- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятие Тема: Речевое творчество «Метафора»
Внеклассное занятие Тема: Речевое творчество «Метафора»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Плетнева Е.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внеклассное занятие
Тема: Речевое творчество «Метафора»
Цель:
- познакомить с понятием «метафора»;
- познакомить с алгоритмом придумывания метафор;
- формировать умение придумывать матафоры;
- развивать воображение, творческое мышление.
Ход занятия.
1.Разминка (игровой тренинг на развитие фантазии).
Игра «Превращение» (работа в парах)
- Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть парты и шкафы, доска и телевизор, шторы и розетки. Представим себе, что наш класс заколдовали и превратили в лес. В лесу парт не бывает. Во что тогда превратятся наши парты, чтобы было как в лесу?
Каждая пара получает название того, во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.
Например:
Если класс - это лес, то стул - пенек, шкаф - медведь…
Если класс - это самолет, то учитель - пилот, дети - пассажиры, портфели - спасательные жилеты.
Можно фантазировать, отталкиваясь от предложенного названия.
Например:
- Что есть в лесу? (деревья, трава, звери, овраги, кусты, норы, гнезда)
- Что в классе похоже на перечисленные объекты?
Названия для превращения класса в лес, море, город, стройка, театр, ракета, вокзал, организм человека.
-
Знакомство с алгоритмом придумывания метафор (составление алгоритма).
- Сегодня мы научимся придумывать метафоры, интересные, красочные, необычные сравнения. Для этого мы попытаемся с вами составить алгоритм, который нам поможет придумывать метафоры. Давайте вместе придумаем метафору к слову «лампочка».
Итак, мы с вами выбрали объект - это лампочка. Придумайте к нему слово, обозначающее действие. (Что делает? - светит).
- Теперь скажите: лампочка светит как что? (Как солнце).
- А где это солнце находится? (Дома).
- Как же необычно можно назвать «лампочку»? (Домашнее солнце).
- «Домашнее солнце» - это метафора
- На какие вопросы мы ответили, чтобы придумать метафору к слову?
Алгоритм составления метафоры записывается на доске:
-
Что? (выбрать объект)
-
Что делает? (назвать действие объекта)
-
На что похоже? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие)
-
Где? (назвать место, где обычно находится объект или где происходит его действие)
-
п.4 + п.3 = метафора
-
Упражнения в составлении метафор по алгоритму.
-
Придумать метафоры по алгоритму к словам:
луна (небесный сыр)
подсолнух ( огородное солнышко)
расческа (карманные грабли)
чайник (кухонный вулкан)
будильник ( настольный петух)
дождь (небесные слезы)
-
Придумать небольшой рассказ с метафорами:
- Подбери сначала метафоры к словам: кухня, плита, стул, чайник.
- Составь с полученными метафорами рассказ.
Например:
Захожу я в домашнюю столовую и вижу, что кухонный вулкан на плите уже начинает извергаться. Я погасил прирученный огонь и сел на кухонный трон…»
- Для чего в речи используются метафоры? (Дети высказывают предположения)
- Послушайте стихотворение Ю. Морец, в котором используются метафоры.
В глубине плывет звезда
Серебристая, как рыба.
В роще клены и дубы,
А под ними есть грибы,
Каждый гриб похож на зонтик.
Вышел месяц молодой,
Небо кажется водой,
Туча кажется волной,
Месяц - лодкой деревянной.
- Оправдались ли ваши предположения?
4. Итог.
После обсуждения дети делают вывод: метафора - это средство яркой, образной речи.
5. Рефлексия.
Сегодня на занятии…
Это нужно уметь …