- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики на тему «Единицы площади: см 2, дм 2, м 2»
Урок математики на тему «Единицы площади: см 2, дм 2, м 2»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Голик Н.В. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Звезды, в гости ждите нас!»
Интегрированный урок:
математика и технология.
Тема урока: «Единицы площади: см 2, дм 2, м 2».
Автор: Голик Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МОБУСОШ № 7 х. Кирова
Новокубанского района
Краснодарского края.
2014 год.
«Звезды, в гости ждите нас!»
Интегрированный урок: математика и технология.
Темы: «Единицы площади: см 2, дм 2, м 2».
«Обработка бумаги: сгибание, резание ножницами, склеивание».
Цели: 1. Формировать у детей представление о единицах площади:
см 2, дм 2, м 2.
2. Формировать умения по обработке бумаги: сгибание, резание ножницами, склеивание.
Задачи: 1. Формирование познавательного интереса;
2. Развитие логического и образного мышления, оперативной памяти;
3. Воспитание любознательности; аккуратности.
Оборудование:
-- у каждого учащегося: рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, линейка, клей, ножницы), 4 квадрата (черный 2 дм х 2 дм, синий 1дм2, красный 5см х 5см., желтый 1 см 2), салфетка.
-- у учителя: квадрат: 1м2, линейка (1м), цветная бумага и т.п.
-- на доске записано название урока «Звезды, в гости ждите нас», наклеены звезды из цветной бумаги.
--мультимедийный проектор и компьютер
или интерактивная доска;
--презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в космос. Урок наш так и называется (слайд№1,№2) «Звезды в гости ждите нас!» (чтение детьми).
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Подскажите, на чем летают в космос? (на ракетах). Правильно, но нам ракету еще нужно построить. Для этого нам нужно вспомнить свойства геометрических фигур и линий, единицы площади (слайд № 3); прямые, отрезки, лучи).
Учитель. Укажите прямые. А что такое прямая линия? (Докажите)
Укажите отрезки. Что такое отрезок? (Докажите, что это отрезок)
А где лучи?
А что за фигура получится, если два луча соединить в одной точке? Давайте посмотрим (ученик чертит на доске угол, дает ему название). Какой получился угол?
По таблице «Углы» дети вспоминают название углов: острый, тупой, прямой (слайд №4).
Вспоминаются фигуры: четырехугольник, квадрат, пятиугольник, треугольник, прямоугольник (слайд № 5).
Учитель: А что такое квадрат? Давайте начертим (дети чертят квадрат в тетради, один ученик у доски).
Какое основное свойство квадрата? (все стороны равны). Напишите, как данное свойство отражается на нашем квадрате (запись равенства сторон). Какое еще важное свойство квадрата вы знаете? (углы прямые).
Давайте начертим диагонали квадрата (чертятся диагонали, записываются их свойства). На какие четыре фигуры диагонали разделили квадрат? (на четыре равных треугольника )
Используя 1 свойство квадрата, решите задачу (слайд № 6). Один ученик работает у доски.
Динамическая пауза для снятия напряжения глаз по Зайцеву
.
III. Самоопределение к деятельности.
1)Работа с раздаточным материалом.
Учитель. Среди разноцветных квадратов, имеющихся у каждого из вас, найдите квадрат, площадь которого равна 1 см 2. Что можно измерить 1см2? Возьмите синий квадрат, и, измерив длину его стороны, устно решите задачу на нахождение площади этого квадрата (5 х 5 = 25см2). Проверьте себя (слайд № 7).
А теперь найдите квадрат, площадь которого равна 1 дм 2. Что можно измерить при помощи 1 дм 2? Возьмите черный квадрат. Как можно измерить его площадь в дм 2? (можно наложением 1 дм 2, можно по формуле So = a х a) Запишите условия задачи и решение (сверяются ответы и решения детей).
2) Создание проблемной ситуации:
- У вас квадраты не большие, а у меня - большой квадрат (показывается квадрат с площадью 1м2). Как его измерить? А как найти его площадь?
( Дети рассуждают, находят рациональный способ решения: 1 х 1 = 1м2). Это новая единица площади - м 2 (квадратный метр).
3)Формулирование темы урока.
IV. Осознание и запоминание.
-
Учитель. Что можно измерить м 2? (Рассуждения детей). Давайте придумаем задачу про наш огород и решим её устно (слайд № 8).
Дано: Решение:
a = 10м S = a х в
в = 2м. S = 10 х 2
S - ? S = 20 м2
На перемене мы проведем опыт: измерим моделью м2 площадь нашего огорода и сверим результаты.
2)Посмотрите (слайд №9): , , S = a х в, Р = (a + в) х 2.
Помогите правильно поставить данные геометрические фигуры и формулы парами и обоснуйте свой выбор.
