Русский язык 2 «Школа 2100»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цыганова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №8»

г. Энгельс

Тема урока

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев.

Предмет

Русский язык

Класс

2

Образовательная система

«Школа 2100»

Автор

Цыганова Наталья Алексеевна

Должность

Учитель начальных классов

Квалификационная категория

Высшая

Место работы

МБОУ «Гимназия №8», г. Энгельс


Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка элементов домашнего задания с целью органичного перехода к тренинговым упражнениям.

  3. Устный опрос. Закрепление и повторение полученных знаний о написании большой буквы.

  4. Словарная работа.

  5. Пятиминутка чистописания.

  6. Сообщение темы урока. Упражнения в правописании имён сказочных героев.

  7. Задавание домашней работы.

  8. Отработка умений на различных видах упражнений.

9. Подведение итогов урока.

Конспект урока по русскому языку.

Данный урок проведён по образовательной системе "Школа 2100" четырёхлетней начальной школы по учебнику Р. Н. Бунеева,

Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной "Русский язык для 2 класса".

Тема: «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев».

Цель: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета "русский язык".

Задачи: 1. Формировать умения писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах, сказочных героев.

2. Создать условия для развития орфографических умений: видеть орфограмму в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами.

3. Способствовать воспитанию любви к родному языку, потребности пользоваться всем языковым богатством, а значит, и познавать его.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка элементов домашнего задания с целью органичного перехода к тренинговым упражнениям.

(Ученики читают составленные дома предложения о родителях, повторяют правило написания большой буквы в именах, фамилиях, отчествах).

  1. Устный опрос. Закрепление и повторение полученных знаний о написании большой буквы.

Учитель:

-Мы научились писать имена близких нам людей. Есть такие имена, которые знают и в нашей стране, и во всём мире. Догадайтесь, кто они? Что вы знаете об этих людях?

Слайд №2: .рий .лексеевич .агарин - ... .

.ван .ладимирович .ичурин - ... .

.лександр .ергеевич .ушкин - ... .

Учитель:

-Какие буквы пропущены?

Ученик:

-Заглавные.

Учитель:

-Составьте предложения (открывается доска) :

(На доске: великий русский поэт.

первый космонавт.

известный учёный - садовод. )

Ученики (устно составляют предложения): Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт. Иван Владимирович Мичурин - известный учёный - садовод. Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт.

Учитель:

-Какое правило надо помнить при записи?

Ученик:

-Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.

Учитель:

-Откройте тетради, запишем число.

(Ученики записывают число, комментируют орфограммы)

Учитель:

-Задание будете выполнять по вариантам:

I в - запишите предложение об учёном,

II в - запишите предложение о поэте. Подчеркните большую букву в именах собственных.

(с проверкой) Слайд №3. Иван Владимирович Мичурин - известный учёный - садовод.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт.

Учитель:

-Проверьте своё написание. (Можно проверить друг друга).

-Какое предложение вы не записали?

Ученик:

-Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

Слайд №4.

Учитель:

- Вы видите портрет Ю. А. Гагарина. Действительно, Гагарин - первый человек, побывавший в космосе, но ещё до человека в космосе побывали животные. Первой полетела собака Лайка.

За ней полетели в космос собаки Белка и Стрелка. (Слайд №5). С какой буквы написаны слова Лайка, Белка и Стрелка? Почему?

Ученик:

- Клички животных пишутся с большой буквы.

Работа по картинке.

Учитель:

-Составьте предложения, используя имена и клички животных. Какое правило помним при записи?

Ученик:

-Имена детей и клички животных пишем с большой буквы.

Запись одного предложения (Миша, Юра и пёс Дружок идут на рыбалку.) (Можно по схеме).

4. Словарная работа.

Игра "Убежали гласные".

Учитель:

-Из слов убежали гласные, догадайтесь, какие, и верните их на место. (Слайд №6 )

м.льч.к

д.в.чк.

в.р.н.

.ч.н.к

с.б.к.

