"Сказки К. И. Чуковского; воплощение в них «Заповедей для детских писателей »"

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сказки К.И.Чуковского;

воплощение в них «Заповедей для детских писателей »





Содержание

I Введение. 3 II Основная часть : сказки К. И. Чуковского; воплощение в них «Заповедей для детских поэтов» 1библиографические данные; 4 2сказки К.И.Чуковского; 4 3заповеди детских писателей; 5 4воплощение «Заповедей для детских поэтов». 6 III Заключение. 14 IV Список использованной литературы 15



Введение Детское чтение - это один из важнейших этапов знакомства с окружающим миром, и подходить к выбору литературы для ребенка нужно очень осторожно и внимательно. В силу подобных причин, изучение детской литературы никогда не потеряет своей актуальности. Литература для детей и юношества - область художественного творчества. Включает художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей и отвечающие духовным и эстетическим запросам ребенка, возможностям его восприятия. Среди искусств, адресованных непосредственно детям, литературе принадлежит ведущая роль. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, формирования у детей основ мировоззрения и нравственных представлений, расширения их кругозора.



Сказки К. И. Чуковского;

воплощение в них «Заповедей для детских поэтов»

Библиографические данные Корней Иванович Чуковский (имя при рождении - Николай Эммануилович Корнейчуков, 31 марта 1882, Санкт-Петербург - 28 октября 1969, Москва) - детский поэт, писатель, мемуарист, критик, лингвист, переводчик и литературовед. Наибольшую известность Чуковский приобрел в качестве детского поэта. В 1962 году Оксфордский университет присудил Корнею Чуковскому степень Доктора литературы Honoris causa, в том же году ему была присуждена Ленинская премия. Сказки К.И.Чуковского Первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети, наряду с малыми фольклорными жанрами являются веселые сказки К. И. Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Телефон», «Путаница» и др. Трудно представить ребенка, не знающего этих сказок. Веселые сказки Чуковского на протяжении чуть ли не девяти десятков лет столь же привлекательны для современных малышей и стали образцом для нескольких поколений детских писателей. Рождение сказочного мира Чуковского произошло в 1915 году, когда были сложены первые строфы поэмы «Крокодил». Стихотворная сказка Чуковского «Крокодил» ознаменовала начало энергичной, сосредоточенной и целенап- равленной работы автора в области детской литературы. Сказки 20-30-х годов - борьба добра и зла, светлого и темного. «Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце». Эти сказки имеют схо-жие конфликтные ситуации. Чуковский не жалел ярких красок и громкой му- зыки, чтобы маленький читатель без вреда для себя мог из праздничного на- строения окунуться в игровой кошмар, а затем быстро смыть с души страх и убедиться в счастливом устройстве мира. Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. «Федорино горе» (1926) также начинается с удивления перед небывальщиной:

«Скачет сито по полям, а корыто пом луга» «Мойдодыр» и «Федорино горе» могут считаться дилогией на тему гигиены. Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей «Айболит» (под названием «Лимпопо» сказка вышла в 1935 году), «Айболит и воробей» (1955), «Бармалей» (1925) - еще одна стихотворная трилогия. К ней примыкают две части прозаической сказки «Доктор Айболит» «Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон» (1926 год) образуют свою триаду ска- зок, объединенную мотивами небылиц и путаниц. Их последовательное распо- ложение следует за меняющимся отношением к небы или путанице. Заповеди для детских писателей

1)графичность; 2)наибыстрейшая смена образов; 3) лиричность; 4) повышенная музыкальность; 6) рифмы как можно ближе друг к другу; 7) рифмы - подвижность и переменчивость ритма; 5) главные носители смысла всей фразы; 8) каждая строка живет своей собственной жизнью; 9) не загромождать стихи прилагательными; 10) преобладающий ритм - хорей; 11) детские стихи - игровые; 12)поэзия для малышей и для взрослых; 13) стиховое воспитание. Воплощение «Заповедей для детских поэтов» Первая заповедь - детские стихотворения «должны быть графичны», то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника, т.к. мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно непригодны для этих детей. Пишущий для них должен, мыслить рисунками.
Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть ли не половину своей эффективности. У Чуковского речь идет о том, что каждая строфа, а то и двустишие требует иллюстрации: для «Тараканища», утверждает Чуковский, требуется двадцать восемь рисунков, для «Мойдодыра» - двадцать три. Автор перечисляет эти рисунки: Ехали медведи На велосипеде (первый рисунок), А за ними кот Задом наперед (второй рисунок), А за ним комарики

На воздушном шарике (третий рисунок) и т.д.

