• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема. Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М'] перед буквами гласных. Учитель. На прошлом уроке вы показали, что знаете все буквы гласных и умеете обозначать гласные звуки после согласных. Сегодня нам предстоит открыть тайну новых букв - букв для обозначения согласных. Для этого мы отправимся в путешествие по Стране грамоты. Дорогу нам покажет волшебный клубок. На доске - три схемы слова КЛУБОК:

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных. (Дети выбирают правильную схему и читают слово КЛУБОК.) Клубок покатился и привел нас к реке. Через нее перекинут мост. На доске - схема:

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных. Но чтобы перейти по нему, надо правильно написать первую букву. Какой первый звук в слове МОСТ? Кто знает имя буквы, которая обозначает этот звук? (Кто-нибудь из детей или сам учитель вписывает букву М в схему.) Запомните новую букву М в слове МОСТ. Достаньте ее из своих касс и покажите мне. Какой звук эта буква обозначает в слове МОСТ? ([М].) Правильно, молодцы! Клубочек покатился дальше. Перед нами следующее препятствие - сильная метель. Она утихнет, если вы найдете место букве М и сумеете вписать эту букву в схему. На доске - схема слова МЕТЕЛЬ:

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных. Какой звук обозначает М в слове МЕТЕЛЬ? ([М'].) Это гласный звук или согласный? Какой это согласный: твердый или мягкий? Всегда буква М обозначает мягкий согласный? Какой еще звук умеет обозначать буква М? (Твердый согласный.) Покажите мне на пальчиках, сколько согласных звуков умеет обозначать буква М. (Два.) Какие? ([М], [М'].) Вы правильно ответили на вопросы, и клубок повел нас дальше. Клубок остановился около дома, в нем три этажа. Здесь живут мишка, хомяк, змея. На какой этаж опасно заходить? Почему?

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных. (Слово ЗМЕЯ читается по звукобуквенной схеме.) На каком этаже живет хомяк? мишка? Какой звук обозначает буква М во всех трех словах? ([М'].) А вот другой дом:

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных. Здесь живут МУЛ, МОРЖ и МЫШКА. Кто живет на верхнем этаже? С какой буквы начинается это слово? Впишите букву М в схему слова. А где живет МОРЖ? Напишите первую букву этого слова. Покажите первую букву в слове МЫШКА. (После того как буква вписывается в схему, слово обязательно прочитывается.) Какой звук обозначает буква М в этих трех словах? ([М].) Вы правильно разместили зверей. Клубок покатился дальше и привел нас к самой главной загадке - загадке чтения согласной буквы. Перед вами - угощение, его приготовила Грамота. На доске - схема:

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных. Как прочитать первую букву в этом загадочном слове? Мы теперь знаем, что буква М может обозначать звук [М] и звук [М']. Какой же звук она обозначает здесь? Можно точно ответить на этот вопрос? (Нет.) А если я поставлю за буквой М букву Ё, вы сможете точно назвать первый звук в моем слове? (Учитель вписывает букву Ё в схему:

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных. Дети показывают звук [М'], объясняя это тем, что Ё пишется только после мягких согласных.) После какого согласного: мягкого или твердого - звук [О] обозначается буквой Ё? (После мягкого.) Значит, букву М здесь надо прочитать мягко - [М']. А вместе что получится? (Учитель ведет указкой под схемой, и дети вслед за учителем читают: МЁ; [М'О]). Теперь несложно догадаться, какое угощение приготовила Грамота. (МЁД.) Если бы я поставила вместо буквы Ё букву О, как бы вы прочитали первую букву в этой схеме?

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных. Что надо сделать прежде, чем прочитать букву согласного? (Посмотреть на следующую за ней букву гласного.) Что нам подсказывает буква О? Как должна читаться буква М: твердо или мягко? (Твердо.) Почему? (Звук [О] обозначается буквой О после твердого согласного.) Прочитаем, что получится вместе: МО. Учитель стирает неверное слово, рисует на доске схемы:

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква М. Обозначение мягкости-твердости согласных звуков [М] и [М’] перед буквами гласных. Какие звуки умеет обозначать буква М? ([М] и [М'].) Как узнать, читается М твердо или мягко? Какие буквы гласных отдают М команду: «Читайся твердо!»? Покажите эти буквы на схеме. Какие буквы гласных отдают букве М команду: «Читайся мягко!»? Покажите ряд этих букв. Здесь нарисованы все буквы гласных? Каких букв гласных не хватает в схеме? (У, Ю.) Дополните схему. В какой ряд встанет буква У, в какой - Ю? Учитель. Слоги: МЫ-МИ, МО-МЁ, МА-МЯ - читаются хором. (Учитель предваряет чтение небольшой подсказкой: «Читаем твердо!» (МО), «Читаем мягко!» (МЁ) и т. д.) Грамота осталась очень довольна тем, что мы вместе раскрыли тайну чтения согласных букв, и каждому из вас поставила вот этот знак М («Молодец»).



© 2010-2022