Методические рекомендации: нетрадиционные подходы в коррекционно-педагогической работе с детьми с ЗПР

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 7 г. Азова






Методические рекомендации: нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития .


Разработаны :Ибрагимова Галина Георгиевна

педагог, воспитательГПД

ГКОУ РО школа VII вида № 7 г. Азова

магистрант 2 курса

Южного Федерального Университета

Академии психологии и педагогики








г. Азов

2015 год



Введение В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими. Современность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Количества таких детей увеличивается с каждым годом. Характеризуя сложившуюся обстановку в общеобразовательных школах , следует отметить, что число обучающихся, воспитанников начальной школы, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20-25 лет возросло в 2-2,5 раза (35% и более). Слабое здоровье дошкольников затрудняет их адаптацию к школьным нагрузкам. Интенсификация учебного процесса приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка. Ситуация усложняется такими факторами, как создание сети гимназических, лицейских классов и тяжелых образовательных программ без должной предварительной подготовки, и , как следствие, тенденция к увеличению в общеобразовательной школе детей с недостатками в обучении и в развитии. Большую группу риска школьной дезадаптации составляют учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР) . Системное и комплексное изучение задержки психического развития особенно активно началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века. Ученые, внесшие существенный вклад в решении этой проблемы :Т. А. Власова, Л.С. Выготский, Н. С. Певзнер, В. М. Астапов,В. М. Лубовский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева , на который до сих пор опираются современные педагоги. К сожалению, лишь в последнее время, с увеличением числа детей с проблемами в развитии, стало уделяться больше внимания коррекционной педагогике и психологии. Предлагаемый мною опыт применнения нетрадиционных технологий коррекции является результатом работы с детьми с задержкой психического развития в ГКОУ РО школе VII вида № 7 г. Азова и может быть использован в практике учителей общеобразовательных школ .

1. ЗПР как психолого-педагогическая проблема. Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытываю трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. 1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть. 2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. 3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции. 4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. 5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. 6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

2. Особенности интеллектуальной и эмоциональной сфер детей с задержкой психического развития Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам: а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние; б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения; в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли; г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализировать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.

  • Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
  • Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию.
  • Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга.
  • Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
  • Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.
  • В отличие от нормально развивающихся школьников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Поэтому для ребенка с ЗПР целесообразно использовать в обучении игровые элементы, наглядность и т. д.

3. Нетрадиционные подходы в коррекционно-педагогической работе с детьми с ЗПР. 3.1. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР. Среди множества коррекционных-развивающих технологий, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с ЗПР, особое внимание заслуживает направление арт-терапия. Слово арт-терапия сейчас встречается часто и знакомо многим, но не все знают, что именно скрывается за этим красивым названием . Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) берет на вооружение самые разнообразные виды творческой деятельности человека, с целью оказания помощи ему в решении психологических проблем. Арт-терапия соединяет в себе различные области знания - медицину, психологию, культурологию, педагогику, и др. Её основой выступает художественная практика, Язык искусства - красок, линий, форм и образов - говорит нам о том, что зачастую очень сложно выразить при помощи слов. В ходе занятий арт-терапии обучаемые, воспитанники вовлекаются в изобразительную деятельность, имеющую огромную целительную силу. Обратившись к мировому опыту работы с детьми с отставанием в психоречевом и интеллектуальном развитии: работы И.Песталоцци о применение элементов ручной деятельности для обогащения чувственного опыта ребенка, исследования Ф.Фребеля о сенсорном воспитании ребенка через пособия и "дары", предполагающее ознакомление детей с цветом, формой, величиной и другими свойствами предметов посредством интеграции ручных манипуляций; теория Ж.Итар, Э.Сеген, М.Монтессори о воспитании и обучении слабоумных детей посредством упражнений двигательной активности руки; и работы Гленна Домана и его команды о том, что мозг легко доступен и поддаётся изменению с помощью интенсивной сенсорной и моторной стимуляции. Учеными разных стран с незапамятных времен доказано, что руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом: известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга И.М.Сеченов утверждал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия со средой. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Кисть руки человека считается источником информации о внешнем мире. Именно через развитие моторики ребенка происходит компенсация невостребованных качеств организма и социальная адаптация детей с ЗПРР и нарушением интеллекта. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Пластилинография - это один из новых жанров в изобразительной деятельности, появившийся сравнительно недавно. Понятие "пластилинография" имеет два корня: "графия" - создавать, рисовать, а слово "пластилин" подразумевает материал, с помощью которого воплощается исполнение замысла. Жанр пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением как традиционных , так и нетрадиционных техник и материалов. Рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилинографии поистине уникальна. Обучающиеся, воспитанники приобретают новый сенсорный опыт - чувство пластики, формы и веса. Дети учатся планировать и доводить работу до конца. Рисование пластилином помогает подготовить руку ребенка к письму, что является большим подспорьем учителю начальных классов. Рисование пластилином стала неотъемлемой частью коррекционных занятий с обучающимися, воспитанниками 1 класса в коррекционной школе. Пластилинографию можно использовать как при организации внеурочной деятельности с обучающимися с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в учебной деятельности.

