Мастер - класс Приёмы рефлексии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс Приёмы рефлексииМастер - класс Приёмы рефлексии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

г. Шебекино Белгородской области»








Мастер - класса

по теме:


«Приёмы рефлексии учащихся

на уроках в начальной школе»








Выступление

на школьном методическом

объединение учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 1»

Голоденко С.А.




2014 г.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА: Цель класса:

  • создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке; самоанализа деятельности и её результата;
  • познакомить в чём суть изменений урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Слайд 1 Тема моего мастер - класса «Рефлексия на уроках в начальной школе». На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД.

Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.

Слайд 2 А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует. А теперь оцените своё эмоциональное состояние щелчок.

Раскрытие темы мастер-класса Слайд 3 Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. щелчок Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. щелчок Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. щелчок В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов щелчок


Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния слайд 4
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта)

Что можно применять?

Слайд 5

Это:

- карточки с изображением лица - смайлики; - показ большого пальца вверх или вниз;

Слайд 6 «Солнышко» - мне всё удалось,

«солнышко и тучка» - мне не всё удалось,

«тучка» - у меня ничего не получилось;

Слайд 7 «Радостный тигрёнок» - всё хорошо,

«Грустный тигрёнок» - плоховато;

Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.


Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь». Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения: Представь что ты…. Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения. Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д. Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали. Изобрази радость, горе, обиду.


  • рефлексия деятельности слайд 8

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Используя методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман, можно ввести уже на первых уроках математики в первом классе «волшебные линеечки»:
слайд 9





- Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К - красота, П - правильность, Б - быстрота).? - На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

На следующем уроке сказка о лесной школе и её учениках была продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками»: Слайд 10








Теперь Лисёнок сам определил и обозначил на «волшебных линеечках» качество своей работы. - Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок?»
После анализа корректируем его оценку (красным цветом).
Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся давать объективную оценку своим письменным работам.
Какие варианты?

Слайд 11 «Лесенка успеха»

нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у меня были проблемы;

верхняя ступенька - мне всё удалось;

Слайд 12 «Дерево успеха»

зелёный лист - нет ошибок,

жёлтый лист - 1 ошибка,

красный лист - 2-3 ошибки;

Слайд 13 «Наряди ёлку»

успешно выполнил задание - повесил шарик,

были ошибки - шарик остался возле ёлки.

Слайд 14 «Паровозик» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «весёлое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только одно «личико» по усмотрению ученика.

Слайд 15 «Сказочное дерево»: плод, цветок и листочек.

Листочек - у меня не получается, мне нужна помощь.

Цветочек - было трудно, но я понял.

На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко - у меня всё получается.

Слайд 16

Часто мы проводим уроки в форме заочного, виртуального путешествия. И для такого урока можно использовать такой вид рефлексии: ракета, самолёт и машина.

3 щелчка

Картинки можно использовать в течение всего урока:

начало урока

ракета - я уверен в себе и готов к путешествию

самолёт - я хочу отправиться в путешествие, но не уверен в себе

машина - мне тревожно, я не хочу

физкультминутка - пилоты самолёта (закрепляем направления)

в конце урока - возвращение из путешествия.

Слайд 17 В письменных работах можно использовать и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок или щелчок рисует: солнышко, солнышко и тучку, тучку. Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение. Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг. Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях применяется приём «цветограммы». Слайд 18 Первая часть работы - буква, слоги - самоконтроль, закрасил кружок выбранным цветом. следующий шаг - работа со звукобуквенной моделью - самоконтроль, рефлексия - закрасил кружок. следующий шаг - слово, слог, ударение - самоконтроль, рефлексия. В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке. Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций - у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность. Слайд 19 Вот такие цветограммы применяются на уроках в 4 классе: дети получают рабочий лист: виды деятельности и фигура для раскрашивания. Шаг - рефлексия, следующий шаг - рефлексия. В конце - какой цвет преобладает, словесная оценка.

• рефлексия содержания учебного материала слайд 20

Слайд 21 «Цветочная поляна» Цветок - вид деятельности на уроке: работа с геометрическими фигурами, восстановление числового ряда, сравнение чисел. К концу урока появляется цветочная поляна. Предлагаю детям поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке. Слайд 22 и 23 Закончи предложение (интервью) Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Содержание: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…


Слайд 24 В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу. «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Так, всё в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым, нужным, а главное - успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

слайд 25 Рефлексия мастер - класса. У вас два смайлика: весёлый и грустный. Если вам понравился мой мастер - класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе - покажите мне весёлый смайлик. Ну, а если это всё вас совсем не тронуло - покажите грустный. В ваши методические копилки предлагаю вам карточки для проведения рефлексии на уроках. Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей. Спасибо за внимание.

Литература:


Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution

Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992. А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm


© 2010-2022