Рабочая программа по ручному труду для индивидуального обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Республики Хакасия

Республиканское государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»





Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УР_______ Ротанина Г.С Директор____Доценко Н.А

«____»_______________2011 г. «____»_______________2011 г.

Согласовано:

Руководитель ШМО________ Евпатова М.Н.

«____»_______________2011 г



Рабочая программа по ручному труду

для индивидуального обучения

3 класс

___________________________

(Фамилия, имя обучающегося)



Составила:

учитель тудового обучения

Евпатова Марина Николаевна




Черногорск

2011г.


Содержание


1. Пояснительная записка к рабочей программе ……………..........................

2. Характеристика обучающегося……………………………………………..

3. Основное содержание предмета…………………………………………….

4. Требования к уровню подготовки обучающегося…………………………

5.Литература ……………………………………………………………………

Приложения:

  1. Календарно-тематическое планирование ………………………………






































Пояснительная записка по трудовому обучению.


Рабочая программа составлена на основе типовой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой: М. - Просвещение, 2008 года, а также:

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (Собрание законодательства РФ 1995 , № 48, ст. 4563);
  • Письма Министерства образования РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» от 05.05.78 №328-М;
  • Индивидуального учебного плана, разработанного на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида от 10.04.2002г. №29/2065-п.;
  • Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97 № 288;
  • Устава РГОУ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»;
  • Положения «Об индивидуальном обучении больных детей на дому РГОУ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В системе обучения и воспитания специальной (коррекционной) школы VIII вида трудовое обучение является важнейшим звеном. Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку обучающихся к профессионально-трудовому обучению. Программа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ручному труду составлена с учётом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально - волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, опыт обучения этому предмету. Рабочая программа по трудовому обучению представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся. Программа по трудовому обучению является компенсаторно-адаптационной:
  • детализирует и раскрывает содержание учебного предмета;
  • определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения трудового обучения, которые определены стандартом;
  • соответствует возрастным особенностям обучающихся;
  • направлена на формирование навыков социально-адаптированного поведения к условиям современного общества у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и математики. Количество часов по трудовому обучению соответствует требованиям федерального компонента образования на I ступени обучения и базисному учебному плану и составляет 1 час в неделю.

Класс

Кол-во часов в неделю

Количество часов в четверть

Кол-во часов в год

I

II

III

IV

3

1

9

7

10

8

34

Диагностика обучающейся Обучающаяся имеет следующие отклонения в развитии:

  • грубое системное нарушение речи осложненное детским церебральным параличом, ЗУН ниже возрастной нормы, глубокое нарушение познавательной деятельности;
  • замечания психолога;
  • замечания логопеда.

Преподавание трудового обучения включает следующие разделы:

  • работа с природным материалом;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с текстильными материалами;

  • работа с пластилином.

Цель: коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (сенсорной, эмоциональной, двигательно-моторной сферы), исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. В процессе преподавания ручного труда решаются следующие задачи:
  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Коррекционная работа включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • коррекция - развитие памяти;

  • коррекция - развитие внимания;


  • развитие пространственных представлений ориентации.
    Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления.
    Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • выделять сходство и различие понятий;

  • умение работать по инструкциям, алгоритму;

• планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;


  • формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

  • коррекция нарушений устной и письменной речи;

  • коррекция монологической речи;

  • диалогической речи;

  • обогащение словаря.

Коррекция недостатков сенсорной, двигательно-моторной сферы, особенно мелкой моторики рук.

Содержание учебной программы предусматривает обучение обучающихся по 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

3 - 4 групп Обучающиеся должны знать:

  • названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
  • Рабочая программа по ручному труду для индивидуального обученияРабочая программа по ручному труду для индивидуального обученияназвания и назначения инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.

Обучающиеся должны уметь:

  • усвоить основные приёмы работы с различными материалами;
  • с помощью учителя составлять план работы над изделием;
  • выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия - самостоятельно;
  • давать словесный отчёт и анализировать свои изделия с помощью учителя, в отдельных случаях - самостоятельно;
  • отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.


Основное содержание программы.

Вводное занятие. (1 час) Беседа о цели, содержании и значении предмета трудового обучения. Особенности уроков трудового обучения. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.


Работа с природным материалом. (5 часов) Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу и замыслу фигур птиц, зверей, человечка. Правила подготовки рабочего места и материала. Разнообразие природного материала. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Эстетические требования к изделиям. Приёмы работы: Соединение отдельных деталей с помощью пластилина, клея. Применение материалов для оформления макета.

Работа с бумагой и картоном. (14 часов) Рабочая программа по ручному труду для индивидуального обучения Ознакомление с инструментами: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Рабочая программа по ручному труду для индивидуального обучения Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Правила безопасной работы ножницами. Приёмы работы: использование шаблона для получения деталей сложной формы, шила для выполнения отверстий в деталях; крепление деталей на прочную нитку, проволоку; оклеивание масок цветной бумагой, отделка их блестками, крепление резинки, завязок.