Светоизотерапия - письмо и рисование кистями и красками разных размеров, ладошками, пальцами рук, маркерами на стекле. Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). А лучше взять прозрачный пластик или пластиковую доску для лепки.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений.
За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Рисование осуществляется либо по образцу, либо по подложке самостоятельно . В процессе изобразительной деятельности идет воздействии света 12 цветов в зависимости от психоэмоционального и соматического состояния ребенка. Светоизотерапия - это особый универсальный язык восприятия мира . Метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Светоизотерапия - это слияние двух терапевтических методов - изотерапия и светотерапия (фототерапия). Очень эффективны упражнения с использованием cветоизотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо- и физиопрофилактический фактор. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться. Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку самому справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье. Данную технологию можно использовать как для организации внеурочной деятельности детей с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в урочной деятельности. Шнуровальный планшет относится к спектру технологий арт - терапии. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами коррекции и развития школьников с ЗПР единодушно сходятся во мнении , что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются высшие свойства сознания: координация, внимание, мышление, ,наблюдательность,воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики очень важно еще и потому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы одеваться,чтобы писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. Регулярные занятия с игровым шнуровальным планшетом не только тренируют пальчики, но и развивают речь и умственные способности ребенка. Шнуровальный планшет - это сразу и интересная логическая игра, и тренажер для развития мелкой моторики, и плоскостной конструктор для моделирования и художественного творчества. Разноцветными шнурками ребенок учится изображать на поверхности планшета простые контурные картинки: архитектурные сооружения, животных,людей, технику и многое другое.

Марания.
В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-терапии, речь идет о спонтанных рисунках дошкольников и младших школьников, выполненных в абстрактной манере. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний.
Марания эффективны для помощи ребенку или родителям выразить свои эмоции. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Т.е. это снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами).
Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.
Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.
Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.
Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению - сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.
Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами - в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности. Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии арт-терапии как: 1. Пескотерапия ( игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке ). 2. Упражнения на планшете «Мобильная аппликация» (аппликация из фигур разных геометрических форм, стилизованных фигур, сочинение предметных, сюжетных картинок, орнаментов, проектов , «постановка» сказок). 3. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и.т.д.). 4. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол.[ 5. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре). 6. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге). 7. Оригами ( самобытное японское искусство складывания фигурок из бумаги с целью укрепляения у обучающихся, воспитанников способности работать руками под управлением сознания, совершенствования мелкой моторики рук, точных движений пальцев, упражнения глазомера, чёткого согласования рук и глаз).
3.2. Методические рекомендации по организации техники арт-терапии в коррекционно-педагогической работе с детьми с ЗПР. Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:

