Урок. Презентация. «Заглавная буква в именах собственных»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных». (2 урок) Целевые установки:

  1. Учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока;
  2. Осуществлять ее решение под руководством учителя;
  3. Познакомить с происхождением русских фамилий и написанием названий произведений как имен собственных;
  4. Формировать умения находить имена собственные в тексте, информацию о происхождении своей фамилии (из справочной литературы);
  5. Развивать речь в ходе составления и записи ответов на вопросы;
  6. Развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: Информационный материал: Учебники «Русский язык», часть 2, с. 55; рабочая тетрадь на печатной основе, часть 2, с.59, папки «Рабочие материалы по русскому языку» и «Алгоритмы по русскому языку».
Демонстрационный материал: презентация, иллюстрации учащихся.
Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями.























Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности.
На доске записано число и тема урока.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Проверьте посадку, положение тетради. Запишите в тетради число, слова «классная работа». При письме обратите внимание на высоту, ширину букв, правильность соединений букв, следите за наклоном. - Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске.


2.Проверка домашнего задания (уч., с.54, упр.93). Заслушивание составленных рассказов по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На доске записано число и тема урока.
2-а.Чистописание. Упражнение в каллиграфии может быть связано с игрой «Намеки», описанной в книге Л.Петрановской «Игры на уроке русского языка» М.: Мирос-Маик «Наука/Интерпериодика». С.72-75.
На доске записаны буквы: Б,И,А,Э,Н. Учитель: - Попробуйте угадать слово, первую букву которого вы записали, по намеку. Что общего между угаданными словами? (Это имена героев различных произведений). Б - нос - Буратино; И - дурак - Иван. А - Страна чудес - ? (Алиса); Э - Изумрудный город - ? (Элли); Н - Солнечный город - ? (Незнайка). Учитель: - Записанные вами существительные - это имена собственные или нарицательные? Чем собственные существительные отличаются от нарицательных? - Давайте определим тему нашего урока сегодня. («Заглавная буква в именах собственных).
3.Воспроизведение знаний об именах собственных и именах нарицательных. Учитель: - Что нужно знать о написании имен собственных, называющих имена, отчества и фамилии людей? Какие имена собственные встретились в упражнении, заданного на дом? - Объясните их написание. Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
3-а.Задания в рабочей тетради на печатной основе (с.28, упр.59). Учитель: - Разгадайте ребусы, в которых «спрятались» имена. Запишите эти слова. Зина (корзина), Юля (юла), Игорь (гора), Роман (ромашка).
4.Постановка познавательных задач урока. Учитель: - Какие имена существительные относятся к именам собственным? Что нужно знать об их написании? Обсуждение целей урока. Это имена, отчества, фамилии людей. Они пишутся всегда с заглавной буквы.
5.Чтение текста (уч., с.55, упр.95). Учитель: - Что нового узнали из текста? Выполнение заданий упражнения (выписать выделенные слова, обозначить в них ударение). Фам И лия, И мя, О тчество.
5-а.Работа со словарным словом.
ФамИлия
Фамилия - это наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени.
Значение в толковом словаре, произношение, написание.
6.Обсуждение. Учитель: - Как вы думаете, как и откуда произошли русские фамилии? Чтение рубрики «Страничка для любознательных». Учитель: - Что нового вы узнали из прочитанного текста? Что вас заинтересовало? Подумайте, может быть, и вы разгадаете тайну своей фамилии…
7.Упражнение в составлении предложений - ответов на вопросы (уч., с.57, упр.97). Чтение вопросов, обсуждение ответов.
Учитель: - Кто написал картину «Богатыри»? Что уже дано в вопросе? (В вопросе дано название картины). Что неизвестно? (Неизвестно кто написал рассказ).
7-а.Построение ответа от известного к новому. Картину «Богатыри» написал Виктор Михайлович Васнецов.
Картину «Богатыри» написал В.М. Васнецов.
Запись ответа на любой вопрос. Подчеркивание заглавной буквы в именах собственных.
8.Чтение рубрики «Обратите внимание!» (уч., с.57).
С использованием приема «чтение с пометами» (учащиеся читает текст, на полях карандашом делают пометы: «+»-это я уже знаю, «?»-это мне неизвестно, «!»-это очень интересно.
Учитель: - Что было уже известно? Что оказалось новым?
9.Рефлексия урока. Сегодня я узнал Было интересно Было трудно Теперь я могу Я научился У меня получилось
10.Домашнее задание. уч., с.57, упр.98.

© 2010-2022