Доли

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: ОНЗ Тема: «Доли». Основные цели: 1) сформировать понятие «доля», способность к чтению и записи долей; 2) актуализировать способность к измерению величин с помощью мерки, когда в результате измерения получается число большее или меньшее единицы;

3) тренировать способность к решению текстовых задач.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, аналогия, обобщение. Демонстрационный материал: 1) смайлики; 2) фрагмент мультфильма «Апельсин»; 3) алгоритм измерения величины: Доли



4) алгоритм нахождения доли (единицы измерения, предмета, любого объекта):
Доли









5) образец выполнения задания 5, стр. 66:

- одна пятая; Доли - одна девятьсот шестнадцатая


Доли- одна двенадцатая; Доли - одна две тысячи пятьсот восемьдесят шестая;


Доли- одна двадцать первая; Доли - одна миллионная


Доли- одна восемьдесят четвёртая;










Доли



















6) табличка для этапа рефлексии:

Я знаю, что такое доли

Я умею читать и записывать доли






Раздаточный материал:

1) планшетки; 2Доли) кружки (по два для каждого ученика) для этапа рефлексии.

3) желтая полоска для измерения длиной 6 см и две белые полоски-мерки: е1 = 3 см, е2 = 12 см;

Доли





4) карточки для самостоятельной работы (этап 7):

1) Единица разделена на 4, 77, 56 равных частей. Как назвать одну часть в каждом из этих случаев? Запиши полученные доли.




2) Соедини записи долей и их обозначение:







3) Как называется: одна тысячная доля килограмма, одна шестидесятая доля часа.

Запиши долю:



кг = .... ч = ....



___

___

___





Доли



Доли

Доли

Доли

Доли









Доли





5) эталон для самопроверки самостоятельной работы:

1) Единица разделена на 4, 77, 56 равных частей. Как назвать одну часть в каждом из этих случаев? Запиши полученные доли.

Доли, Доли, Доли

2) Соедини записи долей и их обозначение:







3) Как называется: одна тысячная доля килограмма, одна шестидесятая доля часа.

Запиши долю:

Доликг = 1 г; Доли ч = 1 мин

Доли





Доли











1 кг = 1000 г

1 ч = 60 мин







Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность - тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока: понятие доли;

3) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания ситуации успеха.
Организация учебного процесса на этапе 1: - Назовите тему предыдущего урока. (Дроби.) - Посмотрите фрагмент мультфильма и определите, как он связан с темой урока. Ученики смотрят фрагмент мультфильма «Апельсин» (1 мин). - Что делали звери? (Делили апельсин на части.) - Как фрагмент мультфильма связан с темой прошлого урока? (На уроке и в мультфильме делили целое на части.) - Почему волку досталась кожура? (Он злой.) - А каким надо быть? (Добрым.) - На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над делением целого на равные части. Доброта и взаимопонимание помогут нам на уроке. - С чего вы начинаете всегда движение к открытию? (С повторения пройденного.) - Что я вам предложу повторить? (Понятие дроби, нахождение части целого.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель:

1) уточнить представления об измерениях (точное, приближенное);

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (нахождение доли числа);

5) организовать фиксирование цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Уточнение представлений о делении целого на части.

- Знакомясь с дробями, мы измеряли величины. Как измеряют величины?

Учащиеся проговаривают шаги алгоритма Д-3, а учитель вывешивает его на доску.

- Всегда ли выбранная мерка укладывается в измеряемой величине целое число раз? (Нет.)

- Что же в этом случае делать? (Делить мерку на равные части и укладывали их в остатке.)

У детей на партах лежат полоски Р-3 желтого и белого цвета.

- Измерьте полоску меркой е1 и запишите результат измерения в тетради.

Один ученик выполняет измерения у доски, а остальные - у себя на местах. Результаты измерения записываются на доске и в тетрадях.

Доли


А = 2 е1


-ДолиИзмерьте эту же полоску меркой е2 и запишите полученный результат для этого случая.


А = половина е2

- Только ли мерку можно делить на равные части? (На части можно делить любые предметы.) - Приведите примеры из жизни. (…) - Послушайте задачу и запишите ответ в тетрадь. На день рождения Вини-Пуха были приглашены Сова, Пятачок, Иа-Иа. Какая часть торта досталась каждому из героев? (Четверть торта.)

Ученики фиксируют ответ. В результате на доске и в тетрадях у них появляются записи:

А = 2 е1

А = половина е2

К = четверть торта

- Что вы сейчас повторили? (…)

Учитель подчеркивает две последние записи.

2) Задание для пробного действия: - Переведите две последние записи на язык математики, язык цифр, знаков и букв, и запишите свой вариант на планшетках. - Что в задании нового? (Надо записать величину не с помощью мерок, а с помощью языка математики.) - Сформулируйте цель урока. (Научиться записывать величины на математическом языке.) - Сформулируйте тему урока. (Новая запись величин.)