  • внутри- и межличностные конфликты,
  • кризисные состояния
  • экзистенциальные и возрастные кризисы
  • травмы
  • потери
  • постстрессовые расстройства
  • невротические расстройства
  • психосоматические расстройства
  • развитие креативности
  • развитие целостности личности
  • обнаружение личностных смыслов через творчество
  • многое другое
Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний. ПРАВИЛА АРТ-ТЕРАПИИ Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.
В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
Подросток вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
Подросток может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. («Включенность» обучающихся в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)
Подросток имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания! Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, подростками, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике. Причем, чем меньше ведущий вмешивается в художественную деятельность участников, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть комнаты, в которой можно легко перемещаться, танцевать.
Для проведения занятий нужны различные материалы, такие, как карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, соус, сангина, художественный уголь, краски, гуашь. Необходимы кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка. Потребуется бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии. На некоторых занятиях используются ткани, глина, пластилин, специальное тесто, песок с миниатюрными фигурками, дерево, природные и иные материалы для создания объемных композиций.
Для театрализованных представлений могут понадобиться грим, свечи, костюмы, музыкальные инструменты.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Как правило, тема занятия задается ведущим (арт-терапевтом). Однако в определенных ситуациях она может выявляться в процессе коллективного обсуждения.
В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем для занятий. В педагогической практике общепризнана классификация, предложенная М. Liebmann:
- темы, связанные с освоением изобразительных материалов;
- общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;
- темы, связанные с исследованием системы отношений, образа «Я»;
- темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с группами;
- темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.

Так, последние из указанных тем («Добро и зло», «Черное и белое», «День и ночь», «Судьба») позволяют развивать коммуникативные навыки, преодолевать социальную отчужденность, выстраивать гармоничные взаимоотношения с коллективом.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Первый этап. Настрой.
Начало занятия - это настрой на творчество. Задача этого этапа - подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули» («каракули Винникотта», «каракули тела», «каляки»), техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Здесь можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Музыка как терапевтическое средство, влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих. Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию. Нужно принять во внимание принципы и процедуры игровой психотерапии.

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа. Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Более того, занятия визуальным искусством, способствуют раскрытию внутренних сил человека. Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.

Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации. Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к арт-терапевту, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать. Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начинать рассказ можно словами «Жил-был человек, похожий на меня…». Такое начало облегчает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации. По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Пятый этап. Коллективная работа в малых группах.

Участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.

Шестой этап. Рефлексивный анализ. Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ «Я». В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ При коррекции проблем личностного развития целесообразны «игры с цветом». Например, можно дать задание нарисовать и раскрасить в соответствии с собственными ассоциациями такие эмоциональные состояния, как счастье, печаль, гнев, страх и т.д. Другой вариант - при рисовании использовать только один цвет, который нравится или, наоборот, не нравится. С помощью техники «Монотипия» можно помочь участникам преодолеть психологические барьеры, негативные переживания, опасения, снять эмоциональное напряжение, тревожность. Рисунок здесь выполняется красками на глянцевой бумаге, стекле или зеркале. Затейливые пятна (отпечатки) - источник интересных ассоциаций. Работа в разных техниках над художественным образом пробуждает у играющих творческое воображение, фантазию, глубокие чувства.
3.3. Нетрадиционные подходы в развитии психомоторики и сенсорных процессов. Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с ЗПР, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с ЗПР в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с ЗПР состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции. Процесс восприятия характеризуется рядом свойств. Для восприятия любой модальности свойственна избирательность, т. е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка. Предметность - основной результат процесса восприятия, уровень которого определяет, насколько целостно и осмысленно воспринят объект, отражена ли в восприятии его структура. Для нормального функционирования восприятия характерна константность - способность узнавать объект вне зависимости от его расположения, удаленности, освещенности и т. д., т. е. от условий восприятия. Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития: - общность основных факторов и движущих сил развития; - возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность; - сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления; - органический дефект головного мозга не переводит развитие ребенка на «биологические рельсы», но накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития. Следовательно, педагог уже на ранних ступенях обучения должен понимать необходимость формирования у детей базовых представлений, знаний и умений, являющихся основой умственного развития.Работая в специальной коррекционной школе для детей с задержкой психического развития , я поняла, что детям с особыми образовательными потребностями особенно необходимо развивать тактильно-двигательное восприятие. Восприятие предметов у детей с ЗПР является одной из самых низких познавательных активностей. Работая в специальной коррекционной школе для детей с задержкой психического развития , я поняла, что детям с особыми образовательными потребностями особенно необходимо развивать тактильно-двигательное восприятие. Восприятие предметов у детей с ЗПР является одной из самых низких познавательных активностей. Этим обусловлены особенности детей с ЗПР . Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Процесс восприятия предметов у детей с ЗПР занимает больше времени. Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира. С этой цель в работе с детьми с ЗПР активно используются разнообразные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

