Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Занятие 1. Город как источник опасности Учебные вопросы. 1. Особенности города как среды обитания. 2. Системы обеспечения безопасности города. Цель. В конце занятия учащиеся должны: а) знать: • источники и зоны опасности в современном городе; • службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове; б) уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации. Основное содержание занятия. Отличия в условиях жизни горожанина и сельского жителя. Источники опасности в современном городе. Для лучшего усвоения учащимися излагаемого материала целесообразно сопровождать его соответствующими примерами из художественной литературы, периодической печати, а также реально имевшими место в регионе. Рассмотрев источники опасности в современном городе, предложите учащимся назвать службы, которые помогают людям справляться с чрезвычайными ситуациями. Говоря о системе безопасности города, необходимо подчеркнуть, что существуют службы городские и районные. Телефоны городских служб безопасности надо знать наизусть: • Служба защиты от пожаров (пожарная охрана) 01 • Служба охраны правопорядка (милиция) 02 • Служба охраны здоровья (скорая помощь) 03 • Служба газа 04 К районным коммунальным службам относятся: водообеспечение, электроснабжение, система газификации, дорожная служба. Кроме того, каждый район делится на микрорайоны, где при эксплуатационных управлениях действуют службы лифтов, службы по электросетям, теплосетям и канализационным сетям. Очень важно, чтобы учащиеся в случаях аварии или опасной ситуации правильно запомнили порядок вызова соответствующей службы (схема 1).

Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков) Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема. Контрольные вопросы. Какие опасные ситуации случаются в городских условиях? Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности? Чем отличается жизнь городского жителя от сельского? Как вы думаете, какие службы безопасности появились в городах первыми? Назовите городские и районные службы, куда необходимо обращаться в опасной ситуации. Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону? Практические задания. Составьте со взрослыми карту опасностей района, где вы живете, отметив на ней улицы с оживленным движением, станции метро, крупные предприятия, ваши дом и школу, линии электропередач, коммунальные сооружения и пр. Укажите на этой карте путь своего движения из дома в школу и обратно, здания, где живут друзья, места переходов через улицы. Составьте телефонный справочник с номерами телефонов аварийных служб города, микрорайона и другими необходимыми сведениям. Рекомендации. 1. Рассматривая источники опасности в современном городе, целесообразно иметь в качестве наглядного пособия карту (схему) города (населенного пункта) с указанием потенциально опасных объектов и мест размещения служб безопасности. 2. Для выработки у школьников навыков по вызову служб безопасности желательно иметь несколько макетов телефонных аппаратов с тем, чтобы школьники могли практически потренироваться.
Занятие 2. Дом, в котором мы живем Учебные вопросы. 1. Причины возникновения опасных ситуаций в жилище. 2. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и источники их возникновения. Цель. В конце занятия учащиеся должны знать: • об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире; • о том, какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники. Основное содержание занятия. Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире: • небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту); • неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами; • неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами; • криминальные ситуации ( взлом, ограбление). Причины возникновения опасных ситуаций следует излагать с использованием примеров из жизни. Какие опасные ситуации случаются дома (в квартире)? Чаще всего - это: • пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем); • взрыв газа (утечка газа, невыключенная плита); • затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина); • отравление (газом или химическими препаратами); • поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием); • разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва). Рассказав об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в доме, попросите учащихся привести примеры. Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема. Контрольные вопросы. По каким причинам могут возникнуть опасные ситуации в квартире? Какие правила безопасности вы будете соблюдать, уходя из дома? Практическое задание. Составьте вместе с взрослыми план вашей квартиры, отметив на нем расположение приборов и оборудования, которые могут стать источниками опасности (газовая или электрическая плита, теле- радио- и видеоаппаратура, выключатели и розетки, стиральная машина, настольные лампы, торшеры и т.п.). Рекомендации. При изучении указанной темы целесообразно иметь схему (план) типовой квартиры с указанием находящихся в ней источников опасных ситуаций.























