Диагностика речевого развития младших школьников, на основе приёма «реставрации текста»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Диагностика речевого развития младших школьников, на основе приёма «реставрации текста».






Диагностика речевого развития младших школьников, на основе приёма «реставрации текста». Реставрация текста - восстановление текста на основе списка слов, данных в случайном порядке. Последовательность проведения диагностического задания может быть следующей:

  1. Исходный текст предъявляется учащимся в виде списка слов, данных в алфавитном порядке. Слова не записываются на доске, а дважды прочитываются учителем вслух, сначала медленно и чётко, затем быстрее.
  2. Учащиеся на основе воспринятых на слух слов самостоятельно определяют тему, микротемы, основную мысль исходного образца, соотносят с ними заголовок или сами озаглавливают текст.
  3. Учащиеся записывают отреставрированный текст.
Анализ работ учащихся проводится в соответствии с четырьмя уровнями сформированности коммуникативно-речевых умений. 1 уровень: речевая ситуация определена неверно, что требует от учащегося несколько иного содержания и построения текста, введение новых слов, несвязанных с темой взятого образца, и, соответственно, иного заголовка, если текст надо озаглавить. 2 уровень: речевая ситуация определена верно; создан текст, в целом соответствующий исходному; использованы лексика и синтаксические конструкции, характерные для образца. Однако заголовок не всегда соответствует теме созданного учащимися текста, иногда в работах его нет совсем. В тексте могут отсутствовать зачин или концовка, может оказаться нарушена последовательность изложения. 3 уровень: речевая ситуация определена верно. Тема и микротемы соответствуют образцу. Кроме того, задание, требующее механического воспроизведения содержания, не удовлетворило некоторых учащихся, поэтому в их текстах использованы более богатые изобразительно - выразительные средства, отсутствующие в образце (сравнения, эпитеты, олицетворения, слова с оценочным суффиксом). 4 уровень: речевая ситуация определена верно. Помимо этого, у учащихся возникла потребность творчески подойти к решению поставленной задачи. В тексте не только использованы более богатые языковые средства, но и появляются новые микротемы, связанные с общей темой текста-образца, возможны творческие дополнения или изменения (продолжение текста, выражение эмоционального отношения и т. д.)



Тексты для диагностической работы.

3 класс.

« Лиса и рак».

Повстречались Лиса и Рак. Лиса говорит: « Давай перегоняться!».

Только Лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост. Лиса до места добежала, Рак отцепился и говорит: «А я давно уже тут!»

Слова текста в алфавитном порядке: говорит, давай, давно, до, добежала, ей, за, лиса, лишь, место, отцепился, перегоняться, побежала, повстречались, рак, только, тут, уцепился, хвост.

Слова предъявляются учащимся в той форме, в которой они встретились в тексте.

Основные микротемы данного текста: спор лисы с раком; хитрость рака, уцепившегося лисе за хвост; «победа» рака, обманувшего самого хитрого зверя русских народных сказок - лису.


4 класс.

«Ночной дождь».

Небо потемнело. Надвинулась чёрная туча. Налетел ветер. Деревья закачались. Страшно зашумел, загудел лес. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер улёгся, дождь перестал. Только скрипели деревья и слышались удары дождевых капель. В небе снова засияли звёзды.

Слова: ветер, деревья, дождевые, дождь, загудел, закачались, засияли, зашумел, звёзды, капли, налетел, надвинулась, небо, перестал, потемнело, сильный, скоро, скрипели, слышались, снова, страшно, только, туча, удары, улёгся, хлынул, чёрная.

Имена существительные и прилагательные приводятся в именительном падеже, союзы и предлоги не указываются; остальные слова предъявляются в той форме, в которой они даны в тексте.

основные микротемы данного текста: начало ночного дождя; лес во время дождя, окончание дождя.


© 2010-2022