Русский язык. Тема урока: «Правописание частицы не-с глаголами» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Правописание частицы не- с глаголами»


Цели урока Образовательные: расширить знания детей о служебных частях речи; углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов);познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами; обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений. Воспитательные: воспитание культуры учебного труда; создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе. Развивающие: развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами; развивать навыки точного употребления глаголов в речи; побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся; развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы; развивать внимание и память учащихся; развивать умение слушать товарищей; развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.

Ход урока. 1.Организационный момент Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: «Вы - талантливые дети! Когда-нибудь Вы сами приятно поразитесь, какие Вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению….» Я желаю Вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь Вас ждет открытие новых знаний. 2.Минутка чистописания: Гг (характеристика буквы.) 3 . Словарная работа: Лисичка в школу собиралась и как для бала одевалась. Наряд блестел, переливался, весь класс гурьбой смотреть собрался. Какое платье, загляденье. Да, но причём же здесь ученье? Ведь в школе всем учиться надо, а не рассматривать наряды. Здесь, чтоб не отвлекать друзей носи одежду поскромней. Назовите синоним к слову одежда. Гардероб: Стихотворение А. Шибаева: Платье новое - Вполне Хорошо сидит на мне. Это платье мне идёт, А костюм наоборот, Потому что плохо сшит, Он на вешалке висит. Гардероб: платье, костюм, платок. а/ Выпишите из словаря словарные слова к теме «Гардероб» б/ Запишем ещё одно слово по теме «Гардероб». Но что это за слово попробуйте догадаться сами: Часть этого слова - является древнерусским словом, оно означает «кусок материи», часто используется в художественной поэтической речи. Например: «Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя». / А.Н. Толстой / или «А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей…»/А.Блок/ в/ Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам: / Соревнование на доске./ 1 ряд/ схема: прил. + платок /Синий платок, тёплый платок./ 2 ряд/ схема: глагол + платок /Снять платок, вернуть платок./ 3 ряд / схема: платок + сущ. /Платок с узором, платок с вышивкой./ Проверка выполненного задания. Физминутка: « Напишите заглавную букву П носом, строчную букву н - коленкой, заглавную букву Р - локтём…» 4. Изучение нового материала. а) Актуализация знаний. - Сегодня мы продолжим путешествие по волшебной стране «Речь». И нас, конечно, интересует её правитель - его величество ГЛАГОЛ. Теоретическая разминка. - Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе? - Есть что-то, чего мы ещё не знаем? - Прочитайте пословицы. Волков бояться -в лес ходить. Ссора до добра доведёт. -Правильно ли я их написала? Прочитайте их правильно и объясните их смысл. С какой частью речи пишется не? -Почему изменился смысл предложения? Вывод: не с глаголом отрицает действие. Правильно спишите пословицы, вставьте и подчеркните орфограммы. Проверка. б)Сформулируйте тему урока Тема урока: «Правописание не с глаголами». в) Постановка проблемы. Что такое не? К какой части речи относится? Как пишется не с глаголами? г) Поиск решения. Что такое не ? - На какие две группы делятся части речи? -В какой группе частей речи следует искать не ? Докажите свою точку зрения. Не - служебная часть речи, так как к ней нельзя поставить вопрос, это слово ничего не обозначает . Предлог? Союз? Частица? Не является частицей. Найдите правило на с.112 и скажите как пишется частица не с глаголом. Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. Не с глаголом пишется отдельно -Какой смысл придаёт частица не глаголу? Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению. Проверяем написанное Не-орфограмма-пробел слайд Физминутка « С частицей не»: встаньте, похлопайте, не прыгайте, присядьте, не вставайте, встаньте, не садитесь, сядьте. Ведущий называет глаголы. Дети выполняют действия. Если говорится глагол с частицей не - действие не выполняется. Как Вы думаете а есть ли глаголы, с которыми не - будет писаться слитно? Послушайте о таких глаголах стихотворение В. Агафонова: Глаголы, не любя безделья, С частицей пишутся раздельно! Всегда? Нет! Без сомнения, Бывают исключения. Бывает все же, что глагол Совсем без «не» не может! Тогда, куда бы он ни шел, - И «не» с ним вместе тоже. Пристанет так, что ой-ой-ой!- Приставкой сразу станет. И в ситуации любой Ни разу не отстанет. И нет глаголу воли, Если глагол - неволить. Не можем «Не» не видеть В глаголе ненавидеть. Глаголы исключения: ненавидел, неволить нельзя употреблять без не. В них «не» будет приставкой, обозначьте эту приставку Творческая работа. Назовите глаголы с не, которые вы услышите в стихотворении Что я прочитала? - Составьте памятку в парах о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.(по выбору) Девочек __ дёргать за косички. __ драться на переменах. На уроках __ говорить с соседом. __ приходить вовремя на занятия. - Проверим, что у вас получилось. - Молодцы! А вот мои правила. 6. Контроль. Игра «Выбери». Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Пишите в строчку, через запятую. Как будете писать частицу не с глаголами? Слезь со стула! Не _ хочу! Упадёшь! Не _ упаду! Отойди! Не _ отойду! Приедешь? Нет, не _ приеду! Придёшь? Нет, не _ приду! Услышишь? Не _ услышу! Найдёшь? Нет, не _ найду! Слезаешь? Не _ слезаю! Решаешь? Не _ решу! Мечтаешь? Не _ мечтаю! Молчишь? Нет, не _ молчу! Конфетку, может, хочешь? Нет! Да, хочу, хочу, хочу! 7. Итог урока. - Что нового узнали? - Какие задания понравились больше всего? - Кто легко справился со всеми заданиями? - Какое задание показалось самым сложным? Почему? - Над чем ещё надо поработать дома? - Я предлагаю вам правило в стихах, которое очень легко запомнить, только вставьте недостающие слова. Не с глаголами пиши _________ (раздельно), Например: не _ хотел, не_ знал. Только помни об исключеньях: Не ______, не _______ . (ненавидел, негодовал). 8. Домашнее задание. С.112- правило, с.119, упр. 7. Спасибо за урок!


© 2010-2022