- лепка из теста, глины, пластилина ;

- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

- пластилинография ( создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе);

- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

- конструирование из бумаги (оригами);

- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

- собирание пазлов;

- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу. Тренировка пальцев рук и ног стимулирует умственное развитие. М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.[2] Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционного воздействия . Пальчиковые гимнастика и игры пособствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. [3] Пальчиковые гимнастику и игры всегда подбираю к теме урока и слежу, чтобы они имели развивающее значение.

Например:

«Перелетные птицы».

Тили-тели, тили-тели- Скрестив большие пальцы,

С юга птицы прилетели! помахать ладошками.

Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы

Серенькое перышко: на обеих руках, начиная с

Жаворонок, соловей мизинца левой руки.

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, Снова скрестив большие

Аист, ласточка и чиж - пальцы, помахать ладошками.

Все вернулись, прилетели, Указательным и большим паль-

Песни звонкие запели! цами сделать «клюв» - «птицы

поют».

«Судорога»

Распрямить ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец. Хороший эффект дает использование следующих игр: * Игры «Угадай, что в мешочке», «Ящик ощущений» - такие упражнения развивают не только сенсорные навыки, но и речь, мышление. * Игры с цифрами и буквами из бархатной и наждачной бумаги «Определите на ощупь», «Найди нужную цифру» и т.д. Ребенок многократно проводит рукой по цифре или букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры или буквы, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру или букву, предоставляется такая возможность. Игры данного типа провожу с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под моим руководством - к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. * Игра «Пишу и рисую цветными камушками» - из камушков составляются рисунки, буквы, цифры, детям предлагается найти одинаковые камушки. Такие упражнения направлены на развитие чувствительности рецепторов руки, и органом осязания служит рука. Но самое любимое занятие учеников - это рисование при помощи ног. Такие занятия приводят детей в восторг и остаются в памяти как праздник. Ступни ног обладают высокой чувствительностью, на них расположено много различных по функциональной направленности активных точек, которые так или иначе привязаны к внутренним органам и внешним частям тела. Активируя чувствительные точки ступней, нормализуется кровообращение во всем теле, появляется комфортное ощущение, улучшается настроение, усиливаются защитные и восстановительные функции организма, снимается усталость, повышается иммунитет. Рисование ступнями ног дает ощущение свободы . Рисовать ногами можно все что угодно, все, что захочется. Рисование ступнями ног повышает опорную роль нижних конечностей, активно вступает в работу портняжная, ягодичная мышцы бедра, мышцы живота и спины. Но главное - это удовольствие от самого процесса, это активный отдых и хорошо проведенное время, отличное настроение - и неоценимая польза для здоровья. Положительные эмоции стимулируют активность детей, и это переходит в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес. Наша задача - помочь каждому ребенку преодолеть ошибки, вселить уверенность в своих возможностях, так как успех формирует у детей веру в себя, желание получать новые знания. Радостный жизнеутверждающий тонус рождает энергию для преодоления трудностей. Именно такие уроки дают глубину восприятия и эмоциональную окрашенность. Дети, увлеченные замыслом работы, сталкиваясь с трудностями, не замечают скрытой учебной задачи, что позволяет им раскрепоститься. Эти уроки делают жизнь детей в школе более эмоциональной и привлекательной, дают чувство уверенности в своих силах. Школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. 3.4. Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Неоднородность состава учащихся ярко проявляется в разных уровнях усвоения программного материала (особенно по математике, русскому языку, труду). Коррекционные занятия призваны создать основу для возможно более полного овладения ребенком школьными знаниями. Прежде чем определить степень и содержание конкретной помощи ученику в рамках дополнительных коррекционных занятий, следует провести полноценное обследование с позиций системного подхода: вычленить специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями и навыками; установить причинность, структуру, выявить особенности познавательной деятельности, определить потенциальные возможности. Многолетние педагогические (В. В. Воронкова, С. А. Мирский, Н. П. Павлова, В. В. Эк и др.) и психологические (И. В. Белякова, И. Ю. Левченко, В. Г. Петрова, У. В. Ульенкова и др.) исследования подтвердили результативность коррекционной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью при разделении их на группы по общей способности к обучению. В начале учебного года в каждом классе в соответствии с предлагаемой программой курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» отводится 1-2 часа на обследование детей. Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями развития дошкольного и младшего школьного возраста (диагностические комплексы Л. А. Венгера, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича и др.). Беседа с учителем, психолого-педагогическое наблюдение за детьми на уроке и в других видах деятельности, несомненно, дополнят полученные сведения. Особое внимание в процессе диагностики следует уделить тем детям, у которых значительно нарушено чувственное познание мира, минимизирован сенсорный опыт, а именно: выявляются нарушения мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, ослаблены процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, наблюдается недоразвитие осязательного анализатора, характерны затруднения ориентировки в пространстве. Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам: - развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.); - зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения); - слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение); - восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов); - пространственно-временные понятия (называние частей суток, дней недели, месяцев; определение длительности временных интервалов, последовательности событий; ориентировка на собственном теле и в пространстве); - тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества). Используемые педагогом-психологом методические приемы должны быть по возможности краткими, удобными для быстрого выявления сенсорного недоразвития ребенка. В процессе диагностики необходимо применять разные модификации методик в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами. Для этого требуются соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки или логический куб, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, необходимые игрушки, иллюстративный материал, альбом, карандаши и др., которые предъявляются ребенку постепенно, по мере необходимости. Обследование должно проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. В процессе обследования педагог-психолог выявляет не только достигнутый уровень развития, но и зону ближайшего развития. Одновременно оценивается уровень овладения компонентами учебной деятельности: мотивационно-ориентировочным, операциональным, контрольно-оценочным. Результаты обследования являются определяющими при формировании подгрупп, которые создаются на основе выявленной зоны актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Педагог-психолог планирует индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций (пространственный гнозис, внимание, мелкая моторика, тактильно-двигательное восприятие и др.) и коррекцию выявленных нарушений у детей. Коррекционные занятия - это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов. Органическое единство практической и мыслительной деятельности, характерное для занятий, обеспечивает решение названных выше задач. Одновременно подчеркнем, что коррекционно-развивающие занятия должны способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). Коррекционные индивидуальные и подгрупповые (2-4 человека) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня; продолжительность занятий 15-25 мин. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей в каждом классе. Занятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета. Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в психике ребенка, его познавательных способностях. По мере исправления типичных недостатков и затруднений у учащихся, с которыми проводилась индивидуальная коррекция, они включаются в групповую работу, тем самым обеспечивая подвижный состав подгрупп. Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий: - принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями; - индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития; - интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия; - активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам; - преемственность в работе учителя и педагога-психолога: решение в объеме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика. При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии. Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. Этому способствуют квалифицированная педагогическая помощь ребенку различными средствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на постепенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаемым для каждого ребенка. В одних ситуациях это совершается под руководством взрослого, а в других - самостоятельно, что будет означать возможность переноса усвоенных способов действия в учебную ситуацию на уроке и в повседневную жизнь. Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся: - учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами; - оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции; - формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка; - разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности; - пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания; - преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр. Особо подчеркнем, что в целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка. Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. на основе полноценного восприятия предметов и понимания отношений между ними объективно оценивать действительность в пространственных, количественных, качественных и временных отношениях. Именно в русле предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения. Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря учащихся, овладению грамматическим строем речи, развитию связной речи, формированию умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее. Наибольший эффект предметно-практическая деятельность приносит в том случае, если педагог-психолог одновременно организует двигательную активность детей: упражнения в пространстве комнаты, здания, улицы (моделирование, ориентирование); использование игр средней подвижности с мячом, скакалкой, другим спортивным инвентарем («Поймай свой цвет», «Мы - гимнасты», «Море волнуется» и др.); упражнения с ходьбой и бегом («Сенсорная тропа», «Дорожка следов» и др.); графические упражнения (на тетрадном, альбомном листе, на ватмане). Мышечные ощущения, которые возникают у ребенка, вызывают чувство удовлетворения, создают положительный эмоциональный фон, а значит, усвоение любого материала идет более эффективно. За основу коррекционного занятия берется один, ведущий, раздел изучаемой программы, например «Ориентировка в пространстве», но при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее из других разделов, прямо или косвенно связанные с основной темой: «Развитие крупной и мелкой моторики», «Восприятие формы, величины, цвета». Например: 1. Упражнения на развитие крупной моторики (игры «Дартс», «Кольцеброс»). 