Доли
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Григоренко Т.В. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
3) тренировать способность к решению текстовых задач.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, аналогия, обобщение. Демонстрационный материал: 1) смайлики; 2) фрагмент мультфильма «Апельсин»; 3) алгоритм измерения величины:
4) алгоритм нахождения доли (единицы измерения, предмета, любого объекта):
5) образец выполнения задания № 5, стр. 66:
- одна пятая; - одна девятьсот шестнадцатая
- одна двенадцатая; - одна две тысячи пятьсот восемьдесят шестая;
- одна двадцать первая; - одна миллионная
- одна восемьдесят четвёртая;
6) табличка для этапа рефлексии:
Я знаю, что такое доли
Я умею читать и записывать доли
Раздаточный материал:
1) планшетки; 2) кружки (по два для каждого ученика) для этапа рефлексии.
3) желтая полоска для измерения длиной 6 см и две белые полоски-мерки: е1 = 3 см, е2 = 12 см;
4) карточки для самостоятельной работы (этап 7):
1) Единица разделена на 4, 77, 56 равных частей. Как назвать одну часть в каждом из этих случаев? Запиши полученные доли.
2) Соедини записи долей и их обозначение:
3) Как называется: одна тысячная доля килограмма, одна шестидесятая доля часа.
Запиши долю:
кг = .... ч = ....
___
___
___
5) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
1) Единица разделена на 4, 77, 56 равных частей. Как назвать одну часть в каждом из этих случаев? Запиши полученные доли.
, ,
2) Соедини записи долей и их обозначение:
3) Как называется: одна тысячная доля килограмма, одна шестидесятая доля часа.
Запиши долю:
кг = 1 г; ч = 1 мин
1 кг = 1000 г
1 ч = 60 мин
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность - тренировать в понимании значения уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: понятие доли;
3) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания ситуации успеха.
Организация учебного процесса на этапе 1: - Назовите тему предыдущего урока. (Дроби.) - Посмотрите фрагмент мультфильма и определите, как он связан с темой урока. Ученики смотрят фрагмент мультфильма «Апельсин» (1 мин). - Что делали звери? (Делили апельсин на части.) - Как фрагмент мультфильма связан с темой прошлого урока? (На уроке и в мультфильме делили целое на части.) - Почему волку досталась кожура? (Он злой.) - А каким надо быть? (Добрым.) - На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над делением целого на равные части. Доброта и взаимопонимание помогут нам на уроке. - С чего вы начинаете всегда движение к открытию? (С повторения пройденного.) - Что я вам предложу повторить? (Понятие дроби, нахождение части целого.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель:
1) уточнить представления об измерениях (точное, приближенное);
2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (нахождение доли числа);
5) организовать фиксирование цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Уточнение представлений о делении целого на части.
- Знакомясь с дробями, мы измеряли величины. Как измеряют величины?
Учащиеся проговаривают шаги алгоритма Д-3, а учитель вывешивает его на доску.
- Всегда ли выбранная мерка укладывается в измеряемой величине целое число раз? (Нет.)
- Что же в этом случае делать? (Делить мерку на равные части и укладывали их в остатке.)
У детей на партах лежат полоски Р-3 желтого и белого цвета.
- Измерьте полоску меркой е1 и запишите результат измерения в тетради.
Один ученик выполняет измерения у доски, а остальные - у себя на местах. Результаты измерения записываются на доске и в тетрадях.
А = 2 е1
-Измерьте эту же полоску меркой е2 и запишите полученный результат для этого случая.
А = половина е2
- Только ли мерку можно делить на равные части? (На части можно делить любые предметы.) - Приведите примеры из жизни. (…) - Послушайте задачу и запишите ответ в тетрадь. На день рождения Вини-Пуха были приглашены Сова, Пятачок, Иа-Иа. Какая часть торта досталась каждому из героев? (Четверть торта.)
Ученики фиксируют ответ. В результате на доске и в тетрадях у них появляются записи:
А = 2 е1
А = половина е2
К = четверть торта
- Что вы сейчас повторили? (…)
Учитель подчеркивает две последние записи.
2) Задание для пробного действия: - Переведите две последние записи на язык математики, язык цифр, знаков и букв, и запишите свой вариант на планшетках. - Что в задании нового? (Надо записать величину не с помощью мерок, а с помощью языка математики.) - Сформулируйте цель урока. (Научиться записывать величины на математическом языке.) - Сформулируйте тему урока. (Новая запись величин.)
- На выполнение этого задания дается полминуты.