V. Закрепление.
Учитель. Множество конструкторов из различных стран думали над тем, каким же должен тот корабль, который полетит на другие планеты. И вот в 1961 году, 12 апреля был запущен космический корабль, который создали российские конструкторы, на нем совершил свой полет
Ю.А. Гагарин (слайд №10).
Динамическая пауза для профилактики плоскостопия и коррекции осанки под музыкальное сопровождение слайда №10.
Как вы думаете, в каких единицах площади конструкторы измеряли свой корабль? (в мм2, см2, дм2, м2). А наши корабли значительно меньше, а построим их с помощью наших « волшебных квадратов». Почему квадрат
«волшебный»? (из него можно сделать различные геометрические фигуры)
(слайд № 11-образец «ракеты»).
- Как из квадрата сделать треугольники? (начертить диагонали и по ним разрезать). Дети чертят, разрезают красный квадрат.
- Как из квадрата сделать прямоугольники? (сложить противоположные стороны и разрезать по линиям сгиба) Дети складывают, разрезают синий квадрат.
- Как из квадрата сделать круг? (срезать углы фигурно). Срезают углы у желтого квадрата.
А черный квадрат будет эмитировать космическое пространство. Вот какая ракета получилась у меня из всех квадратов, с которыми мы работали
( показывается образец). Осталось промокнуть и отправить в полет
( крепится на доске). А теперь и вы сконструируйте свои «ракеты» и мы их запустим в космос! ( Дети выполняют работу, учитель прикрепляет «ракеты» к доске под темой урока и «звездами»)
Учитель: Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс -
Звезды, в гости ждите нас!
Полетели? (слайд № 11 «ракета» улетает)
Общая рефлексия: Учитель. Посмотрите, новые ракеты отправляются в космос.
Самооценка: Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Итог: Учитель. Понравилось вам быть конструкторами ракет? Смогли бы конструкторы собрать космические корабли, если бы не знали свойства геометрических фигур и единицы площади? (мини - диспут).
Завершение урока (слайды № 12-13).
Методические рекомендации по использованию урока
«Звёзды, в гости ждите нас!».
Данный урок разработан для начального звена образовательного учреждения. Успешно проводился автором разработки в 4 классе общеобразовательной школы.
Материал к уроку разработан с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся данного возраста. В основу урока заложен деятельностный подход к получению учащимися новых знаний в «Технологии проблемного обучения».
Построен материал урока на основе проникающей интеграции и взаимосвязи математики и технологии, что даёт возможность глубокого усвоения и закрепления учебного материала.
Оборудование к уроку используется на протяжении всего занятия: сначала для повторения изученных ранее тем в математике (измерение, решение задач, повторение основных свойств геометрических фигур и т. п.), затем из этих же материалов выполняется аппликация.
Прослеживается связь с другими учебными дисциплинами и искусствами.
Включение в ход урока мультимедийного и музыкального сопровождения (которое может служить как фоновым звуковым оформлением к отдельно заданным слайдам, так и полноценным дополнением к материалу урока по усмотрению учителя) оправдано познавательным характером урока и соответствует поставленным учебным задачам.
Продолжительность и последовательность воспроизведения материала слайдов презентации регулируется самим учителям по мере необходимости включения и обновления действий учеников и самого учителя и не ограничена временными рамками.
Использование анимационных эффектов настраивает учащихся на позитивное восприятие учебного материала и приносит удовольствие от получения знаний.
Первый и последний слайды повторяют друг друга, что позволяет ощутить завершённость коллективной работы учащимися класса и настраивают на проведение общей рефлексии. Последний слайд может появляться как по заданной к нему гиперссылке (звёздочка в нижнем левом углу без спецэффектов), так и по «клику» мышкой (в данном случае будет сопровождаться спецэффектами). Слайд № 2 не несёт информации и служит для более удобного перехода к слайду № 3, который понадобиться не сразу, а на следующем этапе урока. Слайд №10 предназначен для максимально плавного и неразрывного перехода от математических вычислений к творческой части урока и может служить музыкальным сопровождением для динамической паузы.
Урок обеспечивает достижение учащимися личностных результатов, коммуникативных, метапредметных и предметных УУД:
Личностные результаты:
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества с преподавателями и сверстниками.
- Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Коммуникативные результаты:
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Данный урок является одним из «Системы уроков по теме «Величины»», разработанной автором.
Список используемых источников и литературы:
Идея сценария урока:
«Тематические недели в начальной школе 3-4 классы».
Авторы: О. В. Перекатьева. С.И.Подгорная.
Издательский центр «Март», 2004 год.
Ресурсы сети Интернет:
webpark.ru/comment/74718 (фото).
download-song.ru/music/ (музыка):
-Песня в исполнении И. Кобзона. Слова А. Пахмутовой на стихи Н.Добронравова «Знаете, каким он парнем был!».
-Песня из кинофильма «Маленький принц» в исполнении Е.Камбуровой. Слова Н.Добронравова, музыка М.Таривердиева.