Мультимедийный урок по окружающему миру Голоса леса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по окружающему миру с использованием И К Т



Тема урока:



Мультимедийный урок по окружающему миру Голоса леса








Разработала учитель начальных классов

МБОУ СОШ №18

Францева Людмила Владимировна

Обучающая цель: познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения.

Развивающая цель: развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывающая цель: прививать любовь к природе; формировать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: презентация; кассета с записью голосов птиц, плакат изображения лесных этажей.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Знакомство с новым материалом


  1. Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку по лесу.

Рассказ о лесном сообществе начинается стихотворением Погорельского.

Рассказывает ученик:

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

Куда же мы с вами отправимся? Слайд 2

Что же представляет собой лес? - Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже (ярусе) свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.

Слайд 3. Распределите представителей леса по ярусам

Давайте посмотрим этажи леса: Слайд 4,5,6,7,8,9,10,11.

- Ребята, чьи чудесные голоса вы слышали? (поют птицы)

- О каких же представителях живой природы мы сегодня с вами будем говорить?

Что вы знаете о птицах?

Дети: Все они, за некоторым исключением, летают.

- Какие бывают птицы? Назовите перелетных птиц (ласточка, журавли, соловьи, иволга). Назовите оседлых птиц? (сорока, ворона, воробей, голуби).

- как вы думаете, зачем поют птицы?

Дети: Для красоты, радуются, разговаривают.

- Когда птицы весной возвращаются домой, пение для них - очень серьезное и важное дело. Надо сказать, поют только самцы. Возвращаясь домой из теплых стран, маленький певун во весь голос заявляет « Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет поблизости селиться, иначе получит взбучку!»

- Кстати, лесные птицы занимают свои «квартиры» на разных этажах леса. Давайте заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.

2.Жители нижнего яруса:

На нижнем этаже гнездятся рябчик, тетерев, глухарь, козодрй.

Слайд 13,14,15,16. Тетерев

Слайд Глухарь

  1. Сообщения детей:

1. Глухарь:

Посмотрите на эту красивую крупную птицу - это глухарь. Он немножко неуклюж, тяжеловат и пуглив. Ходит он очень быстро, а вот полет у него очень тяжелый и шумный. Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Ближе к ночи глухари влезают на деревья, где и ночуют.

Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, причем очень часто делают это вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели птенцов и самки от рук людей.

- А вот еще одна интересная птица - жительница нижнего этажа - птица Козодой.

2. Козодой слайд

У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький - едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот по шире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит. Ребята, южный козодой занесен в Красную книгу РСО-Алания.

- Теперь мы поднимемся выше и посмотрим, кто живет на вторых и третьих этажах леса. Посмотрите и послушайте голоса этих птиц. (Включается запись, в которой ученики узнают дятла и вывешивается иллюстрация дятла).

Слайд 17

- Чей голос слышали?

- Почему вы так решили?

3.Это действительно голос дятла, но правильнее будет сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук».

Целыми днями он стучит по стволу дерева - работает в своей «кузнице». Найдет дятел в лесу дерево с расщелинкой - и устроит в ней свою 2кузницу». Таскает туда еловые шишки и достает языком из-под чешуек семена. Расклюет одну шишку - летит к другой.

В народе считают, стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - вредители - и лес будет жить. Дятел житель Северной Осетии.

А вот еще одна гостья.

4. Сорока. Слайд 18

Сценка

Выходит девочка, изображающая сороку.

Сорока: Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, вы узнали меня. Я сорока - белобока.

Учитель: Здравствуйте, сорока! Мы рады встрече с тобой. Раз уж мы с тобой встретились, расскажи нам, где твоя квартира.

Сорока: О, у меня очень большая квартира. Она построена из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Квартира моя находится ВЫСОКО ОТ ЗЕМЛИ В КРОНЕ ДЕРЕВЬЕВ. Обычно я строю несколько квартир, а потом выбираю одну, в которой живу. Полакомиться я люблю насекомыми, гусеницами, мелкими животными, а также люблю различные ягоды, фрукты и злаки. Ой, а еще мне нравятся всякие блестящие штучки.

Учитель: Знаем, знаем. У тебя есть привычка красть эти блестящие штучки и прятать.

Сорока: Ну, что поделаешь. Зато про меня и стихи, и сказки сочинили. Может кто-то знает? (ответы детей). Ну, ладно, заболталась тут я с вами. У меня дела. Полетела я, до свидания.

Учитель: Ребята, стихотворения об этой лесной щебетунье расскажет …

- А какие еще приметы связаны с ссорой? Прочитаем стихотворение А.С.Пушкина.

О какой народной примете говорит поэт? (Если стрекочет под калиткой сорока, значит жди гостей).

Физминутка:

«Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал».

6. Жители верхнего этажа.

Выше всех на верхнем этаже леса, строят свои гнезда крупные хищные птицы: конюк и ястреб (вывешиваются иллюстрации).

7. Ястреб слайд 19

Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закругленными крыльями. Это дерзкая и хищная птица, но в пылу погони совершенно теряющая голову. Преследую добычу, ястребы часто залетают в дома, врезаются в автомобили, поезда и вертолеты.

Учитель: - Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает еще одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов. Давайте послушаем, как чудесно поет эта птица (запись голоса иволги).

8. Иволга слайд 20

Это иволга. Ее голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно, но и неприятные звуки издает одна и та же птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.

Учитель: На все лады звучат птичьи голоса. От зари до зари хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит день. И каждый живет на своем этаже, где ему предназначено жить самой природой.


  1. Дифференцированная работа. В мае и начале июня подолгу слышится в теплые вечера ее «ку-ку, ку-ку». Эти птицы - плохие матери. Они не высиживают птенцов сами, а подкладывают свои яйца в гнезда других птиц.

- Ребята, прислушайтесь и посмотрите, что это за птица? (кукушка) слайд 21

- Вы знаете, несмотря на то, что кукушка плохая «мать», она одна из самых полезных птиц. Кукушка - птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное она поедает таких гусениц, которые кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Бывают случаи, всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

V.Самостоятельная работа

Тест

У каждого ученика листок с таблицей. Учитель читает высказывание, если оно верно, то ученик ставит красную точку в клетке с этим номером, если не верно ставит крестик.

  1. Лес - это природное сообщество, в котором преобладают деревья

  2. Птицы занимают свои «квартиры» на одном этаже леса

  3. У птиц поют только самцы

  4. Тело птиц покрыто перьями

  5. Глухари вьют гнезда

  6. Дятел - лесной доктор

  7. Иволга лучшая певунья наших лесов

  8. Кукушка очень хорошая «мать»

  9. Многие птицы осенью улетают на юг.

- А теперь сверьте свою таблицу с таблицей на доске. Если точки и крестики стоят в том же порядке, то вы справились с заданием. А теперь соедините точки в таком порядке 314697. Что получилось?

- Если у вас получилась цифра 5, то вы усвоили материал сегодняшнего урока на «отлично».

Загадки «Угадай лесных птиц» Слайд 22,23,24 (Ласточка, снегирь, большая синица, овсянка зимует в Осетии).

Игра «Собери птицу» Слайд 25,26,27

  1. Итог урока. Слайд 28

- Расселите птиц по этажам.

  1. Домашнее задание

Подготовить пересказ о любой птице

  1. Рефлексия

- У вас на столе лучики солнца, а на доске два солнышка одно грустное, а другое веселое. Поставьте свой лучик к тому солнышку, какое у вас было настроение сегодня на уроке

VII. Оценки


© 2010-2022