В поэме-сказке К. И. Чуковского «Айболит» соблюдена графичность и образность: Но вот перед ним море - Бушует, шумит на просторе… Вторая заповедь гласит о наибыстрейшей смене образов. Чуковский объясняет важность этих заповедей тем, что «мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. «Чудо-дерево» Как у нашего Мирона На носу сидит ворона Наивысшая смена образов. «Айболит» Мы живем на Занзибаре, В Калахари и Сахаре… В третьей заповеди Чуковский говорит о лиричности словесной живописи. Словесная живопись должна быть в то же время лирична.
Ребенку мало видеть тот или иной эпизод, изображенный в стихах: ему нужно , чтобы в этих стихах были песня и пляска . Чуковский имел в виду песенно-плясовое начало детских стихотворений. «Федорино горе»: И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют и смеются: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля… «Ёлка» Были бы у ёлочки Ножки, Побежала бы она По дорожке. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоян- ного движения. И пришла к Айболиту лиса … И пришел к Айболиту барбос … И прибежала зайчиха… Вместе с его героями тоже хочется что-то делать, как-то действовать, чем-то помочь. Четвертая: «подвижность и переменчивость ритма». Множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения. И пришла к Айболиту лиса … И пришел к Айболиту барбос … И прибежала зайчиха… Вместе с его героями тоже хочется что-то делать, как-то действовать, чем-то помочь. У маленьких детей, как известно, неустойчивое внимание - и, когда речь идет о крупных стихотворных произведениях, удержать их внимание, используя единый мелодический рисунок, единый стихотворный размер, практически невозможно. Подвижность и переменчивость ритма. «Айболит» Но вот, поглядите, какая-то птица Все ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит… «Муха-Цокотуха» праздник в честь покупки самовара переходит в трагедию: муха попала в лапы злодею Пауку. А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе веревками крутит,… Эти строки буквально напичканы свистящими звуками, дрожащим [P], что еще более усиливает трагичность эпизода. Но мгновение спустя Муха освобождена лихим молодцем Комаром, и вновь за- звучал мотив радости и веселья - ритмика беззаботного счастья: Музыканты прибежали, В барабаны застучали… «Бармалей» Но вот из-за Нила Горилла идёт, Горилла…
Пятая заповедь: повышенная музыкальность поэтической речи. Стихи-сказки Чуковского «Мойдодыр», «Бармалей», «Муха-Цокотуха» воспринимаются детьми как песенки Музыканты прибежали

В барабаны застучали Бом Бом Бом …

Музыкальность поэтической речи. Вот идет Гиппопотам. Он идет от Занзибара,

Он идет к Килиманджаро …

Песня гиппопотама звучит как гимн для докторов. Африка ужасна, Да-да-да! Африка опасна, Да-да-да… Шестая заповедь - рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии друг от друга. Детям трудно воспринимать несмежные рифмы «Муха - Цокотуха»: Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла… «Айболит» Рифмы находятся в ближайшем соседстве. И акула Каракула Правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет…

Седьмая заповедь: рифмующиеся слова должны быть главными носителями смысла. «Цокотуха…Брюхо… Пошла… Нашла… На базар… Самовар…» У Чуковского рифмы не только смежные, но и внутренние: Свечка - в печку! И в ванне, и в бане… Часто внутренние рифмующиеся слова Чуковский помещает в разных строках: Одеяло Убежало… А букашки - По три чашки… И акула Увильнула… А вот, высший пилотаж, когда рифмуются подряд четыре слова: Скок, скок, скок, скок! За кусток, Под мосток И молчок! Восьмая заповедь: «Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью» У ребенка, по мнению Чуковского, мысль пульсирует заодно со стихами и каждый стих -самостоятельная фраза; число строк равняется числу предложений «Мойдодыр» Я хочу напиться чаю К самовару подбегаю Каждая строка живет собственной жизнью. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит… Основная смысловая нагрузка лежит на словах- рифмах. Что такое? Неужели Ваши дети заболели?  «Да-да-да! У них ангина… Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы. Поэтому чаще всего поэт пишет двустишием. «Телефон» А потом позвонили зайчатки - Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки! Девятая заповедь - «не загромождать… стихов прилагательными»: маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. Стихи не загромождены прилагательными. Для детей процентное отношение глаголов к именам прилагательным есть один из лучших и вполне объективных критериев приспособленности данного стишка к психике малых детей. «Чудо-дерево» Мама по саду пойдёт Туфельки, сапожки, Новые калошки… «Айболит» Ладно,ладно побегу, Вашим детям помогу. Только где же вы живее «Мойдодыр» Одеяло Убежало, Улетела простыня,

И подушка..

