- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ручному труду для индивидуального обучения
Рабочая программа по ручному труду для индивидуального обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евпатова М.Н. |
Дата | 02.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Республиканское государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УР_______ Ротанина Г.С Директор____Доценко Н.А
«____»_______________2011 г. «____»_______________2011 г.
Согласовано:
Руководитель ШМО________ Евпатова М.Н.
«____»_______________2011 г
Рабочая программа по ручному труду
для индивидуального обучения
3 класс
___________________________
(Фамилия, имя обучающегося)
Составила:
учитель тудового обучения
Евпатова Марина Николаевна
Черногорск
2011г.
Содержание
1. Пояснительная записка к рабочей программе ……………..........................
2. Характеристика обучающегося……………………………………………..
3. Основное содержание предмета…………………………………………….
4. Требования к уровню подготовки обучающегося…………………………
5.Литература ……………………………………………………………………
Приложения:
-
Календарно-тематическое планирование ………………………………
Пояснительная записка по трудовому обучению.
Рабочая программа составлена на основе типовой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой: М. - Просвещение, 2008 года, а также:
- Закона РФ «Об образовании»;
- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (Собрание законодательства РФ 1995 , № 48, ст. 4563);
- Письма Министерства образования РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» от 05.05.78 №328-М;
- Индивидуального учебного плана, разработанного на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида от 10.04.2002г. №29/2065-п.;
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97 № 288;
- Устава РГОУ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»;
- Положения «Об индивидуальном обучении больных детей на дому РГОУ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- детализирует и раскрывает содержание учебного предмета;
- определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения трудового обучения, которые определены стандартом;
- соответствует возрастным особенностям обучающихся;
- направлена на формирование навыков социально-адаптированного поведения к условиям современного общества у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и математики. Количество часов по трудовому обучению соответствует требованиям федерального компонента образования на I ступени обучения и базисному учебному плану и составляет 1 час в неделю.
Класс
Кол-во часов в неделю
Количество часов в четверть
Кол-во часов в год
I
II
III
IV
3
1
9
7
10
8
34
Диагностика обучающейся Обучающаяся имеет следующие отклонения в развитии:
- грубое системное нарушение речи осложненное детским церебральным параличом, ЗУН ниже возрастной нормы, глубокое нарушение познавательной деятельности;
- замечания психолога;
- замечания логопеда.
Преподавание трудового обучения включает следующие разделы:
-
работа с природным материалом;
-
работа с бумагой и картоном;
-
работа с текстильными материалами;
-
работа с пластилином.
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-
коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
-
коррекция - развитие памяти;
-
коррекция - развитие внимания;
-
развитие пространственных представлений ориентации.
Развитие различных видов мышления: -
развитие наглядно-образного мышления;
-
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций: -
развитие умения сравнивать, анализировать;
-
выделять сходство и различие понятий;
-
умение работать по инструкциям, алгоритму;
• планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-
формирование адекватности чувств;
-
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
-
коррекция нарушений устной и письменной речи;
-
коррекция монологической речи;
-
диалогической речи;
-
обогащение словаря.
Коррекция недостатков сенсорной, двигательно-моторной сферы, особенно мелкой моторики рук.
Содержание учебной программы предусматривает обучение обучающихся по 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
3 - 4 групп Обучающиеся должны знать:
- названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
-
названия и назначения инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Обучающиеся должны уметь:
- усвоить основные приёмы работы с различными материалами;
- с помощью учителя составлять план работы над изделием;
- выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия - самостоятельно;
- давать словесный отчёт и анализировать свои изделия с помощью учителя, в отдельных случаях - самостоятельно;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Основное содержание программы.
Вводное занятие. (1 час) Беседа о цели, содержании и значении предмета трудового обучения. Особенности уроков трудового обучения. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Работа с природным материалом. (5 часов) Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу и замыслу фигур птиц, зверей, человечка. Правила подготовки рабочего места и материала. Разнообразие природного материала. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Эстетические требования к изделиям. Приёмы работы: Соединение отдельных деталей с помощью пластилина, клея. Применение материалов для оформления макета.
Работа с бумагой и картоном. (14 часов) Ознакомление с инструментами: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Правила безопасной работы ножницами. Приёмы работы: использование шаблона для получения деталей сложной формы, шила для выполнения отверстий в деталях; крепление деталей на прочную нитку, проволоку; оклеивание масок цветной бумагой, отделка их блестками, крепление резинки, завязок.
Работа с текстильными материалами. (8 часов) Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани - полотняное. Ознакомление с другими видами ткацкого переплетения. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Её назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения. Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Правила безопасной работы с ножницами. Приёмы работы: приёмы отмеривания нитки, способы вдевания нитки в иголку; закрепление нитки в начале работы, закрепление нитки в конце работы; стежки «через край», стачной шов.
Работа с пластилином. (6 часов) Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и названия стеков. Эстетические требования к изделиям. Лепка посуды из жгутов. Лепка посуды при помощи стеков. Приёмы работы: Лепка посуды из жгутов и способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки и печатки. Отделка изделия цветным пластилином.
Формы промежуточной аттестации: графические и практические самостоятельные работы, тестовые задания.