После этого дети показывают на планшетках свои записи. Они могут предложить различные варианты. Возможно, некоторые учащиеся не смогут выполнить задание. Учитель просит детей с различными вариантами записей (в том числе и с их отсутствием) выставить свои планшетки на доску, и предлагает остальным детям определить свою позицию, например, при помощи поднятия руки.
- Что получилось? (Разные варианты записи, кто-то не смог выполнит задание.)
- Как обосновать, какая из этих записей верна? (У нет способа, который позволил бы нам обосновать, какой ответ верный.)
- Чего вы не можете сделать?
3. Выявление места и причины затруднения. Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места - шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа. Организация учебного процесса на этапе 3: - Какое задание вы должны были выполнить? (Записать на математическом языке слова «половина» и «четверть».) - Почему первую запись вы сделали на математическом языке, а две последние - записали словами? (В первом случае мы записывали целое количество единиц, а в последних двух - одну из равных частей единицы - предмета или мерки.)
- Что же вам помешало выполнить это задание? (Не знаем знака для обозначения одной из равных частей целого.)
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель:
в коммуникативной форме о
Этап 4рганизовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1. уточнение цели проекта (найти способ записи одной из равных частей целого);
2. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
3. построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Поставьте перед собой цель. (Научиться обозначать одну из равных частей целого: мерки или какого-либо предмета.) - Одна из равных частей целого в математике называется ДОЛЕЙ. Так можно назвать наш урок. Учитель открывает на доске тему урока: «ДОЛИ». - Что вы можете использовать при открытии новых знаний? (Алгоритм измерения величин, алгоритм нахождение части целого.) - По какому плану вы будете действовать? (Мерку разделим на 2 равные части, возьмём одну часть, запишем, что получилось на математическом языке.) - Что вам ещё может помочь при записи на математическом языке? (Учебник.)
5. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: понятие доли;
2) создать условия для построения учащимися алгоритма нахождения доли и зафиксировать его в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона), сформировать способность к его практическому использованию;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5: Дальше работу можно организовать в группах. Задание группам: 1) Выполнить первых два шага плана. 2) В учебнике стр. 65 (первый абзац) найти перевод слова «половина». 3) Выполнить третий шаг плана. На работу группам отвести 5 минут. По окончании времени одной из групп предложить показать результат своей работы. Остальные группы работают на дополнение.
1) Мерку разделили сгибанием на 2 равные части.
2) Взяли одну часть.
3) Для обозначения данной доли используем запись . Читается: «одна вторая».
- Что обозначает каждая цифра в записи числа одна вторая, или половина? (Разделили на 2 равные части и взяли одну такую часть.)
Учитель в ходе беседы фиксирует на доске шаги полученного алгоритма Д-4, а:
- А теперь на основании выполненных действий составьте алгоритм нахождения части торта.
Учащиеся продолжают работать в группах.
1) Торт разделили на 4 равные части.
2) Взяли одну такую часть.
3) Для обозначения данной доли используем запись . Читается: «одна четвёртая».
- Что обозначает каждая цифра в записи числа? (Разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.) Учитель в ходе обсуждения последовательно фиксирует на доске шаги алгоритма Д-3, б:
- Что общего и чем различаются оба построенных алгоритма? (Они различаются только первым шагом - тем, что делили.) - Что же объединяет мерку, торт, которые разделили на части? (Это объекты деления, целое, единица, которые делим на части.) - Вы делили один торт, одну мерку. Сколько объектов деления вы используете каждый раз при делении. (Один.) - Объект деления обозначается единицей. На сколько частей можно разбить единицу? (На любое количество частей.)
- Как записать в общем виде «любое количество» частей? Дети предлагают различные варианты буквенных обозначений числа. - Количество частей может быть разным, поэтому обозначим его, как принято в математике буквой п. - Давайте уточним теперь наш алгоритм нахождения доли. Какие изменения надо внести? Учащиеся говорят, а учитель уточняет шаги алгоритма Д-4, в и закрепляет их на доске.
- Как в общем виде записать любую долю? (.)
- Что обозначает n в записи числа? (Разделили на n равных частей.)
- Что обозначает 1 в записи числа? (Взяли одну такую часть.)
- Что обозначает в записи алгоритма слово «единица»? (Целое - предмет или мерка.)
- Итак, вы научились записывать долю числа и вывели алгоритм нахождения доли единицы. К чему вы можем обратиться для уточнения своих предположений? (К тексту учебника.)
- Откройте учебник на стр. 65 и прочитайте текст, выделенный в рамке, начиная со второго абзаца.
Учащиеся работают с текстом учебника.