«Бармале»й Повернулся Улыбнулся…
В десятой заповеди Чуковский утверждает, что «преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей». Он обосновывает это тем, что дети, создавая любые стихотворные экспромты, используют именно этот ритм. «Айболит» И встал Айболит, побежал Айболит, По полям, по лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! В сказке «Муха-Цокотуха» главная героиня устроила праздник в честь покупки самовара. Этот эпизод беззаботного веселья написан четырехстопным хореем. Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!». Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки - По три чашки Одиннадцатая заповедь для детских поэтов - стихи должны быть игровыми. «Тараканище»: Но, увидев усача, (Ай-ай-ай!) Звери дали стрекача, (Ай-ай-ай!) В сказках Чуковского есть - сюжетно-ролевые игры: в поезд («Тараканище»), телефон («Телефон»), больницу («Доктор Айболит»): И хлопает их по животикам, И бежит Айболит к бегемотикам, И всем по порядку Дает шоколадку, И ставит и ставит им градусники! - словесно-дидактические игры - имитация голосов животных «Телефон» Но он только «му»да «му» «Свинки» Хрюки-хрюки-хрюки-хрюки! -игры словами и звуками. Мы живем на Занзибаре, В Калахари и Сахаре,… Двенадцатая заповедь требует высокого качества детских стихов. Поэзия для детей - поэзия для взрослых. «Айболит» Десять ночей Айболит Не ест, не пьет и не спит, Десять ночей подряд… Тринадцатая заповедь звучит следующим образом: авторы произведений для детей «должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к себе, к своим «взрослым» ощущениям и мыслям» А для этого нарушать многие из заповедей, дабы путем постепенного услож- нения поэтической формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов. Это и будет подлинным стиховым воспитанием. Необходимо учитывать зону ближайшего развития. Частые повторы придают большую эмоциональ-ность сказке.




Заключение
Стихи для детей нужно писать каким-то особенным способом - иначе, чем пишутся другие стихи. И мерить их нужно особенной меркой. Не всякий даже даровитый поэт умеет писать для детей. Но мы с уверенностью можем сказать, что Корней Иванович Чуковский относится к тем немногим поэтам, которые сумели навсегда завладеть сердцами малышей. Корней Чуковский выработал «заповеди» не только для других поэтов, но и сам писал, руководствуясь ими. Возможно, именно благодаря заповедям для юных поэтов стихотворения Чуковского оказались такими популярными и любимыми. Но эти не являются непререкаемой догмой, о чем предупреждал сам их автор. Изучив, освоив их, детскому поэту следует начать нарушать их одну за другой. Состояние счастья - главнейшая заповедь для детских писателей. Цель же сказочника - воспитать человечность.













Список использованной литературы

1.Арзамасцева И.Н. Детская литература.[Текст]: учебник/ И. Н. Арзамасцева. Москва 2005, с. 329. 2.Берман Д. А Библиографический указатель, К.И.Чуковский.[Текст]:указатель, / Сост. Д. А. Берман. М.: Русское библиографическое общество «Восточная литература» РАН, 1999. 3.Детская Литература Нового Века.[Электронный ресурс]: Детская Литература Нового Века, 2012 Свидетельство о публикации №112071906525 www/google.com/

4. «Заповеди для детских поэтов».[Электронный ресурс]:творческая мастерская детской комнаты/Заповеди для детских поэтов//. www poezia.ru/childmast php 5. Избушка На Седьмом Небе.[Электронный ресурс]: Избушка На Седьмом Небе 2012 Свидетельство о публикации №112041906511// stihi.ru/ 6.Зубарева Е.Е.,Сигов В.К.,Д38 Скрипкина В.А. и др.Детская литература. [Текст]: учебник /Е.Е.Зубарева,В.К.Сигов, В.А. Д38Скрипника и др. Под ред.Е.Е.Зубаревой .-М.:Высш.шк.2004.-с.551 6. Курий С. Один из Корней детской поэзии. [Текст]: О сказках Чуковского/ С.Курий, «Время z» №1/2012 7.Отдав искусству жизнь без сдачи »[Электронный ресурс]: сайт о К.И. и Л.К.Чуковских// google.com/webhp 8.Чуковский К., Каверин В.. Чуковский К. И. Дневник. [Текст]:дневник, К. Чуковский,В. Каверин. 1901-1969 Т 2 9 . Чуковский К.,И. От двух до пяти . [Текст]: рассказы/К.И.Чуковский,; К. Вэсэла,1988.-365с.

10.Чуковский К.И. Чудо-дерево. [Текст]: Сборник стихов и сказок/ К.И.Чуковский, К.; «Вэсэлка»1985.-262с.



© 2010-2022