Литература: 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. - 192 с. 2. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 - 4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. - М.: Новая школа, 1994. 3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги/ Художник Долбишева А.Ю. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 144 с. 4. Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группа/ Художники Н.И.Витковская, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 96 с. 5. Пальчиковая гимнастика / О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. - М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2001. - 128 с. 6. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 -го класса - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2002. 7. Стал К. Я встречаю Новый год. - М.: ООО ТД «Мздательство Мир книги», 2008. 8. Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы. (Изобразительное искусство, физ. Культура, ручной труд, пение и музыка). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. - 2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 1983. 9. Оригами и аппликация/ Авт. - сост.: Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. - СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»», 2001. - 304 с. 10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. (Программа начальной школы: I - IV «Ручное творчество») Учебник для 2 -го класса. Самара: Корпорация «Федоров», 2008.
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 3 класса
№ п/п
Тема
Кол.
час.
Содержание
3-4 уровень
Основные понятия
1
I четверть
Вводное занятие.
1
Инструктаж по ТБ работы с инструментами.
2
Работа с природным материалом.
Экскурсия в природу для сбора природного материала.
1
Составление плана наблюдения, сбор материала
Сбор под руководством учителя.
3
Изготовление жирафа из моркови.
1
Свойства природных материалов: цвет, форма, величина.
Выполнение при помощи
учителя.
жираф
4
Изготовление по рисунку паука из грецкого ореха.
1
Игра «Что в мешочке». Беседа о свойствах материала.
Выполнение при помощи
учителя.
грецкий орех
паук
5
Изготовление фигурок человека, животных из кореньев и сучков.
2
Виды соединения деталей. Инструменты.
Выполнение при помощи
учителя.
компоновка различных деталей
Работа с бумагой и картоном.
6
Раскрой деталей из бумаги.
2
Познакомить учащихся с различными видами бумаги, ее свойствами, назначением. Учить работать с шаблоном и раскраивать изделия из бумаги. Воспитывать интерес к работе.
Знать и соблюдать ТБ при работе.
раскрой
7
Приёмы работы с клеем
1
Правила работы с клеем и ТБ
II четверть
Работа с пластилином.
1
Правила подготовки рабочего места и материала.
1
Виды и названия стеков. Свойства и цвета пластилина.
стека
2 Лепка посуды при помощи стеков.
1
Анализ образца по вопросам учителя.
Выполнение при помощи
учителя.
посуда
Работа с бумагой и картоном.
3
Разметка бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
1
Сорта картона, применяемые для оформительских работ.
Помощь учителя в расположении шаблона, разметке деталей.
4
Изготовление ёлочных игрушек из материалоотходов.
2
Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям.
Помощь учителя в расположении шаблона, разметке деталей.
материалоотходы
5
Изготовление карнавальных полумасок
2
Прорезание отверстий в картоне
Помощь учителя в расположении шаблона, разметке деталей.
Резание картона
III четверть
Работа с бумагой и картоном.
1
Перенос деталей аппликации на бумагу.
1
Перевод детали аппликации при помощи копирки, правильная разметка на плоскости детали.
Выполнение переноса деталей.
копирка
2
Изготовление закладки.
1
Беседа о бережном отношении к книгам.
Выполнение при помощи
учителя.
закладка
3
Изготовление карточек лото квадратной формы.
2
Назначение окантовки в изделиях из картона.
Выполнение при помощи
учителя из заготовок.
окантовка
4
Изготовление фигурок животных из спичечных коробков.
2
Разметка деталей по линейке и шаблону.
Разметка деталей по линейке и шаблону при помощи учителя
коробки
Работа с текстильными материалами.
5
Применение тканей. Нити основы и нити утка.
1
Краткие сведения о получении нитей и ткани.
нити основы
нити утка
6
Полотняное переплетение.
2
Изготовление макета полотняного переплетения из бумаги.
Выполнение при помощи
учителя.
полотняное переплетение
7
Швейная игла. Её назначение и устройство.
1
Назначение и устройство швейной иглы.
лезвие
ушко
остриё
IY четверть
Работа с текстильными материалами.
1
Правила безопасной работы при ручном шитье.
1
Подбор и применение наперстков.
напёрсток
2
Украшающий стежок «через край».
1
Правила выполнения стежка.
Выполнение при помощи
учителя.
стежок «через край»
3
Стачной шов.
1
Частота стежков в ручном стачном шве.
Выполнение при помощи
учителя.
стачной шов
4
Лицевая и изнаночная сторона ткани.
1 Правила безопасной работы с ножницами.
фланель, байка, ситец
Работа с пластилином.
5
Лепка вазы из жгутов.
1
Способ выполнения жгута, соединение деталей.
Выполнение при помощи
учителя.
жгут
ваза
6
Лепка чашки из жгутов.
1
Способ выполнения жгута, соединение деталей.
Выполнение при помощи
учителя.
чашка
7
Лепка тарелки.
1
Способ вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами.
Выполнение при помощи
учителя.
вдавливание расплющивание
8
Отделка изделия цветным пластилином.
1
Украшение изделия цветным пластилином.
Выполнение при помощи
учителя.
украшение