АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из главных задач современной школы. Так как среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Включить каждого ученика в активную деятельность, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий - вот главная цель. По справедливому мнению психологов, «есть такое психологическое правило: усвоение знаний происходит в активной умственной деятельности учащихся». Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятия, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в самостоятельной работе. Полученные таким путём знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются. Активизация учебной деятельности учащихся выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становится творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Широко используются личные наблюдения учащихся по специальным заданиям учителя, привлечение и анализ учащимися фактов из их личного жизненного опыта. Активное участие детей в анализе материала и сопутствующем его синтезе, само по себе обеспечивает лучшее усвоение грамматических понятий и орфографических правил. Ученик проводит целый ряд нужных операций над словом, над структурой предложения или текста. Ученик, например, находит в слове ударный и безударный слоги, подбирает родственные слова и выбирает из них слово, которое могло бы стать проверочным; он не только умеет это делать с готовым, данным ему словом, но и сам находит в предложении или в целом ряде предложений слово, нуждающееся в проверке; затем он это делает всё быстрее и быстрее с тем, чтобы, наконец, не производя указанных специальных операций, правильно писать. Активными формами работы следует считать те формы, которые требуют от выполняющих её детей напряжения, внимания, запоминания, применение анализа и синтеза, нахождения сходств и различий, распределения слов или их форм по известным рубрикам, приведения их в известную систему. Орфографические занятия при правильной их постановке заставляют мыслить ребёнка и производить умственные операции, которые требуются всякой другой учебной работой: делать анализ и синтез, классифицировать и систематизировать, конкретизировать, обобщать, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, делать выводы, доказывать и объяснять. Требование к обучению орфографии: ни одной орфографической работы без работы мысли. Производить грамматико-орфографический разбор, заниматься словообразованием, составлять предложения с использованием того или иного написания, находить сходство и различие между написаниями, группировать слова по правилам, устанавливать связь между правилами; на основании отдельных случаев делать общие выводы, применять правила к конкретным фактам, объяснять или доказывать то или иное написание - вот какие задания могут способствовать интеллектуальной деятельности учащихся. Если перед учеником ставится задача, у него возникает стремление разрешить её своими силами, работа заинтересовывает его. Из всего сказанного об активности учащихся можно сделать следующие выводы:

  1. Обеспечение активности учения на уроках грамматики и правописания - одно из важнейших условий прочной успеваемости по русскому языку в начальной школе. Без осуществления этого условия учащиеся изучают этот предмет формально, без надлежащего внимания и напряжения своих умственных сил.
  2. Активизации подлежат все моменты урока: и опрос, и проверка домашнего задания, и объяснение нового материала, и упражнения, и исправления ошибок, работа над ними и организация домашнего задания.
  3. Активное учение предполагает применение со стороны учителя таких приёмов обучения, которые были бы основаны на анализе (грамматический разбор) и на синтетических работах (подбор однокоренных слов, словообразование, составление предложений и другие композиционные работы), на нахождение сходств и различий (например, сходные окончания имён существительных разных склонений и различие в окончаниях тех же имён существительных), на изучении конкретных случаев, на их обобщении и систематизации.
  4. Очень важным условием активной работы учащихся является их умение контролировать себя на письме, опираясь на звуковой анализ, на грамматический разбор, на правила.
Из всего вышесказанного следует отметить, что данная проблема актуальна для современной школы. На мой взгляд, чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, я использую различные методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован. Под их влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом, который в свою очередь приводит к созданию творческой атмосферы на уроке. Здесь речь идет об умении учителя разбудить мысль ученика, дать ей движение. Так, приступая к изучению новой темы, я предлагаю ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами приходят к выводу, осознанно усваивают материал. Методика обучения русскому языку накопила достаточный арсенал средств, использование которых уже сегодня поможет учителю реализовать развивающие возможности русского языка как учебного предмета. Структура уроков при таком обучении предполагает организацию творческой, поисковой, лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей. Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают волевую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приёмы. Важным приёмом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а так же готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Существуют определённые приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Здесь речь пойдёт о детских сочинениях. Учебная программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с сочинениями-рассказами, описаниями, рассуждениями. Нужно вводить сочинения как можно раньше, давая возможность ученику творчески мыслить. Нужно только помнить о том, что название сочинения не должно предполагать однозначного ответа, а давать простор уму, воображению, фантазии. Например, я своим ученикам предлагаю следующие темы для сочинений: «Моя школа через сто лет», «Три желания», «Что могу пожелать я миру, в котором буду жить?», «Что мне рассказала ошибка?», «Радости и жалобы моего стола». Темы для сочинений должны быть интригующими, нацеливающими и на открытие качеств предмета, и на выражение своих чувств. Результаты детского творчества самые разнообразные: сочинения, рисунки, стихи. Целесообразно связывать сочинения с чтением произведений. В данном случае не надо бояться подражания, надо только предостеречь от пересказа. Учащиеся любят писать рассказы - воспоминания своих вещей: «Размышление нашего стола» или «Друг детства». К творческим работам относится составление рассказа по его началу. Например6м «Утром Лена пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птичку. Её захлестнуло волной…». Это интересный вид работы, пробуждающий творческую мысль учащихся. Развивая творчество учащихся, на уроках русского языка использую такое упражнение. Дополни предложения, чтобы получился связный рассказ: Приход зимы. Осенью рано ударили _________ _______. Они застудили _______. На голых полянах ___________ _______. Но вот выпал _________ _______. Снежные шапки надели ________ ________ _______. Озимые хлеба ________ __________. Им тепло и спокойно ________ ________________. Нужно подчеркнуть, что творчество индивидуально и неповторимо. И только здесь каждый учащийся выражает по - своему свои мысли, чувства, впечатления. У каждого ученика творческое сочинение принимает свои формы в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и общего развития. Творческие сочинения - это отражение понимающего детьми мира. Все названные выше приёмы направлены не только на активизацию творческих процессов учащихся, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении. Отдельные приёмы, активизирующие творчество учащихся, специальные творческие уроки помогут достичь высоких результатов в этом направлении. «Ведь труд мысли не возможен, если нет творчества» (Е.Н. Потапова). Я считаю, что если не весь урок, то хотя бы какой-то его этап должен носить творческий характер.

Используемая литература: 1. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» пособие для учителя под редакцией А. Г. Асмолова М. « Просвещение»

Лысенко О.Н., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №44 МО Северский район.

© 2010-2022