Занятие 3. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре Учебные вопросы. 1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров. 2. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуации из горящего здания. 3. Первичные средства пожаротушения. Цель. После изучения темы учащиеся должны: а) знать: • об основных причинах и последствиях пожара; • об основных мерах пожарной безопасности в быту; • о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения; б) уметь: • правильно действовать в случае пожара в доме; • эвакуироваться из горящего здания; • пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями); в) иметь представление: • об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей; • об огнестойкости строительных конструкций. Основное содержание занятия: Целесообразно рассмотреть первый учебный вопрос. Основные пять поражающих факторов пожара, вредно воздействующих на людей, можно представить в виде схемы (схема 2). Основные причины пожара в доме: • неосторожное обращение с огнем; • нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами; • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; • утечка бытового газа; • беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями. Обратите особое внимание на опасность, которую представляют собой хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки. Объяснив основные причины возникновения пожаров в жилых зданиях, попросите учащихся рассказать о мерах по обеспечению пожарной безопасности в доме. Чем больше учащиеся дадут предложений, тем полнее удастся вместе с ними составить перечень основных правил пожарной безопасности: • не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.); • пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием; • не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.); • не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.); • не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки; • соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т.п.); • устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка .

Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков) Контрольные вопросы. Назовите основные поражающие факторы, воздействующие на людей при пожаре? Перечислите причины пожаров в жилых и общественных зданиях? Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?

Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков) Затем целесообразно рассмотреть второй учебный вопрос этой темы. Используя схему 3, попытайтесь вместе с учениками ответить, как себя должен вести человек, если в его доме (квартире) начался пожар.

Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков) Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков) Особое внимание учащихся необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре: • тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар); • пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен); • спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно; • выпрыгивать из окон (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен). Ситуацию выхода из горящего или задымленного помещения рассмотрите с учащимися, используя схему 4. Правила безопасного поведения в случае, если нельзя покинуть квартиру (эвакуироваться) во время пожара в доме, обсудите с учащимися, используя схему 5. Что делать, если загорелся (взорвался) телевизор? Ответить на этот вопрос можно с помощью схемы 6.

Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков) Подчеркните при этом, что вода хорошо проводит электрический ток, потому заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы. Излагая материал об огнестойкости зданий и сооружений, обязательно укажите, что распространение пожара в них во многом зависит от того, из какого строительного материала они сделаны. Используя рисунки в учебнике, поясните, в каких случаях огонь может распространяться через строительные конструкции. Контрольные вопросы. Что делать, если в вашей квартире начался пожар? Можно ли пытаться потушить огонь самостоятельно? Посмотрите на рисунок и выберите предметы, которые могут быть использованы для защиты при выходе из задымленного помещения. Как поступить, если здание покинуть невозможно? Какую опасность для здоровья человека представляет оставленный без присмотра включенный телевизор? Практические задания. Нарисуйте план этажа школы, на котором находится ваш класс, и путь эвакуации в случае пожара. Представьте, что вам приходится выбираться из вашей квартиры в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте путь эвакуации «вслепую», подробно описав все проходы, повороты, двери и т.п., выучите его наизусть.
Затем изучите со школьниками первичные средства пожаротушения. В многоэтажных жилых, административных и производственных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, которые состоят из: • шкафчика; • крана с вентилем, к которому подключен пожарный рукав; • пожарного рукава с подсоединенным пожарным стволом; • пожарного ствола. При обнаружении пожара следует открыть шкаф, взять ствол, который уже прикреплен к рукаву, и бежать с ним к очагу загорания; затем, положив его, быстро вернуться к крану, открыть вентиль, далее - возвратиться к стволу, взять его и направить струю на очаг пожара. Действовать надо навстречу огню, а не идти за ним следом. Небольшие пожары (загорания) можно тушить с помощью огнетушителей. Познакомимся с некоторыми из них. Огнетушители химические, пенные ОХП-10 предназначены для тушения очагов загорания различных веществ и материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением. Для приведения огнетушителя марки ОХП-10 в действие необходимо: • поднести огнетушитель к очагу пожара; • прочистить спрыск шпилькой или иголкой; • поднять рукоятку и перекинуть до отказа на 180°; • перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть; • направить струю на очаг загорания. Огнетушители углекислотные ОУ-2 используются для тушения загорании различных веществ, горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением. Для приведения в действие огнетушителя марки ОУ-2 следует: • сорвать пломбу, выдернуть чеку; • направить раструб на пламя; • нажать рычаг. При тушении пожара огнетушителем такой марки нельзя: • держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз; • прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до -60 - -70°С; • при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, подводить раструб ближе, чем на 1 м к электроустановке и пламени. Контрольные вопросы. Какие средства тушения пожара вам известны? Как ими правильно пользоваться? Назовите меры безопасности при применении углекислотного огнетушителя. Перечислите, что можно использовать в качестве подручных средств пожаротушения? Практические задания. Проведите дома со взрослыми маленькие учения по тушению загоревшегося (условно) телевизора, новогодней елки. Пусть вам сначала покажут, что надо делать, а потом сделайте это сами. Есть ли в доме, где вы живете, средства пожаротушения? Какие? Вместе со взрослыми откройте внутренний пожарный кран. Посмотрите, как он укомплектован. Рекомендации. На занятиях по изучению правил пожарной безопасности больше внимания следует уделить: Правильному практическому выполнению учащимися мер, обеспечивающих безопасный выход из горящего или задымленного помещения: • защищать глаза и органы дыхания; • передвигаться нагнувшись или ползком, накрывшись плотной, по возможности влажной тканью; • двигаясь по лестничной клетке, держаться за поручни или стены и дышать через влажный платок. Обучению школьников правильной герметизации дверей с целью защиты от проникновения дыма. Изучению устройства и правил пользования огнетушителями марок ОХП-10, ОУ-2 и внутренним пожарным краном.




