(Ученики хором читают слова орфографически с послоговым проговариванием: маль-чик, де-воч-ка, во-ро-на, у-че-ник, со-ба-ка, затем записывают их в столбик).

- Запишите во второй столбик имя мальчика Коля

- Уберите первую букву и получите имя девочки (Оля)

- Запишите имя вороны из передачи "Спокойной ночи, малыши" (Каркуша)

- Запишите фамилию ученика, если она образована от имени Пётр (Петров)

- Запишите кличку собаки, которая первой полетела в космос (Лайка)

- Подчеркните большую букву в именах собственных.

(Запись в тетрадях: мальчик Коля

девочка Оля

ворона Каркуша

ученик Петров

собака Лайка) (проверка Слайд №7)

5. Пятиминутка чистописания.

Учитель диктует слова.

Ученики записывают только первую букву (строчную или заглавную): гусь, ослик, Сергей, Кристина, сестра, Анна, тётя, Зинаида Карповна, инженер Андреев.

-У детей должен получиться ряд: г о С К с А т З К и А.

- Проверка.( Слайд №8 - записаны буквы) Если правильно записали буквы, то из строчных букв получится слово (гости). (Слайд №8 - по щелчку образуется слово)

Ученики записывают слово, подчёркивают гласные, делят на слоги

и для переноса.

Из заглавных букв тоже получилось слово (сказка). (Слайд №8 - по щелчку образуется второе слово)

Ученики записывают слово, объясняют "опасное место":

арный согласный звук «з» оглушается. Чтобы проверить, можно подобрать однокоренное слово «сказочка», чтобы после согласного стоял гласный.

Учитель:

- Куда же мы сегодня отправимся? ( в гости к сказке.)

Физкультминутка.

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели - встали, сели - встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.


6. Сообщение темы урока. Упражнения в правописании имён сказочных героев.

Учитель:

-В сказках живут сказочные герои. У многих из них есть имена. Эти имена придумали писатели, их не встретишь у людей, но, всё же, это имена. С какой буквы мы будем их писать? Сегодня учимся писать имена сказочных героев. Это и есть тема нашего урока.

- Запись в тетради: Сказочные герои: (Выделить корень в первом слове и орфограмму во втором).

- Учитель загадывает загадки, ученики пишут отгадки. (Слайд с картинкой и надписью появляется после записи слова детьми).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор (Айболит). (Слайд №9)

Человечек деревянный на земле и под водой

Ищет ключик золотой (Буратино). (Слайд №10)

Он и весел, и не злобен этот милый чудачок.

С ним приятель - Пятачок.

У него прогулка - праздник,

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник - медвежонок (Вини - Пух). (Слайд №11)

Всем, конечно же, знаком этот маленький толстяк.

У него на крыше дом и, к тому же, он - чудак.

У него дружок Малыш и пропеллер на спине.

Кто же он? Скажите мне. (Карлсон). (Слайд №12)

- У некоторых сказочных героев имена состоят из двух слов. И оба эти слова пишутся с большой буквы.

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила. (Красная Шапочка). (Слайд №13)

Он дружок зверям и детям, он - живое существо.

Но таких на белом свете больше нет ни одного.

Потому что он - ни птица, ни тигрёнок, ни лисица,

Ни котёнок, ни щенок, ни волчонок, ни сурок.

Но заснята для кино и известна всем давно

Эта милая мордашка, а зовётся (Чебурашка). (Слайд №14)

-Подчеркните большую букву в именах героев.

У детей в тетради получается запись: Сказочные герои: Айболит, Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Красная Шапочка, Чебурашка.

Учитель:

-Как записаны имена?

Ученик:

-С большой буквы, по алфавиту.

Учитель:

- Назовите фамилии писателей, которые придумали этих героев? (записаны на доске).

Чуковский, Толстой, Милн, Линдгрен, Перро, Успенский

Учитель:

-С какой буквы написаны слова? Почему?

Ученик:

-Фамилии пишутся с большой буквы.

