Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе.(уч. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова)



Тема: «Основные типы склонений имен существительных. Первое склонение имен существительных».

Цель: познакомить с основными типами склонений существительных, с существительными 1 склонения. Задачи: Образовательная: знать какие существительные относятся к 1 склонению, уметь находить их, познакомить с написанием ударных и безударных окончаний существительных 1 склонения, повторить написание слов с изученными орфограммами. Развивающая:развивать у учащихся речь, внимание, мышление, активизировать познавательную деятельность. Воспитательная: умение работать в группе, пробуждать интерес к языку

Оборудование:учебник авт.Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова, таблица склонений имен существительных, карточки со словами существительными, домики для проведения игры, компьютер,проектор. План I .Организационный момент. II. Минутка чистописания. III. Словарная работа. IV. Работа над новым материалом. V. Закрепление ( Работа по учебнику, у доски, игра). VI. Домашнее задание. VII. Подведение итогов урока. Ход урока I Организационный момент. «Вот и прозвенел звонок Начинается урок. Очень тихо все садитесь И работать не ленитесь». II Сообщение темы урока. У. Ребята, вы знаете уже, что существует страна под названием речь. Она поделена на части, у каждой части свое имя. Сегодня мы с вами опять в гостях у той части речи, которая называется как ? Отгадайте? -Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Существительное). У. Да. Это имя существительное. Сегодня на уроке мы узнаем еще больше об этих удивительных словах. III Минутка чистописания. У. А сейчас ,ребята, составьте из букв слово: а и М р я (Мария) У. Что можете сказать об этом слове? (Это имя, является именем существительным) -Какая первая буква в слове? Повторим написание этой буквы. Объяснения написания буквы Мм У. Буква М состоит из трех элементов. При написании важно, чтобы первый элемент не сливался со вторым. Показ написания на доске учителем прописной заглавной и строчной Мм. У.Напишите столько раз эти соединения буквы Мм, сколько звуков в этом слове (6зв.) У. Напишите столько раз соединений эм, сколько слогов в этом слове (3сл) -Какие согласные буквы сходны по написанию с буквой М?( Буквы Лл) Обратите внимание на правильное написание буквы. У.Напишите столько раз соединения этих букв, сколько гласных букв в слове Мария.(3б) У. Кто знает пословицу о лени и труде? (На компьютере появляется надпись) Лень портит, труд кормит. Как понимаете смысл? ( Если будешь ленив, то ничего в жизни не добьешься. А если человек трудолюбивый, он сможет заработать деньги, прокормить себя, свою семью). У. Запишите пословицу и помните, что счастье человека только в труде. IV.Словарная работа.
  1. Знакомство с новыми словарными словами.
а)Отгадайте загадку и запишите отгадку. Мирный, тихий разговор Я веду с соседом. Нет волненья, ясен сор - Теплится………( беседа) На доске: Беседа-разговор, обмен мнениями. У.Объяснение происхождения слова. Слово образовалось из слов без и сида- «скамейка».Изначально беседа -«сидение вне дома», затем « разговор во время такого сидения» Запишите поговорку, вставьте пропущенные буквы, обозначить части речи. Б…седа д…рогу к…р…тает, а песня - р…боту. Объясните смысл пословицы. б)У.Составьте слово из букв. т б и е л (билет) У. Кто может объяснить значение этого слова? ( Билет - листок, который дает право пользоваться чем- либо, входить куда-нибудь) У.Происхождение слова. Слово пришло в начале 18 в. из французского языка и означало «записка». в)Разгадать ребус(Ребус на компьютере)

