Доклад Нравственные уроки истоков - нравственные законы жизни

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ИСТОКОВ - НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ».

О.А.Ляхова,

Учитель МБОУ «СОШ № 3 г. Ленска»

Сегодня физики доносят знания о явлениях и законах окружающего мира, химики - о составе веществ неживой природы, биологи - о составе и развитии животных и растений. Кто же передаст детям знания о совести, доброте, любви? На каком предмете?

Истоки - предмет о нравственности, традициях народа, духовности. Истоки развивают социокультурные ценности личности, элементы управленческой культуры, способствуют эффективному общению, гармонично воспитывают и развивают гражданина России, способного сохранять и приумножать опыт Отечества.

Истоки открывают в обычном необычное. Они помогают в, казалось бы, давно известном раскрыть новые смыслы, приобрести духовное наполнение, понять истоки вечных ценностей. Тогда эти ценности приобретают особую притягательность и поучительность.

В центре внимания учителя и учеников в 1 классе находятся основопологающие ценности истоков-Слово, Образ, Книга.

Во 2 классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3 классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4 классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. Для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями.

Основная идея истоковской педагогической технологии - идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека.

Присоединение - первый этап урока. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку на занятии, которая настроит учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, взаимодействие, ведущее к взаимному обогащению.

Основной этап. Развертывание темы и ее закрепление проводятся в активной форме - работа в ресурсном круге , тренингах, они являются важной составляющей частью урока включая в активную деятельность всех учащихся. В тренингах определена благородная цель, заложена позитивная информация, ориентирующая на заботу и доброе отношение. Ребята изнутри осознают способ действия. Это им интересно. Значит, материал будет прочувствован, неоднократно осмыслен. Обсуждая вопросы в группах, дети приобретают опыт общения, учатся приходить к согласию, наблюдать за работой лидера. Для выполнения заданий тренингов ребятам необходимо актуализировать свой опыт, применять в новых ситуациях содержание урока, размышлять и анализировать, планировать свои действия, а лидеру - организовать работу группы. Таким образом, развиваются управленческие способности.

На этапе подведения итогов дети определяют вместе с учителем значимость проделанной работы, выскажут свои мнения и пожелания.

Заключительный этап помогает оценить пережитое, осознать приобретенное в уме, сердце и душе. Чтобы помочь ребенку раскрыть полнее свой внутренний потенциал, необходимо отметить каждое его достижение.

В ресурсном круге отсутствует отрицательная оценка мыслей, действий ребенка, поддерживается каждый маленький успех, дети ориентируются на доброе отношение друг к другу, определяют положительные качества, учатся мыслить позитивно.

К концу учебного года, применяя социокультурные технологии, удается развить ресурс успеха у всех учащихся. Свои успехи, приобретенный опыт ребята переносят в повседневное общение. Ресурс успеха способствует развитию их мотивации к самосовершенствованию.

На уроке «Истоки» осуществляется глубокая межпредметная связь с различными образовательными областями с русским языком, математикой, литературным чтением, окружающим миром, трудовым обучением, изобразительным искусством, историей, которые способствуют развитию системного воспитания и мышления, активации творческого потенциала личности.

Связь с Детской библиотекой, музеем направлены на сбережение историко-культурного наследия.

Учебники по истоковедению содержат важнейшие образы и понятия, они наполнены историческими данными, глубоким литературным словом. Тексты в учебнике даны не для пересказов, они служат информацией для размышления.

Задания тетради носят интегрированный характер. Они, как и книга, актуализируют знания по многим предметам, не перегружая при этом учащихся. Целый ряд заданий предназначен для

А) формирования и закрепление знаний об основных нравственных понятиях курса (семейные реликвии, труд, народная мудрость и т. д.)

Б) формирования эмоционально-образного восприятия ближней и дальней среды (Какими словами раскрывается характер моря?)

В) формирование личностного отношения к окружающему миру и духовное становление ребенка (Почему люди говорят, что словом можно убить? Что могли бы рассказать о нас братья меньшие, если б умели говорить?)

В тетрадь включены задания трех уровней сложности:

А) направленные на простое воспроизведение информации (выпиши названия орудий труда, напиши названия известных тебе морей т. д.)

Б) направленные на преобразование имеющихся знаний (выбери из нескольких нужное, объясни пословицу и т. д.)

В) направленные на творческий поиск (составь сказку, выскажи мнение, что было самым интересным на твоей дороге жизни и т. д.)

Тетрадь предназначена для совместной работы ученика, учителя и родителей.

Активное участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке. Такие темы, как «Дом», «Семья», «Профессии людей», «Семейный праздник», «Слово Жить» др. проходят в сотрудничестве с родителями. Это мотивирует родителей, учащихся на совместную деятельность в равной степени. Ребята любят вместе со взрослыми готовиться и участвовать в классных школьных и районных мероприятиях: «Зимние посиделки», «Масленица», «Рождественские святки», в ярмарках «Золотая осень», « Истоки» и др.

Результатом начальной школы является создание своей Первой книги. Этой интересной работой дети совместно с родителями будут заниматься четыре года, создавая по 9 страниц каждый год. В первом классе на страницах Азбуки можно познакомиться с примерным содержанием страниц Книги. На каждом уроке идет подготовка перед созданием каждой страницы Книги. На занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее. К такому процессу подключаются в равной степени все-учитель, ребенок, родитель. Дети приобретают опыт личного осмысления, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями.

© 2010-2022