- Преподавателю
- Начальные классы
- АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лысенко О.Н. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из главных задач современной школы. Так как среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Включить каждого ученика в активную деятельность, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий - вот главная цель. По справедливому мнению психологов, «есть такое психологическое правило: усвоение знаний происходит в активной умственной деятельности учащихся». Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятия, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в самостоятельной работе. Полученные таким путём знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются. Активизация учебной деятельности учащихся выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становится творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Широко используются личные наблюдения учащихся по специальным заданиям учителя, привлечение и анализ учащимися фактов из их личного жизненного опыта. Активное участие детей в анализе материала и сопутствующем его синтезе, само по себе обеспечивает лучшее усвоение грамматических понятий и орфографических правил. Ученик проводит целый ряд нужных операций над словом, над структурой предложения или текста. Ученик, например, находит в слове ударный и безударный слоги, подбирает родственные слова и выбирает из них слово, которое могло бы стать проверочным; он не только умеет это делать с готовым, данным ему словом, но и сам находит в предложении или в целом ряде предложений слово, нуждающееся в проверке; затем он это делает всё быстрее и быстрее с тем, чтобы, наконец, не производя указанных специальных операций, правильно писать. Активными формами работы следует считать те формы, которые требуют от выполняющих её детей напряжения, внимания, запоминания, применение анализа и синтеза, нахождения сходств и различий, распределения слов или их форм по известным рубрикам, приведения их в известную систему. Орфографические занятия при правильной их постановке заставляют мыслить ребёнка и производить умственные операции, которые требуются всякой другой учебной работой: делать анализ и синтез, классифицировать и систематизировать, конкретизировать, обобщать, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, делать выводы, доказывать и объяснять. Требование к обучению орфографии: ни одной орфографической работы без работы мысли. Производить грамматико-орфографический разбор, заниматься словообразованием, составлять предложения с использованием того или иного написания, находить сходство и различие между написаниями, группировать слова по правилам, устанавливать связь между правилами; на основании отдельных случаев делать общие выводы, применять правила к конкретным фактам, объяснять или доказывать то или иное написание - вот какие задания могут способствовать интеллектуальной деятельности учащихся. Если перед учеником ставится задача, у него возникает стремление разрешить её своими силами, работа заинтересовывает его. Из всего сказанного об активности учащихся можно сделать следующие выводы:
- Обеспечение активности учения на уроках грамматики и правописания - одно из важнейших условий прочной успеваемости по русскому языку в начальной школе. Без осуществления этого условия учащиеся изучают этот предмет формально, без надлежащего внимания и напряжения своих умственных сил.
- Активизации подлежат все моменты урока: и опрос, и проверка домашнего задания, и объяснение нового материала, и упражнения, и исправления ошибок, работа над ними и организация домашнего задания.
- Активное учение предполагает применение со стороны учителя таких приёмов обучения, которые были бы основаны на анализе (грамматический разбор) и на синтетических работах (подбор однокоренных слов, словообразование, составление предложений и другие композиционные работы), на нахождение сходств и различий (например, сходные окончания имён существительных разных склонений и различие в окончаниях тех же имён существительных), на изучении конкретных случаев, на их обобщении и систематизации.
- Очень важным условием активной работы учащихся является их умение контролировать себя на письме, опираясь на звуковой анализ, на грамматический разбор, на правила.
Используемая литература: 1. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» пособие для учителя под редакцией А. Г. Асмолова М. « Просвещение»
Лысенко О.Н., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №44 МО Северский район.