- На выполнение этого задания дается полминуты.

После этого дети показывают на планшетках свои записи. Они могут предложить различные варианты. Возможно, некоторые учащиеся не смогут выполнить задание. Учитель просит детей с различными вариантами записей (в том числе и с их отсутствием) выставить свои планшетки на доску, и предлагает остальным детям определить свою позицию, например, при помощи поднятия руки.

- Что получилось? (Разные варианты записи, кто-то не смог выполнит задание.)

- Как обосновать, какая из этих записей верна? (У нет способа, который позволил бы нам обосновать, какой ответ верный.)

- Чего вы не можете сделать?


3. Выявление места и причины затруднения. Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места - шага, операции, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа. Организация учебного процесса на этапе 3: - Какое задание вы должны были выполнить? (Записать на математическом языке слова «половина» и «четверть».) - Почему первую запись вы сделали на математическом языке, а две последние - записали словами? (В первом случае мы записывали целое количество единиц, а в последних двух - одну из равных частей единицы - предмета или мерки.)

- Что же вам помешало выполнить это задание? (Не знаем знака для обозначения одной из равных частей целого.)


4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель:

в коммуникативной форме о

Этап 4рганизовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1. уточнение цели проекта (найти способ записи одной из равных частей целого);

2. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

3. построение плана достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Поставьте перед собой цель. (Научиться обозначать одну из равных частей целого: мерки или какого-либо предмета.) - Одна из равных частей целого в математике называется ДОЛЕЙ. Так можно назвать наш урок. Учитель открывает на доске тему урока: «ДОЛИ». - Что вы можете использовать при открытии новых знаний? (Алгоритм измерения величин, алгоритм нахождение части целого.) - По какому плану вы будете действовать? (Мерку разделим на 2 равные части, возьмём одну часть, запишем, что получилось на математическом языке.) - Что вам ещё может помочь при записи на математическом языке? (Учебник.)

5. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: понятие доли;

2) создать условия для построения учащимися алгоритма нахождения доли и зафиксировать его в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона), сформировать способность к его практическому использованию;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5: Дальше работу можно организовать в группах. Задание группам: 1) Выполнить первых два шага плана. 2) В учебнике стр. 65 (первый абзац) найти перевод слова «половина». 3) Выполнить третий шаг плана. На работу группам отвести 5 минут. По окончании времени одной из групп предложить показать результат своей работы. Остальные группы работают на дополнение.

1) Мерку разделили сгибанием на 2 равные части.

2) Взяли одну часть.

3) Для обозначения данной доли используем запись Доли. Читается: «одна вторая».

- Что обозначает каждая цифра в записи числа одна вторая, или половина? (Разделили на 2 равные части и взяли одну такую часть.)

УДоличитель в ходе беседы фиксирует на доске шаги полученного алгоритма Д-4, а:







- А теперь на основании выполненных действий составьте алгоритм нахождения части торта.

Учащиеся продолжают работать в группах.

1) Торт разделили на 4 равные части.

2) Взяли одну такую часть.

3) Для обозначения данной доли используем запись Доли. Читается: «одна четвёртая».

- Что обозначает каждая цифра в записи числа? (Разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.) Учитель в ходе обсуждения последовательно фиксирует на доске шаги алгоритма Д-3, б:

Доли





- Что общего и чем различаются оба построенных алгоритма? (Они различаются только первым шагом - тем, что делили.) - Что же объединяет мерку, торт, которые разделили на части? (Это объекты деления, целое, единица, которые делим на части.) - Вы делили один торт, одну мерку. Сколько объектов деления вы используете каждый раз при делении. (Один.) - Объект деления обозначается единицей. На сколько частей можно разбить единицу? (На любое количество частей.)

- Как записать в общем виде «любое количество» частей? Дети предлагают различные варианты буквенных обозначений числа. - Количество частей может быть разным, поэтому обозначим его, как принято в математике буквой п. - Давайте уточним теперь наш алгоритм нахождения доли. Какие изменения надо внести? Учащиеся говорят, а учитель уточняет шаги алгоритма Д-4, в и закрепляет их на доске.


Доли







- Как в общем виде записать любую долю? (Доли.)

- Что обозначает n в записи числа? (Разделили на n равных частей.)

- Что обозначает 1 в записи числа? (Взяли одну такую часть.)

- Что обозначает в записи алгоритма слово «единица»? (Целое - предмет или мерка.)

- Итак, вы научились записывать долю числа и вывели алгоритм нахождения доли единицы. К чему вы можем обратиться для уточнения своих предположений? (К тексту учебника.)

- Откройте учебник на стр. 65 и прочитайте текст, выделенный в рамке, начиная со второго абзаца.

Учащиеся работают с текстом учебника.

- Ваши предположения верны? (Да.)

