Статья: Роль учебно-исследовательской и проектной деятельности в социализации личности школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Линькова Оксана Юрьевна,

учитель начальных классов МБОУ Садовская СОШ; [email protected]

Иванова Ирина Александровна .

студентка ФГБОУ ВПО

«Ульяновский государственный педагогический университет имени

И. Н. Ульянова» НО (з)-11,

[email protected]



Роль учебно - исследовательской и проектной деятельности в социализации личности школьников.

В современной отечественной педагогике учебно - исследовательскую и проектную деятельность рассматривают как социализацию и адаптацию личности школьников. «Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Исследовательская и проектная деятельность входят в учебный процесс российской школы. Интерес педагогов к организации исследовательской работы школьников - не праздный отклик на модное течение в педагогике, он вполне прагматичен, потому что в первые годы жизни мозг ребёнка создаёт около половины основных соединений между клетками мозга - тех самых путей, на которых в дальнейшем и будет основываться процесс обучения. Исследование, даже самое маленькое, но самостоятельное, значительно ускоряет процесс создания этих связей. [7,33]. Необходимость организации и самого широкого использования разных видов исследовательской деятельности детей в школьном обучении никаких сомнений не вызывает, и вопроса «зачем» не существует. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [6,45]. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в. Великие деятели и педагоги России Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности [1]. Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Работая учителем начальных классов стараюсь выполнять следующие условия формирования исследовательских умений школьников. Целенаправленность и систематичность. Работаю по развитию исследовательских умений в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Использую материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности. Мотивированность. Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, как способ саморазвития и самосовершенствования. Творческая среда. В своей работе создаю творческую, рабочую атмосферу, поддерживаю интерес к исследовательской работе, что особенно удаётся во внеурочной деятельности на кружке « Радуга» с учащимися с 1-го по 3-ий классы. На данных занятиях считаю очень главным аспектом - дать возможность каждому ребёнку раскрыть свои художественные способности, не зависимо от того, насколько правильно выполнено то или иное задание, так как учащимся необходимо давать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся разного школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Анализ литературы - важнейший элемент исследовательской работы, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведённых исследований и уточнить задачи научного поиска. «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» - эти слова Л.Н.Толстого [6,45] еще раз убеждают и в том, что умственные способности развиваются в процессе мышления. Отсюда по мнению Т. Эдисона «важнейшая задача цивилизации научить человека мыслить» [6,45]. В контексте реализации идеи опережающего развития системы образования в соответствии с потребностями общества необходимо создавать предпосылки для многостороннего развития учащихся и воспитания их интеллектуальной инициативы [4]. В этой связи для учащихся может быть организована работа в проблемных группах, использоваться реферативные формы учебно-исследовательской деятельности (самостоятельное определение темы, отбор и структурирование материала, составление заданий), проводиться уроки-исследования. Активизация творческой работы, развитие логического и образного мышления обеспечивают успешность в изучении предметов основных образовательных областей. Учащиеся овладевают содержанием образования через личностно-ориентированное обучение, осуществляемое в рамках индивидуально-ориентированного плана [4]. Идея такого плана сводится к тому, чтобы, не снижая уровня образовательного стандарта, сделать обучение широким, вводящим школьника в мир культуры, но при этом оно ориентировано на их индивидуальные способности и помогает развивать уникальное в личности каждого [3].

Важное место отводится проектно-исследовательскому методу, при котором учащиеся в быстром темпе на «высоком уровне трудности» осваивают программу школы. При этом взаимовлияние уровня развития познавательных способностей и проектно-исследовательской деятельности учащихся становится явным. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями под руководством учителя, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность школьников не альтернатива школьной программе, а, наоборот, тот факт интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школ.

Список использованной литературы 1.Белоусова Т.Н., Мазниченко М.А. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию // Народное образование.-2010.-№8.-С.169-175. 2.Гузеев В.В., Курчаткина И.Б. Исследовательская работа в профильном обучении //Народное образование.-2010.-№7.-С.192-196. 3.Каюда Г.П. Проектно-исследовательская деятельность учащихся и учителя.// Педагогические науки-2006-№6-С.130-136. 4.Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии.// Школьные технологии-1999-№1-2.-С.35-38. 5.Минченко Н.Н. Взаимовлияние уровня развития познавательных способностей и успешности учебной деятельности младших школьников.// Педагогическое образование и наука-2007-№5-С.77-79. 6.Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа.-2006.-№2.-С.45-49. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011год./ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М., Просвещение, 2011.- 33с.





Форма заявки Линькова Оксана Юрьевна МБОУ Садовская СОШ, учитель начальных классов «Роль учебно-исследовательской и проектной деятельности в социализации личности школьников» «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА» 433862 Ульяновская область Новоспасский район с. Садовое ул. Полевая д.20 8-927-815-73-18 [email protected]























Форма заявки Иванова Ирина Александровна студентка ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» НО (з)-11 «Роль учебно-исследовательской и проектной деятельности в социализации личности школьников» «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА» 433992 Ульяновская область Павловский район п. Гремучий ул. Луговая д.29 8-927-271-42-83 [email protected]

© 2010-2022