Занятие 4. Затопление квартиры Учебные вопросы. 1. Причины затопления жилища и последствия такой ситуации. 2. Правила поведения при затоплении жилища. Цель. В конце занятия учащиеся должны: а) знать: • основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению; • правила поведения при затоплении жилища; б) уметь правильно действовать в случае затопления жилища. Основное содержание урока. Порядок подачи воды в квартиру. Устройства, через которые она поступает для обеспечения бытовых потребностей (краны, смеситель, сливной бачок). Причины затопления. Излагая правила поведения в случае затопления, можно воспользоваться схемой 7. Чтобы не допустить затопления, не следует: • бросать посторонние предметы в канализационную систему; • засорять раковину бытовыми отходами; • допускать протечку труб и кранов. Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема. Контрольные вопросы. Почему случается затопление в квартире? Как от этого уберечься? Что нужно предпринять при затоплении?

Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков) Практические задания. Попросите взрослых показать, где находятся в доме запорные вентили (краны) холодной и горячей воды, как ими пользоваться? Нарисуйте схему водоснабжения вашей квартиры, на которой укажите расположение труб с горячей и холодной водой, запорных кранов, смесителей и других устройств. Обозначьте места, где могут возникнуть протечки воды. Узнайте телефоны служб, куда вам следует обратиться в случае затопления. Запишите их в ваш справочник аварийных телефонов. Рекомендации. Обсуждая с учащимися возможные источники затопления квартиры, целесообразно иметь в качестве наглядного пособия схему (план) квартиры, на которой показаны устройства систем водоснабжения, канализации, отопления (краны, вентили, трубы, батареи отопления и т.д.) и места, где нередко возникают протечки воды. Обратите внимание учащихся на то, что очень важно знать, где расположены в квартире краны (вентили) отключения воды.











Занятие 5. Электричество. Учебные вопросы. 1. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами и оборудованием. 2. Правила безопасности при пользовании электрическими приборами. Цель. По окончании занятия учащиеся должны: а) знать: • почему опасно электричество и в чем это заключается; • как уберечь себя от поражения электрическим током; б) иметь представление об электротравмах. Основное содержание урока. Электрическая энергия широко применяется в экономике и быту. С ее помощью производится освещение, отопление, водоснабжение и вентиляция жилых, производственных и административных помещений. Без нее встанут троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, не будут работать компьютеры, телевизоры. Но наряду с этим электрическая энергия в некоторых случаях может представлять для жизни и здоровья человека опасность. Прикосновение к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом. При электротравмах ток обычно проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей. Более тяжелые и даже трагические последствия вызывает электрический удар. Например, играя в подвале или на чердаке дома, рядом с распределительными электрическими щитами или около электроподстанций, можно случайно, не заметив того, лишь на одно мгновение прикоснуться к проводам, оголенным металлическим частям арматуры, находящейся под напряжением. Этого будет достаточно, чтобы через тело прошел электрический ток, который вызовет судорожное сокращение мышц (электрический удар). И самым опасным могут быть потеря сознания, нарушение сердечной деятельности или дыхания, а самым трагическим - отсутствие дыхания и кровообращения, что называют - клинической смертью. Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, запомните: • не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу; • не использовать неисправные электроприборы; • не трогать включенный электроприбор мокрыми руками; • не играть вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов. Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема. Контрольные вопросы. Каким образом электрический ток может поразить человека? Как уберечься от поражения электрическим током? Какие бытовые электрические приборы есть у вас дома и умеете ли вы ими пользоваться? Практическое задание. Помогите взрослым заменить перегоревшую электролампочку в доме. Попросите их сначала показать, как это надо делать, соблюдая меры безопасности, а затем выполните операцию сами. Рекомендации. Давая учащимся домашнее задание, обратите их внимание на то, что необходимо знать, где находится общий электровыключатель или электрорубильник, который обесточивает электросеть во всей квартире. Покажите учащимся, например на электропроводке от электроприбора, отключенного от сети, что и где нельзя трогать, чтобы не получить электротравму.











