- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по физической культуре (1 класс)
Рабочая программа по физической культуре (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Синельникова Е.И. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Утверждаю»
Директор школы:
________ /Е.И. Лисюшкина/
«___» _______ 20 г.
Рассмотрено на заседании методического объединения
Руководитель МО: _________ /Синельникова Е.И. / «__»____20__г.
Рабочая программа
учебного курса
«Физическая культура»
в 1 «А» классе
Составила: Синельникова Е.И.
р.п.Торбеево 2015 г.
Пояснительная записка
Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) - достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, на основе: - Примерной программы начального общего образования в 2 ч.. Ч.2. - М.: Просвещение, 2009; - Программы В.И. Ляха, Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов. - М.: Просвещение, 2008. - Лях В.И. Мой друг - физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2013. - Рабочей программы по физической культуре В.И. Ляха. 1-4 классы: - М.:Просвещение 2012г. Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; • овладение школой движений; • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей; • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей; • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета, курса. Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем - проблему формирования и сохранения здоровья ребенка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе, в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей. Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству. Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности. Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные фор- мы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств. Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе: • требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования; • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; • Законе «Об образовании»; • Федеральном законе «О физической культуре и спорте»; • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.; • примерной программе начального общего образования; • приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Курс «Физическая культура» изучается в 1 классе из расчёта 3 ч в неделю (всего 99 ч, 33 учебных недели). Курс изучения предмета «Физическая культура» заканчивается промежуточной аттестацией.
Ценностные ориентиры: Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты освоения курса:
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Личностные результаты • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; • формирование уважительного отношения к культуре других народов; • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; * овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Тематическое планирование по дисциплине
«Физическая культура»
№ п/п
Название разделов
и тем.
Мак
сималь
ная на
грузка
учащее
гося, ч
Из них
Теорети
ческое
обуче
ние, ч
Лабо
ратор
ные и
прак
тичес
кие ра
боты,ч
Конт
роль
ная
рабо
та,ч
Экс
кур
сии,ч
Само
стоя
тель
ная
рабо
та,ч
1
Основы знаний о физической культуре
4
2
Лёгкая атлетика
34
3
3
Лыжная подготовка
12
4
Гимнастика с элементами акробатики
15
5
Подвижные и спортивные игры
18
6
Лёгкая атлетика
16
4
Итого
99
7
Содержание учебного предмета, курса
- Основы знаний о физической культуре (4ч)
- Легкая атлетика (34ч)
- Лыжная подготовка (12ч)
- Гимнастика с элементами акробатики (15ч)
Спортивно-оздоровительная деятельность Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги. Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
- Подвижные и спортивные игры (18ч)
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием стровых упражнений типа: «Смена мест», «Становись - разойдись», "Змейка", "Пройди бесшумно", "Тройка", "Раки", "Через холодный ручей", "Петрушка на скамейке", "Не урони мешчек", «Альпинисты»
На материале легкой атлетики: "Пятнашки", "К своим флажкам", "Не оступись", "Быстро по местам", "Третий лишний", "Метко в цель".
На материале лыжной подготовки: "Салки на марше",
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
6.Легкая атлетика (16ч) Прыжки: на месте (на одной, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди. Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Календарно-тематическое планирование.
-
№ п/п
Наименование разделов и тем.
Всего часов
лабораторные и практические работы, ч.
контрольная работа, ч.
Самостоятельная работа,ч.
планируемая
фактическая
1
Основы знаний о физической культуре
4
1,1
Беседа «Открываем дверь в страну игр»
Инструктаж по ТБ. Техника ходьбы и бега
1
1,2
Урок-игра. Игры для формирования правильной осанки.
2
1,3
Беседа «Законы страны игр». Совершенствование техники ходьбы и бега
1
1,4
Основные физические качества. Игра «Совушка»
2
2
Лёгкая атлетика
34
2,1-2,2-2,3
Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприсяде. Игра «Быстро по своим местам»
3
2,4
2.5
2,6
2,7
Сочетание различных видов ходьбы. Игра «Слушай сигнал». Стартовый контроль: бег 30м
4
1
2.8
2,9
2,1о
Спортивный марафон. Обычный бег, бег с изменением направления движения. Игра «КОШКИ-МЫШКИ»
3
2,11
2,12
2,13
Спортивный марафон. Бег с преодолением препятствий. Игра «С кочки на кочку» Стартовый контроль:прыжок в длину с места
3
2,14
2,15
Спортивный марафон. Бег по размеченным участкам дорожки. Игра «У ребят порядок строгий»
2
2,16
2,17
Челночный бег. Игра «Ястреб и утки» Стартовый контроль:подтягивание
2
2,18
2,19
2.2о
Спортивный марафон. Совершенствование навыков бега. Игра «Кто быстрее встанет в круг»
3
2,21
2.22
2,23
Совершенствование навыков бега. Кросс по слабопересечённой местности. Игра «Кто лишний».Стартовый контроль:бег 6 мин
3
1
2.24
2,25
Эстафеты. Бег с ускорением. Игра «Быстро в круг»
2
2.26
2,27
Прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90 , с продвижением вперёд. Игра «С кочки на кочку»
2
2.28
2,29
2,3о
Прыжки в длину с места. Игра «Попрыгунчики-воробьишки»
3
2,31
2,32
Прыжки в длину с разбега с приземлением на обе ноги. Игра «Волк во рву»
2
2,33
2,34
Эстафеты. Стартовый контроль:наклон вперёд из положения сидя.
