- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект занятия внеурочной деятельности общекультурного направления в3 классе по теме Лепка игрушки по мотивам народных образцов
План-конспект занятия внеурочной деятельности общекультурного направления в3 классе по теме Лепка игрушки по мотивам народных образцов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Приймакова Е.В. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект занятия внеурочной деятельности общекультурного направления в3 классе по теме
Лепка игрушки по мотивам народных образцов
Цели занятия: ознакомление с глиняной игрушкой, как с одним из видов народного творчества; углубление знаний учащихся о пластической выразительности формы, совершенствование понятия художественной формы в искусстве (правило визуальной соразмерности); расширение знаний из области декоративно-прикладного искусства и привитие любви к этому виду творчества. Оборудование: образцы глины,
- глиняные игрушки и цветные иллюстрации мастеров с. Дымкова, д. Петровское, д. Филимоново, с. Абашево;
- матрешки Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские;
- схемы, изображающие особенности пластических форм игрушек разных художественных школ;
- динамическая таблица, отражающая этапы лепки игрушки.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Беседа.
Ой, вы, гой еси, дети - милые!
Ой, вы, гой еси, гости - званные!
Как вы спросите, а зачем же мы
Нарядили класс, поукрасили?
А расскажем мы нынче сказочку,
Может сказочку, может быль пойдет,
И не быль совсем - правда чистая,
Мы расскажем вам, вы послушайте!
А) А перво-наперво вы ответьте мне, что изображено на этих иллюстрациях? Б) Как можно обобщить ваши ответы? Предметы какого искусства здесь представлены? (Декоративно-прикладного) В) Что такое декоративно-прикладное искусство? Г) из какого материала сделаны эти предметы? (Из дерева и глины)
(Звучит мелодия «Коробейников», под которую мальчик и девочка в русских костюмах вносят плетеный короб и ставят его на стол) Ребята! Конечно вы догадались, почему наша встреча началась с этой знакомой русской песни. Правильно, потому что в центре нашего внимания сейчас будет вот эта самая «коробочка», а вернее старинный русский короб. И конечно он располным-полон. А вот чем? Давайте подумаем, чем может быть наполнен короб? Конечно вещами старинными, русскими. И конечно игрушками. Но не найдете вы в нем заграничную красавицу Барби или радиоуправляемый катер. Но игрушки, что в нем лежат не менее красивы, и не менее знамениты в мире. А особенность их в том, что, как и сам короб созданы они руками знаменитых русских мастеров, да ими же и придуманы. Итак, откроем короб! Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте - какую?
Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская … (матрешка).
- Что вы знаете об истории создания матрешки? (90 лет назад, под Москвой художником Милютиным)
- Какие бывают матрешки? (Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская, Марийская)
- В чем их отличие? (в росписи)
- Какие основные части можно выделить в матрешке? (туловище и голова). Совершенно верно! При этом они плавно переходят друг в друга.
Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры
Ладушки, ладушки.
- А теперь снова заглянем в короб. Кто же это?
С переливами поет
Утром будит весь народ,
Золотистый гребешок
Гордо носит … (петушок)
- Этот петушок глиняный. А если его поднести к губам и дунуть, то запоет он заливисто и звонко. Да он здесь не один, есть у него в коробке братцы: мужичок, играющий на гармошке, конь с лихим наездником. Вы согласны, что это братцы петушка?
- А теперь новая игрушка! Кто это?
Гордый, важный, пышный, статный
В оперении нарядном: синий, желтый, красный круг - Распушил свой хвост… (индюк)- Этот индюк тоже глиняный. Мастерят таких индюков умельцы Кировской области, а вот как называется село, которое послужило названием этих игрушек, вы мне сейчас, думаю назовете? (Дымково)
- Совершенно верно, это дымковская игрушка. Скажите, а какая еще, кроме индюков, игрушка-любимица этих мастеров? А ответить поможет мелодия. (звучит «Барыня»)
- Правильно, «Барыня». Скажите, ребята, а с какими барышнями вы еще знакомы. (Абашевской, Филимоновской)
- Давайте сравним формы этих барынь.
Филимоновская (Тульская область)
Абашевская
(Пензенская область)
Дымковская
(Кировская область)
Вытянутые пропорции
Высокие юбки-колоколы с плавным пологим расширенным книзу.
По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется маленькой.
Сдержаны, и при этом очень декоративны. Декоративность проявляется не только в окраске, но и в линиях силуэта
Так же имеют ярко выраженные особенности пластики и росписи.
В фигурах барынь выделяются головы в кокошнике, шляпе или просто с высокой пышной прической, грудь, юбка-колокол с передником. На руках у барыни либо ребенок, либо руки лежат на перекинутом через спину коромысле, либо упираются в бока.
- Мы с вами сравнивали барынь. А теперь скажите, какое общее свойство, вернее прием характерен для них? (Предельное обобщение - т.е. при лепке фигур индивидуальные отличия отбрасываются и вылепляются только типовые признаки предмета)
- В данном случае в женских фигурах отмечены голова, грудь, руки, и конус - юбка. Сегодня мы с вами и попробуем вылепить барышень из глины.
- Практическая работа.
- Итог занятия.