кзал







У.Объясните значение этого слова. ( Вокзал-здание для обслуживания пассажиров).Происхождение. Лет триста назад в Лондоне дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и назвала его «Воксхолл»,то есть «Зал госпожи Во».Скоро так стали называть и другие увеселительные заведения с садами. В конце 19 века слово восхолл, или коксал, стало значить «концертный зал на железнодорожной станции». В русском языке слово превратилось в вокзал и стало обозначать здание для пассажиров. У.Что можете сказать об этих словах? (2 сущ. м.р. и 1 сущ. ж.р.) V.Формирование новых знаний. 1.У.Итак,ребята,мы с вами в гостях у имен существительных. Иногда они бывают такими загадочными. Давайте прочитаем текст упр.40 и попробуем объяснить, почему существительные в одном и том же падеже и числе имеют разные окончания. У.А потому, ребята, что существительные эти разных склонений. Все существительные можно разделить на 3 группы. К первой группе относятся существительные 1 склонения, они живут вот в этом домике. Ко второй группе относятся существительные 2 склонения. И они живут во втором домике. Существительные третьей группы живут в 3домике. 2. Работа над упр.41. а)Назвать орфограммы в каждом слове. б)Укажите род, число, падеж каждого существительного. в)Определите тип основы г)Спишите сначала существительные ж.р., затем м.р..Выделите в них окончания. У.Ребята, все эти существительные относятся к 1 скл. -Значит, к 1 склонению относятся какие существительные? д)Закрепление. Самостоятельно выполнить упр.42. Взаимная проверка тетрадей. -У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Кто попал впросак? -Что означает это выражение?(Объяснения детей) У. В наши дни веревку,бечевку делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел.Им занимались целые села.На улицах стояли столбы с крючьями, от которых канаты тянулись к деревянным колесам.Колеса вращали лошади, бегая по кругу.Все эти приспособления кустарей-канатчиков назывались «просак». Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свертывающийся жгут.Если попадет в плетение кончик пиджака или рубахи-прощай, одежда:искромсает ее просак,изорвет, а иногда и самого человека изувечит. Физкультминутка Кузнечики поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок,прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. 3.Упражнения в определении склонения имен существительных. а)В старой беседке, у ближней рощи, на пыльной дороге. -Назовите имена существительные? -Как вы думаете какого склонения эти существительные? Как вы определили?(поставить существительные в начальную форму и выделить окончания). б)Закрепление. Самостоятельная работа. 3ученика у доски находят существительные 1скл. 1ученик Плыли по Волге, дрожит в море замолкла в чаще, пахнет медом. 2 ученик Подошел к даче, отдыхал в лагере, лежит в коробке, сидим в центре.

3ученик Подошли к библиотеке, плавал в море, бежал по тропинке, земля на пригорке. А остальные ученики выполняют задание в 3 группах по карточкам. Найти существительные 1 склонения и обозначить их цифрой1.С одним из словосочетаний составить предложение и записать в тетрадь. 1 группа Проб…жал через рощу, раздается в воздухе, в…сит на ст…не, был на параде, прыгнул к з…мле, шел по тр…пинке. 2группа Плыл по речке, к…тался на ослике, подл…тел к дереву, вышел из деревни, приехал к бабушке, п…щали в гн…зде, любовался к…ртиной. 3группа Подошли к опушке, о русском лесе, ос…дает на шапке, под т…нистым дубом, к душистой черемухе, в глубоком овраге. Подведение итогов работы каждой группы.

4. Игра «Найди свой домик».(Каждый ученик получает карточку, на которой написаны слова)

Задачу, к опушке, в шубе, в лесу, на ракете, на корабле, на заре, у причала, на дереве, у слона, у зайца, у доски, в магазине.

У.Ребята, я вам говорила, что существительные живут в домиках, иногда они выходят на полянку погулять. Давайте поможем им каждому попасть в свой домик. - Кто живет в первом домике? Выходите.( Выходят дети, у которых карточки с существительными 1 скл.) У.А остальные существительные живут во 2 -ом домике. Что за существительные? ( Они м.р. без окончаний). У. Ребята, вы должны знать на зубок, какие существительные относятся к 1 склонению. -А что значит, знать на зубок. «Знать на зубок»- значит, например, превосходно выучить стихотворение, роль и вообще отлично в чем - то разбираться. 5. Работа с таблицей на доске и в учебнике упр. 43. а) Назовите существительные с твердой основой и мягкой основой. ( с твердой: пчела, пчелы, пчелу, пчелой, стрела, стрелы, стрелу, стрелой с мягкой: пчеле, о пчеле, стреле, о стреле, заря, зари, заре, зарю, зарей, о заре). - Одинаковы ли окончания в одинаковых падежах? (У существительных с твердой основой в род.,вин., твор., падежах одно окончание, а у существительных с мягкой-другое) У.В каких падежах у существительных 1 скл .окончания одинаковые? ( в д.п.,п.п.) б) Работа над упражнением 45 (таблица) Сравнение ударного и безударного окончания Определите тип основы существительных и склонение. -Что у них общего?(1скл.,ж.р.) -Чем отличаются? (типом основы) Луна, Земля -ударные окончания. Венера,певунья- безударные окончания. Сравниваем по таблице написание ударных и безударных окончаний. -Какие окончания в падежах под ударением и без ударения?( Безударные окончания такие же как и под ударением). 6. Закрепление. а)Самостоятельная работа упр.46. VI.Итог урока. -Что нового узнали на уроке? - Что вам понравилось на уроке. Оценивание учащихся. Д/з упр.44.

© 2010-2022