Занятие 6. Опасные вещества Учебные вопросы. 1. Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей. 2. Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними. Цель. По окончании занятия учащиеся должны: а) знать: • в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; • какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления; б) уметь: • правильно обращаться с опасными веществами; • грамотно действовать в случае появления запаха газа. Основное содержание урока. Опасные вещества в доме: средства бытовой химии, горючий (бытовой) газ, лекарства. Отравление продуктами питания. Условно средства бытовой химии можно разделить на четыре группы: • безопасные (не имеют предупредительных надписей); • относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определенные участки, например, в глаза); • огнеопасные (имеют предупредительные надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня); • ядовитые ( с надписями «яд» или специальной маркировкой ). Спросите у школьников, какие средства бытовой химии применяются у них в доме, как они хранятся? Объясните учащимся, что самое главное условие безопасности в отношении ядовитых химических веществ - не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых. Меры безопасности при обращении со средствами бытовой химии. Горючий (бытовой) газ. Опасность отравления газом. Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, придерживайтесь следующих правил: • не делайте уроки на кухне при включенном газе; • не открывайте максимально газовые краны; • не оставляйте включенную плиту без присмотра. Как правильно действовать при появлении запаха газа в квартире? Излагая правила поведения в этом случае, можно воспользоваться схемой 8.

Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков) Обратите внимание учащихся на то, что при появлении запаха газа ни в коем случае нельзя включать свет, зажигать спички и свечи, пользоваться зажигалкой. Далее расскажите о том, что существуют вещества, которые обычно считаются не просто полезными, а даже спасительными - это лекарства. Но многие из них, если их употреблять в большом количестве и не по назначению врача, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребенка. К таким же результатам может привести и обычный градусник, применяемый для измерения температуры тела. Он содержит, как правило, ядовитое вещество -ртуть. Если термометр разбился и своевременно не приняты необходимые меры, то пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть способна проникать в полы, мебель, домашние предметы, а обнаружить ее могут только специалисты санэпиднадзора или гражданской обороны. Продукты питания. Отравиться можно не только вредными и ядовитыми веществами, но и очень часто -недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют вареные сосиски, колбасы, сардельки и другие колбасные изделия. В теплое время года отравления случаются чаще, и обычно происходит это из-за неправильных условий хранения или отсутствия необходимой кулинарной обработки. Чтобы избежать отравления, нужно соблюдать следующие правила: • не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны; • не употребляйте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истек или от них идет неприятный запах и они, как вам кажется, подозрительны; • не пользуйтесь грязной посудой; • мойте руки перед едой всегда, где бы вы ни были. Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема. Контрольные вопросы.. Назовите известные Вам правила обращения с опасными химическими веществами? Каковы правила пользования газовой плитой, газовой колонкой? Что надо делать, чтобы не отравиться пищевыми продуктами? Расскажите, что вы будете делать, если ваш друг (подруга) в отсутствие -взрослых почувствовал себя плохо? Есть предположение, что он (она) чем-то отравился (ась). Практические задания. Проведите дома со взрослыми ревизию опасных веществ, подготовьте их список, отметив, в чем состоит опасность каждого вещества. Сделайте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: «Лак», «Краска», «Ядовито», «Огнеопасно». Подумайте, как прикрепить их к флаконам, банкам и бутылкам. Составьте с кем-либо из взрослых список продуктов В теплое время года отравления случаются чаще, и обычно происходит это из-за неправильных условий хранения или отсутствия необходимой кулинарной обработки.






