- Ваши предположения верны? (Да.)
- Уточните еще раз, что означает запись ? (Что единицу разделили на п равных частей и взяли одну такую часть.)
- Как читают такую запись? («Одна энная».)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать новое понятие во внешней речи, тренироваться в применении, построенного алгоритма при выполнении задания.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Что необходимо теперь сделать? (Потренироваться в применении новых знаний.) - Прочитайте задание. - Выполните его, используя построенный алгоритм. 1) № 2, стр. 65.
Дети комментируют задание по алгоритму:
а)
Отрезок разделили на 5 равных частей и взяли одну такую часть. Записываю долю: .
б)
Отрезок разделили на 7 равных частей и взяли одну такую часть. Записываю долю: .
2) № 4, стр. 66.
Задания выполняются на печатной основе. Комментирование учащимися ведется с места.
3) № 5, стр. 66.
- Запишите доли в тетрадь и прочитайте их друг другу.
Учащиеся выполняют задание в парах, с проверкой по образцу Д-5.
5) № 6 (а,б), стр. 66.
Задание выполняется фронтально. Способ комментирования задания учащимися:
В одной тонне 1000 кг. Значит, доля тонны равна 1 кг. Записываю: т = 1 кг.
В одном метре 10 дм. Значит, доля метра - 1 дм. Записываю: м = 1 дм.
6) № 7 а, б, в), стр. 66.
Задание выполняется устно. Дети по очереди читают задания и называют ответы.
а) 1 дм = м; 1 см = м; 1 мм = мм;
б) 1 м = км; 1 дм = км; 1 см = км;
в) 1 ц = т; 1 кг = т; 1 г = г;
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий;
2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости - коррекцию возможных ошибок). Организация учебного процесса на этапе 7: - Полученные знания помогут вам выполнить самостоятельную работу. Прочитайте задание на карточке. Используется карточка Р-4. Учащиеся читают задание про себя. - Выполните задания самостоятельно. Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки Р-5. - Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?». - Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…) В чем причина?
- Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон.)
- Поднимите руки, у кого все верно. - Вы молодцы! Поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: подготовить учащихся к изучению темы «Нахождение части числа» с опорой на графическую модель.
Организация учебного процесса на этапе 8: 1) № 9 (а), стр. 67. - Выполните задание № 9 (а) на странице 67. Прочитайте задачу. (...) - Начертите схему к задаче. Дети чертят схему в тетради, а один ученик на доске: 1 - 8 кг
- ? кг - Проанализируйте задачу. (Известно, что арбуз весит 8 кг, его разделили на две равные части и взяли половину (), надо узнать, сколько весит эта доля, для ответа на вопрос задачи нужно массу арбуза разделить на 2.) Один учащийся работает у доски, а остальные - в тетради. Запись решения: 8 : 2 = 4 (кг) Ответ: половина арбуза весит 4 килограмма.
2) № 9 (б), стр. 67. - Выполните следующее задание этого же номера самостоятельно за 2 минуты. Один учащийся работает на закрытой части доски, а остальные - в тетради. После отведенного времени они сверяют свои записи с открытым решением на доске. Учащиеся, выполнявший решение на доске, обосновывает ход решения аналогично предыдущему случаю, остальные - выражают свое отношение к представленному способу решения. 1 - 400 г
400 : 5 = 80 (г)
- ? г Ответ: яблока весит 80 г.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9: - В каком задании было общее затруднение? (Переводили слова «половина» и «четверть» на математический язык.)
- Почему возникло затруднение? (Не знали знака для обозначения одной из равных частей).
- Что помогло выйти из затруднения? (Алгоритм нахождения части единицы счета или измерения.) - Что вы сегодня нового узнали? (…) - Что означает термин «доли»? (Одна из равных частей.) - У кого остались вопросы на конец урока? - Кто хорошо разобрался в теме?
- Чтобы понять насколько хорошо вы поняли эту тему, заполните таблицу на доске. У каждого из вас два кружка. Расположите их в этой таблице соответственно вашим знаниям и умениям. Если вы знаете что такое доли, то прикрепите первый кружок в первую колонку, а если к тому же умеете читать и записывать доли, то прикрепите второй кружок во вторую колонку.
Я знаю, что такое доли
Я умею читать и записывать доли
Учитель анализирует данные таблицы.
- Молодцы! Как вы думаете, что надо потренировать дома? (…) Домашнее задание: Т Конспект текста учебника, стр. 65;
№ 7 (г, д, е), стр. 66; № 9 (г), стр. 67;
- № 13, стр. 67.
150