- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме Род имен существительных
Урок русского языка по теме Род имен существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бенькова А.А. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка по теме: « Род имен существительных»
Тип урока: « Открытие нового знания».
Цель урока: ознакомление с приемами распознания рода имен существительных.
Формирование УУД.
Личностные:
признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;
-
проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
-
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
-
сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; в группе
-
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
-
вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
-
делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.
Коммуникативные:
-
подтверждать аргументы фактами;
-
слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения
Ход урока:
1. Орг. момент
Все сумели мы собраться
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать.
2. Мотивация: Возьмите карточки личных достижений отметьте, чего бы вы хотели достичь на этом уроке. А в конце урока мы посмотрим на ваши результаты.
Чтобы быть успешным, отгадайте формулу успеха. Вставьте нужные слова. Воспользуйтесь этой формулой.
( старание, разговоры, внимание, сообразительность, лень,=УСПЕХ)
3. Актуализация знаний
А) Орфографическая минутка: На доске записаны слова (шарф, земля, тигрица, моря)
Какие задания вы предложили бы ?( вставь пропущенные буквы и обозначь орфограмму; найди лишнее)
Б) Минутка чистописания
Какое слово вы исключили? (земля)
Давайте составим цепочку из согласных букв и пропишем строку чисто, аккуратно. Продолжите цепочку так, чтобы каждая последняя буква становилась на место первой.
В) А теперь отгадайте загадку и определите, чему мы посвятим наш урок.
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы КТО? Что? Отвечает.
Действительно мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с тайнами интереснейшей части речи.
Вы уже знакомы с сущ. , поэтому предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать насколько глубоки ваши знания по этой теме.
Пока мы играем 1 пара детей работает по перфокарте
Имя существительное -это________
Обозначает________________
Отвечает на вопросы_________________
Изменяется _______________________
Бывает________________
В пердложении_______________________
1 человек у доски по карточке (распредели существительные на две группы кто? Что?)
2 ученик у доски по карточке( раздели сущ. На 2 группы: собственные, нарицательные) /Жучка, солнце, Россия, облако, дом, папа/
Игра «Да», «Нет»
1. Имя существительное- это часть речи? /да/
2. Имя существительное отвечает на вопросы какая? Какой? Какое? /нет/
3. Имя существительное обозначает действие предмета? /нет/
4. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что? /да/
5. Имя существительное бывает одушевленным и неодушевленным? /да/
6. Имя существительное обозначает предмет? /да/
7. В предложении существительное бывает подлежащим и второстепенными членами предложения? /да/
8. Имена собственные пишутся с маленькой буквы? /нет/
После игры, ребята, выполнявшие перфокарту, подводят итог об имени существительном. А дети, которые работали у доски, приводят примеры.
Собственные (Россия, Жучка)
Нарицательные (дом, облако, папа, солнце)
Вывод: Чем отличаются собственные от нарицательных?
Одушевленные (Жучка, папа)
Неодушевленные (дом, облако, Россия, Солнце)
Вывод: Чем отличается сущ одушевленное от неодушевленного?/самооценка/
4. Самоопределение к деятельности
Я предлагаю разделить эти сущ на 3 группы. ( версии)
Сегодня мы откроем еще одну тайну рус. языка. Желаете ли вы знать об сущ. еще больше?
Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока (род имен существительных) Как вы понимаете слово род?(родня, родственник)
Попробуйте определить род сущ. Почему не получается? ( не умеем, не знаем)
Чему должны научиться? (найти способ определения рода у существительных) А для чего это нужно? ( чтобы говорить и писать грамотно )
А кто знает какой бывает род у сущ? (женский, мужской, средний)
Давайте послушаем сказку может что вы из нее узнаете. (слушают сказку)
Так, ребята, какой же бывает род?
А теперь давайте попробуем определить род у сущ, опираясь на план работы.
Работа в парах. План работы
1. Прочитайте слова: ручка, карандаш, кольцо
2. Подберите к каждому слову слова, обозначающие принадлежность нашего предмета (он, мой-м.р; она, моя-ж.р; оно, мое- с.р)
3. Представьте результат классу. (учитель выносит на доску слова -помощники)
Вывод: Как определить род существительного?
Давайте проверим свои предположения в учебнике у Совы. (читают правило)
Читают вслух 3 человека по родам . Расскажите его соседу.
Ребята, чтобы легко было определять род, я открою секрет королевы.
Женский род запомню я
И скажу: «Она, Моя»
И запомню род мужской
И опять скажу «Он, мой»
Средний род: «Оно, мое»
Это правило твое.
Давайте составим алгоритм определения рода.
1. произнесу слово, обозначающее предмет
2. Подставлю слова- помощники
3. Определю род
5. Первичное закрепление
А)Работа в тетради и у доски
Возвращаемся к первоначальным словам и делим их на 3 группы- какие? ( по родам)
Ж.род-Жучка, Россия
М.род- дом, папа
Ср.род- облако, солнце
Б)Самостоятельная работа. Картинный диктант
Заяц, лопата, сорока, петух, молоко, пальто
Проверка по эталону с определение орфограмм. Оценили себя в тетради.
6. Повторение и систематизация знаний
Работа в группах Игра «Собери пословицу» ( на разрезных карточках записаны пословицы)
Ученье свет, а неученье -тьма.
Мир строит, а война разрушает.
Объясните смысл пословиц. (если ты будешь учиться, то перед тобой будут открыты все двери в жизни, а те кто не хочет учиться не увидит в этой жизни ничего светлого , интересного. В мирное время люди строят города, а во время войны все это разрушается)
Запишите пословицы в тетрадь, найдите в тексте сущ., противоположные по смыслу. Определите род.
Б) А теперь, ребята, возьмите цветочки, которые лежат у вас на парте, переверните и прочитайте слова, определите род и поставьте в ту вазу, которой они соответствуют.
7. Итог урока:
Чему вы должны были научиться на этом уроке.
Как определить род?
8. Самооценка.
Возьмите свои карты личных достижений и отметьте то, чего вы достигли на уроке. (заслушать несколько детей)
9.Д\з упр42, стр. 26 правило