личностные УУД
Регулятивный УУД
Коммуникативные УУД Познавательные УУД
Чтоб проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
Месяц в небе появился, (Слайд 7)
Бублик на два раскатился,
От колечка половинка,
Кресла выгнутая спинка,
Ручка чайника и чашки,
Форма ушка у Наташки.
(Слайд 8)
Кто догадался, какую букву мы будем сегодня прописывать? (Букву «эс»)
- Дайте характеристику звук. (Звук «с». Буква «эс».Согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким)
(Слайд 9) Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
- Пропишите заглавную и строчную в соединении по всей рабочей строке. (Слайд 10)
Сс Сс Сс
- На второй рабочей строке прописываем буквосочетания, которые показаны на слайде. (Слайд 11)
Сб Са Св Сг Сд
- Обратите внимание на соединение букв, нижнее,нижнее, верхнее, верхнее.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают буквы.
Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику.
Учащиеся прописывают буквы.
Фронтальная работа и индивидуальная работа
г) Словарная работа
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
А сейчас опять беда,
Это, что за ерунда?
Буквы разбежались,
Одни окошечки остались.
Надо нам ту буквы вставить,
Ситуацию исправить.
(Слайд 12) -Кто догадался, что нас ожидает?
(Слайд 13) - Словарные слова.
- Записываем слова. (Слайды от 14 до 23)
(Слайд 24) - Проверяем.
(Собака, тетрадь, корова, карандаш, заяц, молоко, ворона, город, медведь, пенал)
- Возьмите карандаш, оцените свою работу, поставьте на полях соответствующий уровень.
- В какие ещë группы можно объединить эти слова?
- Почему эти слова называются словарные.
(В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)
- Молодцы!
Ситуация SOS! - (Слайд 25)
Тут возник опять вопрос -
Что нам делать, как нам быть?
Надо из слов что - то сложить.
Вороны, мороз, даже остаются, городе, в, в.
- Что можно сложить из слов? (Из слов можно сложить предложение)
(Слайд 26)
- Вороны остаются в городе даже в мороз.
- Запишите это предложение в тетрадь.
- Подчеркните, главные члены предложения.
- Итак, назовите главные члены предложения. (Слайд 26)
(В предложении говорится о воронах, кто? - вороны, подлежащее, подчеркиваем одной чертой, вороны - что делают? - остаются, это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Вороны остаются - грамматическая основа предложения.
(Слайд 27)
Потрудился славно класс.
А сейчас гимнастика для глаз.
(Слайд 28)
Учащиеся дают названия картинкам и записывают слова, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.
Самопроверка.
Учащиеся составляют предложение из слов.
Учащейся отвечает на вопрос.
Индивидуальная работа
4. Обобщение и систематизация знаний.
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
- Вы на карточки взгляните,
Что делать нам определите!
(Слайд 29)
- Верно, запишите слова в 2 столбика, слова на вопрос кто? что? в тетрадь.
Зима, дети, снеговик, снегирь, санки, лыжи, друзья, собака. (Слайд 30)
- Приступайте к работе.
- Поменяйтесь тетрадями. Проверяем. (Слайд 31)
Кто? Что?
зима дети
снеговик снегирь
санки друзья
лыжи собака
- Возьмите карандаш, оцените работу своего соседа по парте, поставьте на полях соответствующий уровень.
- Верните тетрадь своему соседу.
- Продолжим устно это дело
Я задаю вопрос вам кто?
А вы придумайте слова ещë?
А если что? ещë? ещë?
- На какие группы вы разделили все слова? (одушевленные и неодушевленные)
- Какие имена существительные называются одушевленными?
- Какие имена существительные называются неодушевленными?
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (Слайд 32 - 33)
Работа в парах.
Взаимопроверка.
Индивидуальная работа
Фронтальная работа
Воспроизведение на новом уровне
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Давайте убедимся все друзья,
Что без существительных нам нельзя!
Имя Существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.
Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.
(Слайд 34)
Работаем тихо, работаем дружно.
И выполняем, все, что нужно.
( Детям раздаются карточки, для работы в группах.)
(Слайд 35)
Текст:
- Пришла . Выпал пушистый . Закружились в воздухе . На окнах мороз нарисовал .
Самоанализ групповой работы.
Зачитывание текстов.
Учащейся читает стихотворение наизусть.
Работа в группах.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
И опять нужно внимание,
Опять важное задание.
Прочитайте предложение,
Примите важное решение.
Посмотрите, что и как,
Что - то здесь, друзья, не так.
(Слайд 36)
- ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.
- НАШ ПËС ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
- САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ДВА ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
- Что интересного вы заметили? (В предложении есть одинаковые слова.)
- Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое нарицательное?
(Слайд 37)
- Вася Рыбаков был у рыбаков.
- Наш пëс Шарик поймал воздушный шарик.
- Саша Абрикосов набрал два ящика абрикосов.
- Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Правило)
7. Рефлексия.
(Слайд 38)
Вот и кончился урок,
Подвести пора итог.
Настроение каково? (Во!)
Все такого мнения? (Да!)
Все без исключения? (Да!)
А у Ани как дела?
А у Саши как дела?
А у Снежаны как дела?
Как же здорово, друзья!
Такое же настроение у меня!
(Слайд 39)
- Домашнее задание:
Записать 5 одушевленных, 5 неодушевленных, 5 собственных.
- Урок окончен. (Слайд 40)
11