Работа с текстильными материалами. (8 часов) Рабочая программа по ручному труду для индивидуального обучения Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани - полотняное. Ознакомление с другими видами ткацкого переплетения. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Её назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения. Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Правила безопасной работы с ножницами. Приёмы работы: приёмы отмеривания нитки, способы вдевания нитки в иголку; закрепление нитки в начале работы, закрепление нитки в конце работы; стежки «через край», стачной шов.
Работа с пластилином. (6 часов) Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и названия стеков. Эстетические требования к изделиям. Лепка посуды из жгутов. Лепка посуды при помощи стеков. Приёмы работы: Лепка посуды из жгутов и способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки и печатки. Отделка изделия цветным пластилином.
Формы промежуточной аттестации: графические и практические самостоятельные работы, тестовые задания.
Литература: 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. - 192 с. 2. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 - 4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. - М.: Новая школа, 1994. 3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги/ Художник Долбишева А.Ю. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 144 с. 4. Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группа/ Художники Н.И.Витковская, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 96 с. 5. Пальчиковая гимнастика / О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. - М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2001. - 128 с. 6. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 -го класса - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2002. 7. Стал К. Я встречаю Новый год. - М.: ООО ТД «Мздательство Мир книги», 2008. 8. Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы. (Изобразительное искусство, физ. Культура, ручной труд, пение и музыка). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. - 2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 1983. 9. Оригами и аппликация/ Авт. - сост.: Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. - СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»», 2001. - 304 с. 10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. (Программа начальной школы: I - IV «Ручное творчество») Учебник для 2 -го класса. Самара: Корпорация «Федоров», 2008.





Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 3 класса


№ п/п

Тема

Кол.

час.

Содержание

3-4 уровень

Основные понятия

1

I четверть

Вводное занятие.

1

Инструктаж по ТБ работы с инструментами.

2

Работа с природным материалом.

Экскурсия в природу для сбора природного материала.

1

Составление плана наблюдения, сбор материала

Сбор под руководством учителя.

3

Изготовление жирафа из моркови.

1

Свойства природных материалов: цвет, форма, величина.

Выполнение при помощи

учителя.

жираф

4

Изготовление по рисунку паука из грецкого ореха.

1

Игра «Что в мешочке». Беседа о свойствах материала.

Выполнение при помощи

учителя.

грецкий орех

паук

5

Изготовление фигурок человека, животных из кореньев и сучков.

2

Виды соединения деталей. Инструменты.

Выполнение при помощи

учителя.

компоновка различных деталей

Работа с бумагой и картоном.

6

Раскрой деталей из бумаги.

2

Познакомить учащихся с различными видами бумаги, ее свойствами, назначением. Учить работать с шаблоном и раскраивать изделия из бумаги. Воспитывать интерес к работе.

Знать и соблюдать ТБ при работе.

раскрой

7

Приёмы работы с клеем

1

Правила работы с клеем и ТБ

II четверть

Работа с пластилином.

1

Правила подготовки рабочего места и материала.

1

Виды и названия стеков. Свойства и цвета пластилина.

стека

2 Лепка посуды при помощи стеков.

1

Анализ образца по вопросам учителя.

Выполнение при помощи

учителя.

посуда

Работа с бумагой и картоном.

3

Разметка бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

1

Сорта картона, применяемые для оформительских работ.

Помощь учителя в расположении шаблона, разметке деталей.

4

Изготовление ёлочных игрушек из материалоотходов.

2

Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям.

Помощь учителя в расположении шаблона, разметке деталей.

материалоотходы

5

Изготовление карнавальных полумасок

2

Прорезание отверстий в картоне

Помощь учителя в расположении шаблона, разметке деталей.

Резание картона

III четверть

Работа с бумагой и картоном.

1

Перенос деталей аппликации на бумагу.

1

Перевод детали аппликации при помощи копирки, правильная разметка на плоскости детали.

Выполнение переноса деталей.

копирка

2

Изготовление закладки.

1

Беседа о бережном отношении к книгам.

Выполнение при помощи

учителя.

закладка

3

Изготовление карточек лото квадратной формы.

2

Назначение окантовки в изделиях из картона.

Выполнение при помощи

учителя из заготовок.

окантовка

4

Изготовление фигурок животных из спичечных коробков.

2

Разметка деталей по линейке и шаблону.

Разметка деталей по линейке и шаблону при помощи учителя

коробки

Работа с текстильными материалами.

5

Применение тканей. Нити основы и нити утка.

1

Краткие сведения о получении нитей и ткани.

нити основы

нити утка

6

Полотняное переплетение.

2

Изготовление макета полотняного переплетения из бумаги.

Выполнение при помощи

учителя.

полотняное переплетение

7

Швейная игла. Её назначение и устройство.

1

Назначение и устройство швейной иглы.

лезвие

ушко

остриё

IY четверть

Работа с текстильными материалами.

1

Правила безопасной работы при ручном шитье.

1

Подбор и применение наперстков.

напёрсток

2

Украшающий стежок «через край».

1

Правила выполнения стежка.

Выполнение при помощи

учителя.

стежок «через край»

3

Стачной шов.

1

Частота стежков в ручном стачном шве.

Выполнение при помощи

учителя.

стачной шов

4

Лицевая и изнаночная сторона ткани.

1 Правила безопасной работы с ножницами.

фланель, байка, ситец

Работа с пластилином.

5

Лепка вазы из жгутов.

1

Способ выполнения жгута, соединение деталей.

Выполнение при помощи

учителя.

жгут

ваза

6

Лепка чашки из жгутов.

1

Способ выполнения жгута, соединение деталей.

Выполнение при помощи

учителя.

чашка

7

Лепка тарелки.

1

Способ вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами.

Выполнение при помощи

учителя.

вдавливание расплющивание

8

Отделка изделия цветным пластилином.

1

Украшение изделия цветным пластилином.

Выполнение при помощи

учителя.

украшение















































































































Рабочая программа по ручному труду для индивидуального обучения


© 2010-2022