Урок «Фразеологизм. Фразеологизм и слово»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 класс







Блок: КАК УСТРОЕН НАШ ЯЗЫК.

Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМ. ФРАЗЕОЛОГИЗМ И СЛОВО.

Учитель: Горшкова

Елена Валерьевна















Санкт-Петербург



Конспект урока

Русский язык


  1. 2 класс, С.В. Иванов, «Начальная школа XXI века»;
  1. Тема урока: Фразеологизм. Фразеологизм и слово.

  1. Цель: Познакомить с устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами.

  2. Задачи:

Образовательные:

  1. Учить распознавать значение фразеологизмов.

  2. Дать представление о том, что внутри фразеологизма значение слов теряется.

  3. Показать образный, эмоциональный характер фразеологизмов.

  4. Формирование учебно-познавательных мотивов.

Развивающие:

  1. Развитие речи учащихся, путем ввода в словарный запас фразеологизмов.

  2. Развитие действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки выполненного действия

  3. Развивать мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к родному языку.

  2. Воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения.

  1. Оборудование урока:
  1. Учебник
  2. Фразеологические словари.
  3. Карточки с заданиями.
  4. Иллюстративный материал.














6. Ход урока:

Речь и деятельность учителя.

Информация из разных источников

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

- Сегодня на урок к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать, самое лучшее, на что вы способны.

- Вы уже их поприветствовали? Улыбнулись добрыми улыбками?

- Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного, оптимистического настроения.

Дети приветствуют гостей

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

1.Постановка учебной задачи

1) - Поиграем с буквами. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

- Что обозначает это слово?

2) Минутка чистописания

- Давайте красиво напишем это слово, обведя каждую букву и соединяя их безотрывно.

3) Строительный материал языка

- Слова - строительный материал языка, из них в стране Лексика созданы целые города. Давайте вспомним их названия.

- Запишите, как называются слова:

- отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению (антонимы)

- отвечающие на один и тот же вопрос и близкие по значению (синонимы)

- одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

- которые имеют два и более значений (многозначные слова)

- Оцените свои знания. Кто может поставить себе высокую оценку?

- В стране под названием Лексика много разных городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым городом. Чуть позже вы сами мне его назовете, и мы напишем название этого города.

Получилось слово «лексика».

Лексика - это наука, которая изучает слово и его значение.

Учащиеся пишут

Учащиеся записывают, оценивая правильность ответа знаком «+» или

« - «

Дети поднимают руку

Учащиеся оставляют место в тетради


3. Усвоение новых знаний

1.Открытие нового знания

1) «Давай подумаем»

- Оглянитесь вокруг. Что вы видите?

- А теперь прочитайте текст (Текст из учебника с.92)

- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета?

- Выражение «оглянуться не успеешь» обозначает не то, что подумала Светлана.

- Напишите это выражение в тетрадь. Подумайте, что обозначает это сочетание слов? Можно ли его заменить одним словом? Каким? Запишите.

2) Объявление темы

- Я предлагаю вам записать еще несколько сочетаний слов:

зарубить на носу

только пятки засверкали

как снег на голову

- Знакомы ли они тебе?

- Хотите узнать, как называются такие сочетания? Откройте учебник на с. 93, найдите рубрику «Тайны языка», прочитайте правило.

- Кто может ответить?

- Что такое фразеологизмы? Найдите важные слова, подчеркните.

- В каком же городе мы с вами оказались?

- Запишите в тетрадь.

3) Решение учебной задачи

- Прочитайте фразеологизмы, которые вы записали в тетрадь? Кому известны значения этих фразеологизмов?

- Как мы всегда определяем значение неизвестного слова?

- Может быть, предложения помогут вам узнать значение фразеологизмов? Найдите в учебнике на с.93 упр.1. Прочитайте предложения. Попробуйте заменить фразеологизм одним словом, запишите в тетрадь.

- Если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов?

- Какое из предложений - с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» - более яркое, выразительное.

- Для чего нужны фразеологизмы в нашей речи?

4) «Давай подумаем»

- Каждое слово в нашей речи имеет свое значение.

- Какое значение имеет слово «снег», «голова»?

- Наверное, зимой тебе часто падал снег на голову. Но имеют ли слова «снег» и «голова» такое же значение во фразеологизме «как снег на голову»?