2. Дидактическая игра на зрительное восприятие пространства комнаты (например, «Определи местоположение игрушек»). 3. Задания на развитие зрительно-двигательных координаций и ориентировку в пространстве комнаты (например, расположить предметы в комнате по инструкции педагога), в качестве предметов используются геометрические фигуры разной величины и разного цвета. При знакомстве с разделом «Восприятие времени» в качестве сопутствующих идет работа по разделам «Развитие моторики», «Тактильное восприятие», «Восприятие особых свойств». Например: 1. Упражнения на развитие мелкой моторики (графические упражнения). 2. Упражнения на тактильное определение особых свойств предметов (с завязанными глазами определить поверхность предмета). 3. Упражнения в определении времени по индивидуальным моделям часов. 4. Задания на определение возраста людей (по фотографиям и иллюстрациям). От того как сумеет педагог-психолог организовать коррекционные занятия, использовать различные виды деятельности, в значительной степени зависит их эффективность. Приведем дополнительно некоторые варианты структуры занятий. Вариант 1 1. Выполнение движений по сигналу. 2. Дидактические игры на зрительное восприятие пространства комнаты. 3. Задания на развитие зрительно-двигательных координаций и ориентировку в пространстве комнаты. 4. Графические упражнения. Вариант 2 1. Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики. 2. Дидактические игры на формирование ощущений от различных поз своего тела. 3. Упражнения на восприятие формы и цвета предметов. 4. Задания на развитие тонкой моторики (закрашивание геометрических фигур разным цветом). Педагог-психолог вправе самостоятельно определить круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии, и выделить из них приоритетную (или приоритетные). При этом всегда структура и содержание занятия определяются основной из двух возможных его целей: - подготовить ребенка к усвоению учебного материала; - восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях. В зависимости от целей курса занятий и конкретных условий (уровень подготовленности детей, их индивидуальные особенности, условия проведения занятий и др.) будет выстраиваться календарно-тематический план: последовательность и сроки прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяться формы и содержание разных видов деятельности на занятии и их соотношение. Допускается наличие нескольких планов (3-4) на один класс, основанных на разных разделах программы или их совокупности; возможно перспективное планирование на группу. Таким образом, календарно-тематический план курса занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения. При этом необходимо учитывать темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, музыка, физическая культура) и соответственно отбирать содержание и методические приемы работы с учащимися для индивидуальной коррекции. Осуществление межпредметных связей должно быть предусмотрено при изучении каждой темы программы. Так, при изучении тем «Форма», «Величина предметов» устанавливается взаимосвязь с уроками математики; закрепление умений различать цвета и их оттенки предполагает учет сформированных знаний на уроках рисования; упражнения на крупную моторику (согласованность движений различных частей тела) требует знания основных правил, предъявляемых к детям на уроках физической культуры. Акцент при этом должен быть сделан на формирование умений и навыков применения сенсорных эталонов, а не на факт прохождения программного материала по разным предметам. Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Но педагогу-психологу следует помнить, что интегративность курса достигается не только за счет межпредметных связей, а главным образом, за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка. При этом отметим, что развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих заданий. Так, развитие памяти предполагает любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий выполнения или отсроченностью выполнения инструкции. Развитию внимания способствуют специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности, внесение различных видов наглядности. Воображение развивается при выполнении любого задания, даже минимально имеющего творческий характер: имитационные упражнения, составление узоров из геометрических фигур, придумывание поз своего тела и др. Итак, каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее. Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, как показала наша практика, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Рассмотрим основные из них: 1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего. 2. Через каждые 5-7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз. 3. Начинать занятие следует с разминки, далее организовать повторение (более легкое задание), затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений. 4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%. 5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать не на скорость, а на качество. 6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными. 7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью. 8. Следить за соблюдением правильной осанки, положением ручки и тетради. 9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте. Из всего сказанного становится ясно, что дети с пониженными способностями к обучению требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций, наиважнейшим из которых мы считаем обеспечение целенаправленного и квалифицированного психолого-педагогического руководства. Только в этом случае будет достигнута конечная цель занятий: обеспечить каждому ребенку возможность для усвоения программных требований на уроках, создать условия, соответствующие возрасту, для продвижения в психическом развитии, в формировании способности учиться.

