Урок русского языка по теме Род имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме: « Род имен существительных»

Тип урока: « Открытие нового знания».

Цель урока: ознакомление с приемами распознания рода имен существительных.

Формирование УУД.

Личностные:

признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

  • сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; в группе

  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

  • вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

  • делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

  • подтверждать аргументы фактами;

  • слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Ход урока:

1. Орг. момент

Все сумели мы собраться

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать.

2. Мотивация: Возьмите карточки личных достижений отметьте, чего бы вы хотели достичь на этом уроке. А в конце урока мы посмотрим на ваши результаты.

Чтобы быть успешным, отгадайте формулу успеха. Вставьте нужные слова. Воспользуйтесь этой формулой.

( старание, разговоры, внимание, сообразительность, лень,=УСПЕХ)

3. Актуализация знаний

А) Орфографическая минутка: На доске записаны слова (шарф, земля, тигрица, моря)

Какие задания вы предложили бы ?( вставь пропущенные буквы и обозначь орфограмму; найди лишнее)

Б) Минутка чистописания

Какое слово вы исключили? (земля)

Давайте составим цепочку из согласных букв и пропишем строку чисто, аккуратно. Продолжите цепочку так, чтобы каждая последняя буква становилась на место первой.

В) А теперь отгадайте загадку и определите, чему мы посвятим наш урок.

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы КТО? Что? Отвечает.

Действительно мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с тайнами интереснейшей части речи.

Вы уже знакомы с сущ. , поэтому предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать насколько глубоки ваши знания по этой теме.

Пока мы играем 1 пара детей работает по перфокарте

Имя существительное -это________

Обозначает________________

Отвечает на вопросы_________________

Изменяется _______________________

Бывает________________

В пердложении_______________________

1 человек у доски по карточке (распредели существительные на две группы кто? Что?)

2 ученик у доски по карточке( раздели сущ. На 2 группы: собственные, нарицательные) /Жучка, солнце, Россия, облако, дом, папа/

Игра «Да», «Нет»

1. Имя существительное- это часть речи? /да/

2. Имя существительное отвечает на вопросы какая? Какой? Какое? /нет/

3. Имя существительное обозначает действие предмета? /нет/

4. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что? /да/

5. Имя существительное бывает одушевленным и неодушевленным? /да/

6. Имя существительное обозначает предмет? /да/

7. В предложении существительное бывает подлежащим и второстепенными членами предложения? /да/

8. Имена собственные пишутся с маленькой буквы? /нет/

После игры, ребята, выполнявшие перфокарту, подводят итог об имени существительном. А дети, которые работали у доски, приводят примеры.

Собственные (Россия, Жучка)

Нарицательные (дом, облако, папа, солнце)

Вывод: Чем отличаются собственные от нарицательных?

Одушевленные (Жучка, папа)

Неодушевленные (дом, облако, Россия, Солнце)

Вывод: Чем отличается сущ одушевленное от неодушевленного?/самооценка/

4. Самоопределение к деятельности

Я предлагаю разделить эти сущ на 3 группы. ( версии)

Сегодня мы откроем еще одну тайну рус. языка. Желаете ли вы знать об сущ. еще больше?

Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока (род имен существительных) Как вы понимаете слово род?(родня, родственник)

Попробуйте определить род сущ. Почему не получается? ( не умеем, не знаем)

Чему должны научиться? (найти способ определения рода у существительных) А для чего это нужно? ( чтобы говорить и писать грамотно )

А кто знает какой бывает род у сущ? (женский, мужской, средний)

Давайте послушаем сказку может что вы из нее узнаете. (слушают сказку)

Так, ребята, какой же бывает род?

А теперь давайте попробуем определить род у сущ, опираясь на план работы.

Работа в парах. План работы

1. Прочитайте слова: ручка, карандаш, кольцо

2. Подберите к каждому слову слова, обозначающие принадлежность нашего предмета (он, мой-м.р; она, моя-ж.р; оно, мое- с.р)

3. Представьте результат классу. (учитель выносит на доску слова -помощники)

Вывод: Как определить род существительного?

Давайте проверим свои предположения в учебнике у Совы. (читают правило)

Читают вслух 3 человека по родам . Расскажите его соседу.

Ребята, чтобы легко было определять род, я открою секрет королевы.

Женский род запомню я

И скажу: «Она, Моя»

И запомню род мужской

И опять скажу «Он, мой»

Средний род: «Оно, мое»

Это правило твое.

Давайте составим алгоритм определения рода.

1. произнесу слово, обозначающее предмет

2. Подставлю слова- помощники

3. Определю род

5. Первичное закрепление

А)Работа в тетради и у доски

Возвращаемся к первоначальным словам и делим их на 3 группы- какие? ( по родам)

Ж.род-Жучка, Россия

М.род- дом, папа

Ср.род- облако, солнце

Б)Самостоятельная работа. Картинный диктант

Заяц, лопата, сорока, петух, молоко, пальто

Проверка по эталону с определение орфограмм. Оценили себя в тетради.

6. Повторение и систематизация знаний

Работа в группах Игра «Собери пословицу» ( на разрезных карточках записаны пословицы)

Ученье свет, а неученье -тьма.

Мир строит, а война разрушает.

Объясните смысл пословиц. (если ты будешь учиться, то перед тобой будут открыты все двери в жизни, а те кто не хочет учиться не увидит в этой жизни ничего светлого , интересного. В мирное время люди строят города, а во время войны все это разрушается)

Запишите пословицы в тетрадь, найдите в тексте сущ., противоположные по смыслу. Определите род.

Б) А теперь, ребята, возьмите цветочки, которые лежат у вас на парте, переверните и прочитайте слова, определите род и поставьте в ту вазу, которой они соответствуют.

7. Итог урока:

Чему вы должны были научиться на этом уроке.

Как определить род?

8. Самооценка.

Возьмите свои карты личных достижений и отметьте то, чего вы достигли на уроке. (заслушать несколько детей)

9.Д\з упр42, стр. 26 правило





© 2010-2022