Внеклассное занятие Тема: Речевое творчество «Метафора»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внеклассное занятие


Тема: Речевое творчество «Метафора»

















Цель:

- познакомить с понятием «метафора»;

- познакомить с алгоритмом придумывания метафор;

- формировать умение придумывать матафоры;

- развивать воображение, творческое мышление.

Ход занятия.

1.Разминка (игровой тренинг на развитие фантазии).

Игра «Превращение» (работа в парах)

- Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть парты и шкафы, доска и телевизор, шторы и розетки. Представим себе, что наш класс заколдовали и превратили в лес. В лесу парт не бывает. Во что тогда превратятся наши парты, чтобы было как в лесу?

Каждая пара получает название того, во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.

Например:

Если класс - это лес, то стул - пенек, шкаф - медведь…

Если класс - это самолет, то учитель - пилот, дети - пассажиры, портфели - спасательные жилеты.

Можно фантазировать, отталкиваясь от предложенного названия.

Например:

- Что есть в лесу? (деревья, трава, звери, овраги, кусты, норы, гнезда)

- Что в классе похоже на перечисленные объекты?

Названия для превращения класса в лес, море, город, стройка, театр, ракета, вокзал, организм человека.


  1. Знакомство с алгоритмом придумывания метафор (составление алгоритма).

- Сегодня мы научимся придумывать метафоры, интересные, красочные, необычные сравнения. Для этого мы попытаемся с вами составить алгоритм, который нам поможет придумывать метафоры. Давайте вместе придумаем метафору к слову «лампочка».

Итак, мы с вами выбрали объект - это лампочка. Придумайте к нему слово, обозначающее действие. (Что делает? - светит).

- Теперь скажите: лампочка светит как что? (Как солнце).

- А где это солнце находится? (Дома).

- Как же необычно можно назвать «лампочку»? (Домашнее солнце).

- «Домашнее солнце» - это метафора

- На какие вопросы мы ответили, чтобы придумать метафору к слову?

Алгоритм составления метафоры записывается на доске:

  1. Что? (выбрать объект)

  2. Что делает? (назвать действие объекта)

  3. На что похоже? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие)

  4. Где? (назвать место, где обычно находится объект или где происходит его действие)

  5. п.4 + п.3 = метафора


  1. Упражнения в составлении метафор по алгоритму.


  1. Придумать метафоры по алгоритму к словам:

луна (небесный сыр)

подсолнух ( огородное солнышко)

расческа (карманные грабли)

чайник (кухонный вулкан)

будильник ( настольный петух)

дождь (небесные слезы)


  1. Придумать небольшой рассказ с метафорами:

- Подбери сначала метафоры к словам: кухня, плита, стул, чайник.

- Составь с полученными метафорами рассказ.

Например:

Захожу я в домашнюю столовую и вижу, что кухонный вулкан на плите уже начинает извергаться. Я погасил прирученный огонь и сел на кухонный трон…»

- Для чего в речи используются метафоры? (Дети высказывают предположения)

- Послушайте стихотворение Ю. Морец, в котором используются метафоры.

В глубине плывет звезда

Серебристая, как рыба.

В роще клены и дубы,

А под ними есть грибы,

Каждый гриб похож на зонтик.

Вышел месяц молодой,

Небо кажется водой,

Туча кажется волной,

Месяц - лодкой деревянной.

- Оправдались ли ваши предположения?

4. Итог.

После обсуждения дети делают вывод: метафора - это средство яркой, образной речи.

5. Рефлексия.

Сегодня на занятии…

Это нужно уметь …


© 2010-2022