Учитель:

-Запишите в алфавитном порядке. Подчеркните большую букву.

Ученики записывают: Линдгрен, Милн, Перро, Толстой, Успенский, Чуковский.

7. Задавание домашней работы.

Учитель:

- Дома тоже будете выполнять задание, связанное со знанием алфавита и написанием имён сказочных героев. Ученики открывают страницу 95 учебника, находят упражнение 153, читают задание: прочитай имена сказочных героев. Из каких они книг? Запиши имена в алфавитном порядке. Подчеркни большую букву одной чертой. Каких ещё сказочных героев ты знаешь?

- Учитель(объясняет домашнее задание): вы можете списать имена из упражнения 153 или записать 10 имён своих любимых сказочных героев по алфавиту)

8. Отработка умений на различных видах упражнений.

а)

Учитель:

-Часто имена сказочных героев могут рассказать о самих героях. Как это?

Ученик:

-Незнайка - ничего не знает, Знайка - всё знает, Дюймовочка - ростом с дюйм…)

Учитель:

-А бывают у сказочных героев отчества? Приведите примеры.

Ученик:

- Бывают. Например: Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч.

Учитель:

-С какой буквы будем писать эти слова?

Ученик:

- С большой буквы.

Учитель:

-Встречаются у героев из сказок и фамилии: Топтыгин.

Вывод: имена, фамилии, отчества сказочных героев пишутся с большой буквы.

б) - Самостоятельная работа по карточкам. (Индивидуальная работа учащихся по формированию умений).

-Ученики читают свои задания, если есть вопросы, задают их учителю. Выполняют задание самостоятельно.

Карточка № 1.

Вспомни, когда пишется большая буква.

Выбери нужную букву, раскрой скобки, спиши.

Подчеркни большую букву одной чертой.

Доктор (А,а)йболит, (С,с)обака (А,а)вва, (О,о)безьяна (Ч,ч)ичи - герои книг (К,к)орнея (И,и)вановича (Ч,ч)уковского.

О (Б,б)уратино, (М,м)альвине и (П,п)ьеро мы узнали из сказки (А,а)лексея

(Н,н)иколаевича (Т,т)олстого.

Карточка № 2.

Вспомни, когда пишется большая буква.

Раскрой скобки, напиши имена героев из сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик".

Подчеркни большую букву одной чертой.

Деревянный мальчик - (Б,б)уратино.

Девочка с голубыми волосами - (М,м)альвина.

Черепаха - (Т,т)ортила.

Лиса - (А,а)лиса.

Кот - (Б,б)азилио.

Владелец кукольного театра - (К,к)арабас - (Б,б)арабас.

Карточка № 3.

Вспомни, когда пишется большая буква.

Ответь на вопросы. Раскрой скобки, запиши предложения.

Подчеркни большую букву одной чертой.

От кого убежали сапоги и утюги? (С,с)негурочку

Кто едет на бал? (С,с)естрица (А,а)лёнушка

Кто ищет (Б,б)ратца (И,и)ванушку? от (Ф,ф)едоры

Кого слепили из снега старик со старухой? (З,з)олушка

9. Подведение итогов урока.

Учитель:

-Что нового сегодня узнали? Оценим нашу работу.

Ученик:

-Сегодня я убедился в том, что у сказочных героев бывают отчества, фамилии.

-Я теперь знаю, что имена, фамилии, отчества сказочных героев пишутся с большой буквы.

Учитель:

Предположите, чем мы будем заниматься завтра на уроке?

Ученик:

Узнаем, в каких ещё словах пишется большая буква.

Учитель:

Всем спасибо за урок. Желаю приятно провести перемену.

Используемая литература:

1. "Русский язык для 2 класса". Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Москва «Баласс»

2. «Детская риторика»(авторский коллектив Т.А. Ладыженская и другие) Москва.

3. «Методические рекомендации» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М.А.Яковлева. Москва.

4. «Дидактические материалы» Л. Ю. Комиссарова. Москва


© 2010-2022