- Преподавателю
- Начальные классы
- «МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ». КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4-М КЛАССЕ
«МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ». КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4-М КЛАССЕ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова И.В. |
Дата | 15.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Мифы Древней Греции». Конспект урока литературного чтения в 4-м классе с презентацией, выполненной в Power Point
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Вводная беседа.
Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.
Объяснение нового материала.
Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция.) (слайд 1 (Приложение 1). Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих греков зовётся она Элладой. (слайд 2). Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады - эллины - создали прекрасные города - Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.
Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить всё происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой? Древнегреческая мифология глубоко проникла в образ мыслей современного человека. Часто в обыденной речи мы говорим (слайд 3) о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение); о загадке сфинкса, т.е. о чем-то непонятном, загадочном (слайд 4). Если мы неожиданно очень сильно испугаемся, то скажем, что на нас напал панический ужас. Древние греки считали, что олимпийские боги безучастны к страданиям людей, отсюда и появилось выражение "олимпийское спокойствие" (слайд 5). Если кто-то безудержно и очень громко смеётся, мы говорим о гомерическом смехе богов, который описал древнегреческий поэт Гомер. А когда испытываем мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достичь, то говорим о танталовых муках (слайд 6). Мы сравниваем могучего и сильного человека с Геркулесом, а смелую и решительную женщину - с амазонкой. И, конечно же, мифические образы привлекают художников, скульпторов и поэтов.
Греческая мифология возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.
Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. В поисках защиты от страшных стихийных сил греки, подобно всем древним народам, прошли через (слайд 7) фетишизм - веру в одухотворенность мертвой природы: камней, дерева, металла. В отличие от других народов, греки довольно рано они перешли к антропоморфизму (слайд 8), создав своих богов по образу и подобию людей, наделив красотой и волшебной силой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но, в то же время, зачастую жестоки, мстительны, коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Судьбу богов и людей определяют неумолимые богини судьбы - мойры. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. А мойра Атропос заносит в свиток судьбы всё, что назначили в жизни человеку её сёстры, (слайд 9)
Итак, как же всё начиналось? Вот представления древних греков о мире. (слайд 10). Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. И наш мир, и бессмертные боги - всё родилось из Хаоса (слайд 11). Он был как бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля - могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего. Глубоко под Землёй родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар. Тартар был сама пустота, черная дыра, бездна. На протяжении всей истории боги использовали его глубины в качестве наказания поверженным. Никто не мог вырваться из Бездны своими силами. Тартар был самым ужасным местом во Вселенной.
Остатки первобытного Хаоса вращались с огромной скоростью и превратились в Яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала Звездным Небом - Ураном, нижняя - Матерью Землей - Геей. (слайд 12). Они стали первым поколением богов.
Всего в греческой мифологии было три поколения богов. У богов первого поколения - богини земли Геи и бога неба Урана было шесть сыновей - титанов и шесть дочерей - титанид. Боялся и ненавидел Уран своих могучих детей, и больше всех - Кроноса, самого младшего и коварного из них. Уран заточил своих детей в мрачных недрах Геи - Земли, и она жестоко страдала от этого. И только младшему из титанов Кроносу хитростью удалось победить отца и отнять у него власть. Теперь Кронос воцарился над миром, но проклял его Уран - отец: "Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!"
У Кроноса и его жены Реи было шесть детей (слайд 13). Кронос безраздельно правил миром, но страх не покидал его: он боялся, что его постигнет та же участь, что и его отца. И поэтому, как только его жена клала ему на колени родившегося младенца, он сразу же проглатывал его. Чтобы сохранить одного из своих детей, жена вместо родившегося Зевса подсунула мужу завёрнутый в пеленку камень, который тот тут же проглотил. А младенца спрятали на острове Крит. Зевс рос очень быстро, возмужав, он отправился освобождать своих братьев и сестер. Для этого он напоил своего отца Кроноса зельем и заставил изрыгнуть проглоченных детей. Началась война за власть над миром, которая длилась десять лет. Победил Зевс (слайд 14).
Теперь власть над миром разделили сыновья Кроноса - три брата: в море стал править бог Посейдон, в подземном мире мёртвых - Аид, а самый могущественный бог Зевс стал повелителем неба и земли и правителем на Олимпе. Женой Зевса - громовержца была богиня Гера (слайд 15). Много детей было у Зевса и среди них Гефест - бог огня, Деметра - богиня плодородия (слайд 16), Арес - бог войны, Артемида - богиня охоты (слайд 17), златокудрый Апполон - бог искусства, Гестия - богиня домашнего очага (слайд 18), Афродита - богиня любви и красоты, а также могучая Афина - богиня мудрости (слайд 19). И, конечно же, на Олимпе жили братья Зевса: Посейдон и Аид (слайд 20).