Занятие 7. Взрывы и их причины Учебные вопросы. 1. Основные причины взрывов в жилых домах. 2. Правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций. Цель. По окончании занятия учащиеся должны: а) знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях; б) уметь действовать при взрыве в квартире (доме). Основное содержание занятия. Причины и последствия взрывов. Опасность использования взрывчатых веществ и устройств. Как себя вести, если произошел взрыв в вашей или соседней квартире, а вы находитесь в сознании? Отключите электричество, газ, перекройте воду. Посмотрите: не пострадал ли кто-нибудь рядом с вами; кому из людей, находившихся вместе с вами в квартире, нужна помощь. Если работает телефон, то сообщите о случившемся по телефонам 01, 02 или 03. Не пытайтесь воспользоваться лестницей, а тем более лифтом, чтобы выйти на улицу, так как и лестница, и лифт могли оказаться серьезно поврежденными, а для вас это может стать очень опасным. Покидать помещение следует только, если начался пожар или есть угроза обрушения конструкций здания. Держитесь подальше от шкафов и застекленных перегородок. Есл1гесть возможность - спуститесь вниз по лестнице, в противном случае - устройтесь в надежном месте и ждите спасателей. Не паникуйте: спасатели придут к вам на помощь обязательно, надо только набраться терпения. Экономьте силы. Если вас завалило упавшей перегородкой или мебелью, попробуйте помочь себе сами. Подавайте сигналы (стучите по металлическим предметам, перекрытиям), чтобы вас услышали и обнаружили. Пытайтесь делать это при остановке работы спасательного оборудования («минуты тишины»). Если вы получили травмы, постарайтесь оказать себе посильную первую помощь: остановите кровотечение, устройтесь поудобней, уберите от себя острые, твердые предметы, укройтесь. Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема. Контрольные вопросы. Назовите причины взрывов в жилых домах. Приведите примеры известных вам случаев взрывов в жилых домах, их причины и последствия.




























