- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Начальная форма слова. УМК Перспективная начальная школа
Урок по русскому языку на тему Начальная форма слова. УМК Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ветчинкина Л.В. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лаптево-Логовская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по русскому языку
2 класс
«Перспективная начальная школа»
Составила и провела: Ветчинкина Л.В.
учитель начальных классов
с. Лаптев Лог
2013 г
Тема:
Начальная форма слова
Задачи:
Предметные: познакомиться с понятием «начальная форма слова», научиться определять начальную форму слов - названий предметов, сравнивать разные формы одного и того же слова.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).
Познавательные: добывать новые знания через исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: ставить учебную задачу с помощью учителя, планировать учебную деятельность на уроке.
Коммуникативные: уметь договариваться в паре, вступать в беседу на уроке.
Личностные: осознать значимость полученных знаний; проявлять к собеседнику внимание, терпение.
Оборудование:
Учебник, презентация, мультимедийный проектор, карточки.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Примечание
I. Организа-ционный момент Урок русского языка. - Давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Но сегодня мы будем дарить свои пожелания ещё и гостям.
- Я желаю тебе сегодня добра…
- Если будет трудно, можете рассчитывать на мою помощь…
- Продолжите фразу: Для меня сегодняшний урок…
Тетрадь правильно кладу,
За посадкой слежу,
С чистотой я дружу,
На отлично напишу!
- Откройте тетрадь, положите её правильно, запишите число, классная работа. Не забывайте о правилах посадки!
Высказывания детей
Слайд 1
Слайд 2
Подготовка учащихся к восприятию учебного материала и учебной деятельности (мотивация, коллективный характер взаимодействия).
Слайд 3
Слайд 4
Ситуация
свободного выбора
Работа в тетради
II. Чистописание
- Начнём работу с минутки чистописания. Зз Зо Зи зе зу зн за зл
- Придумайте слова, в которых встречаются данные сочетания.
- По какому принципу можно разделить слова на группы?
Записывают в
тетрадь
Высказывания ребят
III. Словарная работа - Примените свои знания. - Прочитайте предложения. - В каких словах пропущены буквы? - Что это за слова? - Спишите, вставляя пропу-щенные буквы. Стояла в поле одинокая б.-рёзка. Только вет.р иногда играл с её листочками. - В словах берёзка и ветер выделите окончание и основу слова. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненную работу друг у друга. - Поставьте отметку.
Словарные
Записывают самостоятельно в тетрадь.
Проверяют работу друг у друга и оценивают.
Слайд 5
Работа в парах
IV. Физминутка
Гимнастика для глаз Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
Дети выполняют упражнения.
V. Сообщение темы и цели урока Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут.
- Откройте учебник русского языка Ч.I на с. 69. Прочитайте тему урока. - Продолжите фразу: Я читаю тему урока и думаю, что… - Давайте сформулируем учебную задачу урока.
Тема урока «Начальная форма слова» и учебная задача - понять , что такое начальная форма слова.
Высказывания ребят
Постановка проблемы в диалоговом общении
Учебник русского языка Ч.I .
Слайд 6
Ситуация свободного выбора
Учитель обобщает высказывания ребят
VI. Работа по теме урока - Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу привести примеры слов, которые стоят в начальной форме , но они дружно молчали. - А вы можете привести примеры слов, стоящих в начальной форме? Нет? Тогда я предлагаю вам принять участие в исследовании. Алгоритм работы: - Возьмите учебник русского языка Ч.II
-
Откройте Толковый сло-варь.
- Отыщите там слово «азбуки». Есть такое слово? А может быть, есть другая форма этого же слова? Какая?
- Чем она отличается от формы АЗБУКИ?
- Запишем: Азбуки - азбука.
- Чем отличаются слова?
- Найдите слово БАГАЖОМ? Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? Чем она отличается от формы БАГАЖОМ?
- Запишем: Багажом - багаж.
- На с.70 прочитаем прави-ло.
Работают с Толковым словарём
Дети высказывают свои мысли (В словаре слова записаны в ед. ч. И отвечают на вопросы кто? что?)
Слайд 7
Мини-исследование
VII. Закрепление
- Откройте словарь «Пиши правильно».
- Прочитайте первые пять слов-названий предметов.
- Все ли они стоят в единственном числе?
- Все ли отвечают на вопросы: кто? что?
- В какой форме стоят все эти слова?
- Откройте опять Толковый словарь.
- Посмотрите ещё раз на то, как записано слово АЗБУКА: АЗБУКА, - и
-
Как вы думаете, что это за буква - и стоит после слова?
-
Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА: ЕСТЬ (кто? что?) азбука - НЕТ (кого? чего?) азбуки: - и. Азбука, азбуки - две разные формы.
-
Какая из них начальная?
-
Как называются частички слова - а, - и?
-
Посмотрите, есть ли какая-нибудь буква после слова БАГАЖ?
-
Расшифруйте букву - а в этом слове: БАГАЖ, - а.
-
Что можем сказать о словах БАГАЖ, БАГАЖА?
-
Верно, это две разные формы.
-
Какая форма - начальная?
-
Расшифруйте так же букву, которая стоит после следующего слова-названия предмета.
-
Как называется эта маленькая частица слова?
-
Что она показывает?
-
Так, что такое начальная форма слова?
- Выполним упражнение 46, на с. 71.
Задание: - Поставьте слова в начальную форму. Определите род.
С букетом, в траве, осенью, окна, мальчику, коту.
Работают со словарём «Пиши правильно»
Да
Да
В начальной форме
Предположения детей
Азбука
Окончания
Да, буква -а
Словарь показывает первое изменение слова
Две разные формы
Багаж
БАДЬЯ, -и - первое изменение слова
Окончание
Новую форму слова
Один - у доски, остальные в тетрадях и т. д. по цепочке
Обобщение учебного материала, формирование навыков работы по теме.
Коллективная работа
Слова на карточках
VIII. Проверочная работа
- Поставьте слова в начальную форму.
Домой, у реки, с горы, лисе, ежу, столом, на диване.
Самостоятельно работают в тетради
Слайд 8
Проверка усвоения полученных на уроке знаний
IX. Итог урока
Рефлексия
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом? С помощью чего?
- Что такое начальная форма слова? Приведите примеры.
- Выберите любое высказывание и продолжите его.
-
Сегодня я узнал…
-
У меня получилось…
-
Было трудно…
-
Меня удивило…
-
Было интересно…
-
Теперь я умею…
Понять, что такое начальная форма слова.
Да.
Способом исследования слов. С помощью Толкового словаря.
Проверка умения обобщать, делать вывод
Слайд 9
X. Домашнее задание
В тетради для самостоятельных работ упр.27, с. 23
Урок закончим словами:
Прозвенел звонок с урока,
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забудем никогда!
Запись д/з в дневнике
Проверка прочности усвоенных знаний на уроке
Слайд 10
Используемая литература:
-
Учебник. Русский язык. 2 класс. Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская.
-
Методическое пособие. Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник, 2012 г
-
Интернет-ресурсы