Урок по русскому языку на тему Начальная форма слова. УМК Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Лаптево-Логовская средняя общеобразовательная школа»









Конспект урока по русскому языку

2 класс

«Перспективная начальная школа»











Составила и провела: Ветчинкина Л.В.

учитель начальных классов



с. Лаптев Лог

2013 г

Тема:

Начальная форма слова

Задачи:

Предметные: познакомиться с понятием «начальная форма слова», научиться определять начальную форму слов - названий предметов, сравнивать разные формы одного и того же слова.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).

Познавательные: добывать новые знания через исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: ставить учебную задачу с помощью учителя, планировать учебную деятельность на уроке.

Коммуникативные: уметь договариваться в паре, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознать значимость полученных знаний; проявлять к собеседнику внимание, терпение.

Оборудование:

Учебник, презентация, мультимедийный проектор, карточки.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Примечание


I. Организа-ционный момент Урок русского языка. - Давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Но сегодня мы будем дарить свои пожелания ещё и гостям.

  • Я желаю тебе сегодня добра…
  • Если будет трудно, можете рассчитывать на мою помощь…
- Давайте определимся, как мы будем сегодня работать на уроке? В этом вам помогут условные обозначения.
- Продолжите фразу: Для меня сегодняшний урок…

Тетрадь правильно кладу,

За посадкой слежу,

С чистотой я дружу,

На отлично напишу!


- Откройте тетрадь, положите её правильно, запишите число, классная работа. Не забывайте о правилах посадки!

Высказывания детей

Слайд 1

Слайд 2

Подготовка учащихся к восприятию учебного материала и учебной деятельности (мотивация, коллективный характер взаимодействия).

Слайд 3

Слайд 4

Ситуация

свободного выбора

Работа в тетради

II. Чистописание
- Начнём работу с минутки чистописания. Зз Зо Зи зе зу зн за зл

  • Придумайте слова, в которых встречаются данные сочетания.
Зоя Зина зебра зуб знак заяц зло
  • По какому принципу можно разделить слова на группы?

Записывают в

тетрадь

Высказывания ребят

III. Словарная работа - Примените свои знания. - Прочитайте предложения. - В каких словах пропущены буквы? - Что это за слова? - Спишите, вставляя пропу-щенные буквы. Стояла в поле одинокая б.-рёзка. Только вет.р иногда играл с её листочками. - В словах берёзка и ветер выделите окончание и основу слова. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненную работу друг у друга. - Поставьте отметку.

Словарные

Записывают самостоятельно в тетрадь.

Проверяют работу друг у друга и оценивают.

Слайд 5


Работа в парах

IV. Физминутка

Гимнастика для глаз Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Дети выполняют упражнения.

V. Сообщение темы и цели урока Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать.

Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут.
- Откройте учебник русского языка Ч.I на с. 69. Прочитайте тему урока. - Продолжите фразу: Я читаю тему урока и думаю, что… - Давайте сформулируем учебную задачу урока.
Тема урока «Начальная форма слова» и учебная задача - понять , что такое начальная форма слова.


Высказывания ребят

Постановка проблемы в диалоговом общении

Учебник русского языка Ч.I .

Слайд 6

Ситуация свободного выбора

Учитель обобщает высказывания ребят

VI. Работа по теме урока - Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу привести примеры слов, которые стоят в начальной форме , но они дружно молчали. - А вы можете привести примеры слов, стоящих в начальной форме? Нет? Тогда я предлагаю вам принять участие в исследовании. Алгоритм работы: - Возьмите учебник русского языка Ч.II

  • Откройте Толковый сло-варь.

  • Отыщите там слово «азбуки». Есть такое слово? А может быть, есть другая форма этого же слова? Какая?
  • Чем она отличается от формы АЗБУКИ?
  • Запишем: Азбуки - азбука.
  • Чем отличаются слова?
  • Найдите слово БАГАЖОМ? Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? Чем она отличается от формы БАГАЖОМ?
  • Запишем: Багажом - багаж.
- Ребята, какой можно сделать вывод, поработав со словарём?

- На с.70 прочитаем прави-ло.


Работают с Толковым словарём



Дети высказывают свои мысли (В словаре слова записаны в ед. ч. И отвечают на вопросы кто? что?)

Слайд 7


Мини-исследование

VII. Закрепление

- Откройте словарь «Пиши правильно».

- Прочитайте первые пять слов-названий предметов.

- Все ли они стоят в единственном числе?

- Все ли отвечают на вопросы: кто? что?

- В какой форме стоят все эти слова?

- Откройте опять Толковый словарь.
- Посмотрите ещё раз на то, как записано слово АЗБУКА: АЗБУКА, - и

  • Как вы думаете, что это за буква - и стоит после слова?

  • Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА: ЕСТЬ (кто? что?) азбука - НЕТ (кого? чего?) азбуки: - и. Азбука, азбуки - две разные формы.

  • Какая из них начальная?

  • Как называются частички слова - а, - и?

  • Посмотрите, есть ли какая-нибудь буква после слова БАГАЖ?

  • Расшифруйте букву - а в этом слове: БАГАЖ, - а.



  • Что можем сказать о словах БАГАЖ, БАГАЖА?

  • Верно, это две разные формы.

  • Какая форма - начальная?

  • Расшифруйте так же букву, которая стоит после следующего слова-названия предмета.

  • Как называется эта маленькая частица слова?

  • Что она показывает?

  • Так, что такое начальная форма слова?

- Выполним упражнение 46, на с. 71.

Задание: - Поставьте слова в начальную форму. Определите род.

С букетом, в траве, осенью, окна, мальчику, коту.

Работают со словарём «Пиши правильно»

Да

Да

В начальной форме

Предположения детей

Азбука

Окончания

Да, буква -а

Словарь показывает первое изменение слова

Две разные формы

Багаж

БАДЬЯ, -и - первое изменение слова

Окончание

Новую форму слова

Один - у доски, остальные в тетрадях и т. д. по цепочке

Обобщение учебного материала, формирование навыков работы по теме.








Коллективная работа

Слова на карточках

VIII. Проверочная работа

- Поставьте слова в начальную форму.

Домой, у реки, с горы, лисе, ежу, столом, на диване.

Самостоятельно работают в тетради

Слайд 8

Проверка усвоения полученных на уроке знаний

IX. Итог урока

Рефлексия

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом? С помощью чего?

- Что такое начальная форма слова? Приведите примеры.

- Выберите любое высказывание и продолжите его.

  • Сегодня я узнал…

  • У меня получилось…

  • Было трудно…

  • Меня удивило…

  • Было интересно…

  • Теперь я умею…

Понять, что такое начальная форма слова.

Да.

Способом исследования слов. С помощью Толкового словаря.

Проверка умения обобщать, делать вывод

Слайд 9

X. Домашнее задание

В тетради для самостоятельных работ упр.27, с. 23

Урок закончим словами:

Прозвенел звонок с урока,

Поиграть пришла пора.

Что узнали на уроке,

Не забудем никогда!

Запись д/з в дневнике

Проверка прочности усвоенных знаний на уроке

Слайд 10







Используемая литература:

  1. Учебник. Русский язык. 2 класс. Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская.

  2. Методическое пособие. Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник, 2012 г

  3. Интернет-ресурсы

© 2010-2022