Заключение



Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности человека, является в настоящее время актуальной проблемой. По мере роста знаний в области педагогики ипсихологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и методики. Проблема заключается в своевременной интенсивной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелой интеграции комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами. Взоры многих современных учёных, исследователей всё больше обращаются в сторону различных видов искусства, в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств. При этом внимание педагогов обращается на поддержку в детях стремления к творчеству - способности выйти за пределы знаний и умений, находить новые средства и способы достижения поставленной цели. Ведь творчество - это высший компонент в структуре личности, основной способ существования и развития личности (как ребёнка, так и воспитателя). Благодаря использованию (нетрадиционных) методов в педагогической работе развиваются творческие способности детей, формируется иная психология ребёнка, развиваются аналитическое мышление, оценочная деятельность к явлениям окружающего мира, саморегуляция поведения. Это происходит потому, что все новые технологии в воспитательно-образовательном процессе направлены на максимальное устранение негативных факторов в психологическом, биологическом, социальном развитии ребёнка и создание благотворного микро- и макроклимата. Важным в интегративной работе является чёткое соблюдение педагогических принципов и, безусловно, творчества самого педагога, который пытается раскрыть природу каждого ребёнка, чтобы понять и помочь ему. В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей . Проблема заключается в своевременной активной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.















































Литература: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Обобразовании в Российской Федерации". 2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982. 3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 4. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. - СПб, ФПБ - ТОО «БИОНТ», 1997. - 64 с 5. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топрокова И.Г., Щербинина С.В. - Ярославль: "Академия развития", 1997. 192 с. 6. Рудова А.С.Коррекция аутизма и заболеваний аутистического спектра методом песко-арома-музтерапии. -[Электронный ресурс]: Режим доступа:httpHYPERLINK "docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=16028140a63eab7d75f82e0789abd576&url=stihi-rus.ru/1/Barto"://HYPERLINK "docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=16028140a63eab7d75f82e0789abd576&url=stihi-rus.ru/1/Barto"wwwHYPERLINK "docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=16028140a63eab7d75f82e0789abd576&url=stihi-rus.ru/1/Barto".centr_ razvitia. ucoz. ru/ index 7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижн.Новгород: Флокс, 1995. - 32. 8. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.

10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Нижн.Новгород: Флокс, 1995. - 32














© 2010-2022