Занятие 8. Опасные ситуации на улице Учебные вопросы. 1. Правила безопасности во время гололеда. 2. Правила безопасности при встрече с собакой. 3. Правила безопасности в толпе. Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать правила безопасного поведения во время гололеда, при встрече с собакой и в толпе. Основное содержание занятия. Постарайтесь изложить материал об опасности гололеда, подключив к обсуждению весь класс. Попросите учащихся ответить на вопрос: Что надо делать во время гололеда, чтобы избежать падения и травм? Акцентируйте внимание учащихся на том, что, падая во время гололеда можно получить травму. По этому надо не только быть внимательным, но и учиться падать. Смягчить падение можно, лишь активно управляя им. В этот момент нужно сжаться, напрячь мускулы и, коснувшись земли, обязательно перекатиться. Переходя к рассмотрению правил безопасности при встрече с собаками, укажите, что в последние годы стало популярным иметь собак, как охранников людей и жилья. Ввозят и разводят собак бойцовских, сторожевых пород, обладающих повышенной злобностью. Они могут стать опасными для людей. Так, в Англии после несчастного случая с питбультерьером (собака напала на ребенка и загрызла его), эту породу официально запретили. Серьезную опасность представляет появление в общественных местах собаки в сопровождении ребенка. Поэтому в некоторых населенных пунктах (в частности в Москве) приняты правила, запрещающие детям до 14 лет сопровождать собак. Что делать, если на вас напала собака? Предложите учащимся такую ситуационную задачу: Вы гуляете зимой рядом с парком, вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность: 1. Замахнуться клюшкой и отогнать собаку. 2. Убежать от нее. 3. Закричать, отгоняя ее клюшкой, бросить в нее сумкой. 4. Упасть на землю. 5. Остановиться, повернувшись к собаке лицом в пол-оборота. 6. Подразнить собаку. 7. Громко позвать хозяина. 8. При подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой. 9. Сохранять спокойствие. 10. Если собака вас укусила, надо промыть рану и обратиться к травмпункт по месту жительства. 11. При покусах узнать, где живет хозяин собаки, сделаны ли ей прививки от бешенства. (5,9,7,8,11,10) При рассмотрении опасностей, которые могут возникнуть во время пребывания на массовых мероприятиях с большим количеством людей, предложите учащимся решить следующую ситуационную задачу: Вы с родителями пошли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность: 1. Кричать, звать родителей. 2. Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее. 3. Попытаться растолкать людей и найти родителей. 4. Наклониться и поднять сумку. 5. Искать своих родителей после окончания сутолоки. 6. Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду. 7. Стремиться покинуть толпу, используя столб, тумбу, памятник. 8. Позвонить домой, сообщить, что все в порядке. 9. Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись. (6, 2, 5, 8, 9) Как уцелеть в толпе? Если вы упали, следует немедленно защитить голову руками и встать! Это очень трудно, но может получиться: надо подтянуть к себе ноги, сгруппироваться и попытаться рывком встать. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся - вас постоянно будут сбивать. Поэтому одной ногой надо упереться (полной подошвой) в землю и резко разогнуться, используя движение толпы. Если подняться невозможно, сгруппируйтесь, прижав колени к груди и защитив голову руками. Находясь в толпе, старайтесь придерживаться следующих правил: • избегать края толпы, уклоняться от стен, решеток, оград, витрин (особенно стеклянных!), набережной; • избегать всего неподвижного на пути - столбов, тумб, деревьев, стен, - иначе вас могут просто раздавить; • не цепляться ни за что руками - руки согните в локтях и прижмите к телу, а кисти рук сцепите в замок; • продумать заранее на концерте, стадионе, как вы будете выходить - стремитесь не оказаться у сцены или раздевалки; если паника все же началась, оцените обстановку и попытайтесь принять верное решение. Если толпа плотная, но неподвижная, то, чтобы выбраться, начните импровизировать, сохраняя самообладание: притворитесь, например, больным, сумасшедшим, сделайте вид, что вас тошнит и т.п. Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема. Контрольные вопросы. Чем опасен гололед? Как лучше увеличить сцепление своей обуви со льдом? Как можно смягчить падение, поскользнувшись на льду? В каких случаях собака нападает на человека? Что необходимо предпринять, если вы увидели в подъезде оставленную без присмотра или бродячую собаку? Чем опасны толпа и паника? Что нужно учитывать, собираясь на стадион, в концертный зал или другие места массового скопления людей? Как следует вести себя в толпе, если возникла паника? Практические задания. Наклейте на подошву ботинок перед выходом на прогулку зимой кусок наждачной бумаги, пластыря или изоляционной ленты. Придумайте свой вариант для лучшего сцепления ботинок. Потренируйтесь правильно падать. Сначала под руководством и в присутствии взрослых, затем - самостоятельно. Предположим, что Вы собираетесь с родителями на праздничное массовое мероприятие. Вспомните о возможности возникновения паники. Продумайте, как Вы будете вести себя в толпе. Приготовьте и оденьте такие вещи, которые не будут стеснять ваших движений. Попытайтесь представить себе, что вы упали, и несколько раз проделайте те приемы, которые помогут вам встать в толпе.






Занятие 9. Современный транспорт - зона повышенной опасности Учебные вопросы. 1. Основные причины транспортных происшествий. 2. Правила безопасного поведения в транспорте любого вида. Цель. В конце занятия учащиеся должны: а) знать основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом; б) уметь правильно действовать в случае захвата транспортного средства террористами. Основное содержание урока. Занятие целесообразно начать с повторения пройденного в начальной школе материала по безопасности дорожного движения. Попросите учащихся вспомнить и рассказать об аварийных ситуациях на транспорте. Основные причины транспортных аварий: • невнимательность участников дорожного движения; • невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами; • нарушение правил дорожного движения пешеходами; • поломка транспорта; • неудовлетворительное состояние проезжей части улиц и дорог; • плохие погодные условия. Особенности современного транспорта: высокая скорость, огромная разрушительная сила из-за резкой остановки и столкновения, высокая пожароопасность. Особенно опасно транспортное средство в следующих случаях: • во время посадки и высадки; • при экстренном торможении, особенно в сырую погоду и во время гололедецы; • во время движения на автомобиле, имеющем неисправности, при которых запрещена эксплуатация. Сформулируйте основные правила безопасного поведения в любом транспортном средстве. Что делать, если вы оказались заложником террористов? Разъяснить рекомендуемые действия в такой ситуации можно, используя схему 9.

Занятие 1. Город как источник опасности (Конспекты уроков) Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема. Контрольные вопросы. Расскажите о правилах безопасного поведения в транспортном средстве. Какие опасности могут возникнуть при посадке в транспортное средство и высадке из него? При торможении? Что может предпринять пассажир в аварийной ситуации? Как вести себя, если вы оказались заложником террористов?

© 2010-2022