- Уточните еще раз, что означает запись Доли? (Что единицу разделили на п равных частей и взяли одну такую часть.)

- Как читают такую запись? («Одна энная».)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: зафиксировать новое понятие во внешней речи, тренироваться в применении, построенного алгоритма при выполнении задания.


Организация учебного процесса на этапе 6:

- Что необходимо теперь сделать? (Потренироваться в применении новых знаний.) - Прочитайте задание. - Выполните его, используя построенный алгоритм. 1) 2, стр. 65.

ДДолиДолиети комментируют задание по алгоритму:

а)


ОДолитрезок разделили на 5 равных частей и взяли одну такую часть. Записываю долю: Доли.

б)


Отрезок разделили на 7 равных частей и взяли одну такую часть. Записываю долю: Доли.



2) № 4, стр. 66.

Задания выполняются на печатной основе. Комментирование учащимися ведется с места.

3) № 5, стр. 66.

- Запишите доли в тетрадь и прочитайте их друг другу.

Учащиеся выполняют задание в парах, с проверкой по образцу Д-5.

5) № 6 (а,б), стр. 66.

Задание выполняется фронтально. Способ комментирования задания учащимися:

В одной тонне 1000 кг. Значит, Доли доля тонны равна 1 кг. Записываю: Доли т = 1 кг.

В одном метре 10 дм. Значит, Доли доля метра - 1 дм. Записываю: Доли м = 1 дм.






6) № 7 а, б, в), стр. 66.

Задание выполняется устно. Дети по очереди читают задания и называют ответы.

а) 1 дм = Доли м; 1 см = Доли м; 1 мм = Доли мм;

б) 1 м = Доли км; 1 дм = Доли км; 1 см = Доли км;

в) 1 ц = Доли т; 1 кг = Доли т; 1 г = Доли г;













7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий;

2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости - коррекцию возможных ошибок). Организация учебного процесса на этапе 7: - Полученные знания помогут вам выполнить самостоятельную работу. Прочитайте задание на карточке. Используется карточка Р-4. Учащиеся читают задание про себя. - Выполните задания самостоятельно. Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки Р-5. - Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?». - Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…) В чем причина?

- Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон.)

- Поднимите руки, у кого все верно. - Вы молодцы! Поставьте себе «+».



8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: подготовить учащихся к изучению темы «Нахождение части числа» с опорой на графическую модель.

Организация учебного процесса на этапе 8: 1) 9 (а), стр. 67. - Выполните задание 9 (а) на странице 67. Прочитайте задачу. (...) - Начертите схему к задаче. Дети чертят схему в тетради, а один ученик на доске: 1 - 8 кг Доли



Доли - ? кг - Проанализируйте задачу. (Известно, что арбуз весит 8 кг, его разделили на две равные части и взяли половину (Доли), надо узнать, сколько весит эта доля, для ответа на вопрос задачи нужно массу арбуза разделить на 2.) ОДолидин учащийся работает у доски, а остальные - в тетради. Запись решения: 8 : 2 = 4 (кг) Ответ: половина арбуза весит 4 килограмма.

2) 9 (б), стр. 67. - Выполните следующее задание этого же номера самостоятельно за 2 минуты. Один учащийся работает на закрытой части доски, а остальные - в тетради. После отведенного времени они сверяют свои записи с открытым решением на доске. Учащиеся, выполнявший решение на доске, обосновывает ход решения аналогично предыдущему случаю, остальные - выражают свое отношение к представленному способу решения. 1 - 400 г Доли

400 : 5 = 80 (г)

Доли - ? г Ответ: Доли яблока весит 80 г.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.




Организация учебного процесса на этапе 9: - В каком задании было общее затруднение? (Переводили слова «половина» и «четверть» на математический язык.)

- Почему возникло затруднение? (Не знали знака для обозначения одной из равных частей).

- Что помогло выйти из затруднения? (Алгоритм нахождения части единицы счета или измерения.) - Что вы сегодня нового узнали? (…) - Что означает термин «доли»? (Одна из равных частей.) - У кого остались вопросы на конец урока? - Кто хорошо разобрался в теме?

- Чтобы понять насколько хорошо вы поняли эту тему, заполните таблицу на доске. У каждого из вас два кружка. Расположите их в этой таблице соответственно вашим знаниям и умениям. Если вы знаете что такое доли, то прикрепите первый кружок в первую колонку, а если к тому же умеете читать и записывать доли, то прикрепите второй кружок во вторую колонку.

Я знаю, что такое доли

Я умею читать и записывать доли




Учитель анализирует данные таблицы.

- Молодцы! Как вы думаете, что надо потренировать дома? (…) ДДолиДолиомашнее задание: Т Конспект текста учебника, стр. 65;

 № 7 (г, д, е), стр. 66; № 9 (г), стр. 67;

  • № 13, стр. 67.


150

© 2010-2022