2
1
3
Лыжная подготовка
12
3,1
Знакомство с техникой передвижения на лыжах
1
3,2
Ступающий шаг без палок
1
3,3
Ступающий шаг с палками
1
3,4
Скользящий шаг без палок
1
3,5
3,6
Скользящий шаг с палками
2
3,7
Повороты переступанием
1
3,8
3,9
Подъёмы и спуски под уклон
2
3,1о
Передвижение на лыжах до 1 км
1
3,11
Подъёмы и спуски с небольших склонов
1
3,12
Передвижение на лыжах до 1,5 км
1
4
Гимнастика с элементами акробатики
15
4,1
Строевые команды. Правила по технике безопасности на уроках гимнастики
1
4,2
Группировка, перекаты лёжа на животе и из упора стоя на коленях
1
4,3
Кувырок вперёд в упор присев. Игра «Змейка»
1
4,4
Гимнастический мост из положения лёжа на спине
1
4,5
Стойка на лопатках. Игра «Иголка и нитка»
1
4,6
Стойка на носках на одной ноге, ходьба по гимнастической скамейке.
1
4,7
Передвижения по гимнастической стенке
1
4,8
Лазание по гимнастической скамейке. Подтягивание лёжа на животе
1
4,9
Перелазание через гимнастического коня
1
4,1о
Преодоление полосы препятствий. Игра «Посадка картофеля»
1
4,11
Акробатические комбинации
1
4,12
Шаг с прискоком, приставные шаги, шаг галопа в сторону
1
4,13
Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой
1
4,14
Общеразвивающие упражнения на формирование правильной осанки
1
4,15
Эстафета «Весёлые старты»
1
5
Подвижные и спортивные игры
18
5,1
Игры на закрепление и совершенствование навыков бега
1
5,2
Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей
1
5,3
Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках
1
5,4
Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность
1
5,5
Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность
1
5,6
Упражнения на внимание. Игра «Охотники и утки»
1
5,7
Упражнения на ловкость и координацию
1
5,8
Баскетбол. Стойка баскетболиста
1
5,9
Ведение и передача баскетбольного мяча
1
5,1о
Подвижные игры с баскетбольным мячом
1
5,11
Волейбол. Стойка волейболиста
1
5,12
Перемещение по площадке. Упражнения с волейбольными мячами
1
5,13
Подвижные игры на материале волейбола
1
5,14
Футбол. Удар по неподвижному и катящемуся мячу
1
5,15
Ведение и остановка мяча
1
5,16
Урок-игра. Правила игры в футбол
1
5,17
Подвижные игры на материале футбола
1
5,18
Спортивный марафон «Внимание, на старт»
1
6
Лёгкая атлетика
16
6,1
Правила по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики. Игра «Не попади в болото»
1
6,2
Прыжки со скакалкой
1
6,3
Игры с использованием скакалки
1
6,4
Бросок набивного мяча от груди
1
6,5
Бег на скорость
1
6,6
Высокий старт с последующим ускорением
1
6,7
Бег на выносливость. Игра «Подвижная цель»
1
6,8
Соревнования на короткие дистанции (до 30м)
1
6,9
Прыжки через небольшие естественные вертикальные и горизонтальные препятствия
1
6,1о
Броски больших и малых мячей на дальность и в цель. Контроль
1
6,11
Эстафеты с бегом на скорость
1
6,12
Сдача котрольного норматива (бег 30м)
1
1
6,13
Сдача контрольного норматива на силовые способности
1
1
6,14
Сдача контрольного норматива на координационные способности
1
1
6,15
Мы спортивные ребята
1
6,16
Итоговое тестирование.
1
1
Итого
99
7
Материально-техническое обеспечение
Стенка гимнастическая. Мячи. Палка гимнастическая Лыжи. Мат гимнастический. Обруч. Флажки. Скакалка.
Список литературы - Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) - Примерной программы начального общего образования в 2 ч.. Ч.2. - М.: Просвещение, 2009; - Программы В.И. Ляха, Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4-х классов. - М.: Просвещение, 2011г. - Лях - физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2013. - Рабочей программы по физической культуре В.И. Ляха. 1-4 классы: - М.:Просвещение 2012г.
Учебно-методический комплект по физической культуре: Поурочные разработки по физической культуре А.Ю. Патрикеев К УМК В.И. Ляха «Школа России» 1 класс. Москва. «Вако» 2013