- В учебнике на с. 94 найдите рубрику «Обрати внимание». Прочитайте, совпадает ли наш вывод с утверждением автора учебника.

- Что вы узнали из прочитанного?

- Как узнать значение фразеологизма, если оно не известно? (Показать фразеологический словарь)

Ребята высказываются

Ребята высказывают свое мнение

Учащиеся записывают - «быстро»

Учащиеся записывают


- Фразеологизмы

- Устойчивые сочетания слов

- В городе фразеологизмов.

Учащиеся записывают тему урока.

- Часть учащихся поднимает руку.

- При помощи словаря и текста

зарубить на носу - запомнить

только пятки засверкали - удирать

как снег на голову - неожиданно

- Конечно с фразеологизмом!

- Чтобы речь была более яркой, выразительной

Снег - атмосферные осадки- белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда

Голова - часть тела человека

- Нет, у них другое значение.

Внутри фразеологизма значение слов теряется.

Учащиеся отвечают

- Значение фразеологизмов можно узнать во фразеологическом словаре.

4. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

1) Работа в паре. Расширение словарного запаса

- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы - это украшение нашей речи. И чем больше, ребята, вы будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.

- Предлагаю вам трудное, но очень интересное задание: определи значение каждого фразеологизма. Чтобы легче было справиться с заданием, советую работать в паре.

- Чтобы правильно выполнить задание, предлагаю вам алгоритм выполнения.

Кто первый справится с заданием, выполнит его без ошибок, будет назначен «главным экспертом».

1. Прочитай фразеологизмы и их значения.

2. Обрати внимание: значения фразеологизмов даны не по порядку.

3. Обсуди с соседом по парте правильность выполнения задания.

4. Соедини линией фразеологизм и его значение.

хлопот полон рот очень мало

с гулькин нос очень много дел, хлопот

лодыря гонять огорчаться

вешать нос бездельничать

в рот воды набрал онемел, лишился дара речи

- Проверяем. Я зачитываю значение фразеологизма, а вы - фразеологизм.

- Составьте и запишите предложение с любым понравившимся вам фразеологизмом.

- Интересно работать с фразеологизмами?

- Давайте еще раз вспомним, что такое фразеологизмы? Сохраняется или теряется значение слов внутри фразеологизма? Что делают фразеологизмы с нашей речью?



Учащиеся выполняют задание, назначаются «главные эксперты»


Учащиеся зачитывают свои предложения.

Дети отвечают

5. Систематизация и обобщение знаний. Обеспечение усвоения новых знаний.

1) Работа в группах

- Вы знаете, что оказывается можно еще и рисовать веселые картинки, используя фразеологизмы.

- Работать будете в группах.

Перед вами веселые картинки. Найдите фразеологизм для каждого рисунка, сделайте подписи к рисункам. Попробуйте определить значение каждого фразеологизма. (На доске такие же картинки, как и у детей)

- Проверяем!

(На доске под картинками появляются значения фразеологизмов)

- Проверим, хорошо ли вы запомнили фразеологизмы и их значения. Я зачитываю значение, а вы называете фразеологизм.

2) Домашнее задание (с. 95 упр.3)

- Вы можете выполнить его в тетради, как вы чаще всего и делаете, а можно вместо этого нарисовать веселую картинку, используя любой фразеологизм из этого упражнения.

Учащиеся выполняют задание

водить за нос - обманывать

как курица лапой - очень неразборчиво

смотреть сквозь пальцы - сознательно не замечать

море по колено - все нипочем

Учащиеся отвечают

6. Подведение итогов

- Оглянуться не успели, вот и урок подошел к концу!

- Понравилось ли вам в городе фразеологизмов?

- Что же такое фразеологизмы? Сохраняется или теряется значение слов внутри фразеологизма? Что делают фразеологизмы с нашей речью?

Учащиеся отвечают

  1. Организационное завершение урока

- Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. А чтобы русский язык стал для вас верным другом, на уроках нельзя:

-клевать носом,

-гонять лодыря,

-считать ворон!

Поэтому работайте, не покладая рук, т.е. засучив рукава, до седьмого пота! И тогда сможете задрать нос, т.е. гордиться собой!

- Спасибо за урок. Урок окончен.





© 2010-2022