В мифах Древней Греции упоминаются не только боги, но и герои. Герои являются потомками божества и смертного человека. Герой, как правило, наделен огромной силой. Герои смертны, но Геракл за свои подвиги получил бессмертие.
В конце изучения темы, детям предлагается разгадать кроссворд, представленный на слайде 21 (управление с клавиатуры компьютера).
Вопросы к кроссворду:
-
Жена Зевса (Геба).
-
Суровый перевозчик душ умерших (Харон).
-
Бог огня и кузнечного дела (Гефест).
-
Богиня любви и красоты (Афродита).
-
Неумолимые богини судьбы (Мойры).
-
Кому принадлежат слова: "Я - бог Солнца и света. Родился на плавучем остове Делос, в один день с сестрой Артемидой. Люблю искусство, покровительствую музам. В память о несчастной любви своей ношу на голове лавровый венок" (Аполлон).
-
Рожденная из головы Зевса, богиня мудрости (Афина).
-
Дочь эфиопского царя, которую спас Персей (Андромеда).
-
Младший брат бога Смерти, бог сна (Гипнос).
-
Брат Зевса, бог подземного царства (Аид).
(Родилась а Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище, некоторые стихи были написаны вместе с мужем «Девочка чумазая», «Девочкам ёвушка»).
- Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» Это известная детская поэтесса, чьи стихи в нашей стране знают все. Спросите у любого ребенка любит ли он стихи А.Барто и он ответит: «Да!». Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить.
5. Проверка домашнего задания. (слайд №4, приложение)
- Какие стихи вам понравились и вы их приготовили? (2-3 ученика)
6. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Мы не заметили жука», в исполнении Натальи Устиновой. (слайд №5, приложение)
- Почему ребенок просил раскрыть раму?
7. Загадка. (слайд №6, приложение)
- Кто это?
8. Знакомство со стихотворением Барто «Снегирь».
- Рассмотрим иллюстрации, название, как вы думаете, о чем это стихотворение?
- Проверим, подтвердились ли наши предположения.
- Читает ученица наизусть.
- Работа со словами: (слайд №7, приложение)
Аббат -
Галоши -
Скажи на милость -
Прочитать хором.
9. Физкультминутка для глаз.
Глазами повторяйте движение фигур). (слайд №8, приложение)
10. Работа по тексту.
- Прочитайте про себя, попробуйте представить картины, которые возникнут в вашем представлении. (на доске план)
Мальчик у витрины.
Мальчик плачет.
Мальчик радуется.
Составим палитру настроения.
- Как менялось настроение мальчика с начала повествования и до конца? (на доске план).
-
Удивление, интерес.
-
Горе.
-
Терпение, настойчивость.
-
Бурная радость.
- Прочитаем первую. Взяли карандаш, подчеркнули слова, которые использует автор, чтобы передать, что для мальчика значит птичка?
- Прочитаем вторую? Какие слова подтверждают горе мальчика и его нестерпимое желание иметь птичку?
- Прочитаем третью часть. Какие слова подтверждают радость мальчика?
- Как автор относится к мальчику? (сочувствует, понимает, жалеет, немного иронично).
- Каким тоном мы начинаем читать стихотворение? (спокойным, размеренным)
- А потом? (грустным, тоскливым, но с надеждой)
- Как заканчиваем? (радостно)
- А последние строчки? (с лукавством)
- А почему?
- Давайте прочитаем это стихотворение ещё раз, попробуем передать при чтении свои чувства и свое отношение.
(Читает ученица).
11. Просмотр мультфильма. (слайд № 9, приложение)
12. Итог урока. (слайд №10, приложение)
- Почему тема урока называется «Поэзия доброты»?
- Вот и в стихотворении «Снегирь» говорит о том, что мальчик хотел иметь птичку, а для чего?
- А вы видели эту птичку?
- Что вы знаете о снегире?
- А вы бы хотели иметь такую птицу дома?
- Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки.
Захотелось ли вам выучить это стихотворение?
13. Домашнее задание. (слайд № 11, приложение)
- Выучить наизусть.
- Выразительно читать.
- Нарисовать картины к понравившимся эпизодам.
- Нарисовать снегиря.
14. Оценки. (По ходу урока).
15. Рефлексия. (слайд №12, приложение)
- Понравился ли вам урок?
16. Дополнительно.
- Прочитать стихотворение в парах, оценить друг друга.