Мастер-класс «Групповая работа на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Черныш Наталья Петровна, учитель КГУ «СОШ № 81»

Мастер - класс «Групповая работа на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности»

Цель: Распространение педагогического опыта;

актуализация, уточнение, расширение знаний педагогов о данном способе организации познавательной и развлекательной деятельности.

Задачи:

  1. Обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике.

  2. Выделить принципы организации групп в обучении как инструментария построения педагогической практики.

  3. Смоделировать приемы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации (структуры взаимодействия).

1. Актуализация. (Участники рассаживаются по собственному выбору)

а) Попробуйте определить тему заседания, опираясь на высказывания знаменитостей и афоризмы.

Знать мало - надо применять.
Хотеть мало - надо делать.

И.-В. Гете

То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л.С. Выготский

За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете

Джон Рокфеллер

Обучая других, учимся сами

б) Определите цель и задачи мастер - класса. Запишите свои ожидания.

в) Вступительное слово учителя. Знакомит с методической темой занятия и обоснование выбора темы.

Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором - 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа - подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.

Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное - учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.

II. Работа по теме занятия.

Перераспределение групп методом выбора лидера (лидеры - Тетерина, Султанова, они выбирают себе членов команд)

1) Определите цель и задачи групповой работы

2) Обоснуйте положительные и отрицательные аспекты групповой работы.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Выступления групп по очереди: да, но…

3) Перераспределение групп по 4 человека.

Работа с монитора

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;

  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);

  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

  • по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

  • содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп.

По каким признакам осуществляется формирование групп? (обсуждение в группе)

Комплектование групп можно осуществлять:

  • по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);

  • по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);

  • по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов.

4) Виды групповой работы. Разделение - подвижная игра. Объединитесь, подражая «речи» животного: КОРОВА, КОШКА, СОБАКА.

Каждый участник группы получает задание - текст под номером. Самостоятельно читает его. Потом отправляется в экспертную группу и обсуждает, что и как нужно передать товарищам. Пытаются смоделировать задание, используя данный прием. По возвращению в группы делятся знанием с другими.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Рефлексия этапа: просмотр слайдов с данными приемами.

5) деление на 2 группы (весна - осень, остальные выбирают группу)

Поведение учителя во время групповой работы.

Мозговой штурм - Что следует и что не следует делать учителю.

  1. Он может контролировать.

  2. Организовывать.

  3. Оценивать работу учеников.

  4. Участвовать в работе группы.

  5. Предлагать участникам разные варианты решений.

  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

  • нельзя давать слишком категоричных оценок - они действуют на участников подавляюще;

  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.


Критерии эффективности групповой работы


Параметр 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока:

0 уровень (0 баллов): ГР была необходима, но не использовалась;

1 уровень (1 балл): ГР разворачивалась на одном из этапов урока, но использовалась неадекватно;

2 уровень (2 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и была адекватна цели урока;

3 уровень (3 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и по ситуации на уроке.

Параметр 2. Целеполагание (цель групповой работы):

0 уровень: цель для работы в группе либо не озвучивается, либо не понята учащимися;

1 уровень: цель работы объявляет учитель;

2 уровень: цель работы выдвигают учащиеся;

3 уровень: цель работы выдвигают учащиеся, учитель проверяет понимание и удержание цели в ходе групповой работы.

Параметр 3. Содержание групповой работы (каждый показатель оценивается по 1 баллу):

учитель обучает ведению диалога, дискуссии в группе и между группами;

учитель обучает приёмам моделирования, схематизации группами своего решения;

обращается внимание на координацию действий в группе;

организуется групповая и межгрупповая коммуникация;

организуется работа по самокоррекции своих действий группами и индивидуально;

учитель работает с пониманием и непониманием учащихся, точно фиксируя все детские версии (нет искажения или подмены детских версий своим пониманием); работа идёт со всеми версиями детей, а не только с «верными».

Параметр 4. Организация рефлексии групповой работы:

0 уровень (0 баллов): на уроке отсутствует;

1 уровень (1 балл): учителем даётся оценка работы групп (результата и процесса) по готовым критериям;

2 уровень (2 балла): учащимися даётся оценка работы группы (результата и процесса) по готовым критериям;

3 уровень (3 балла): оценку и рефлексию работы групп осуществляют учащиеся по критериям, которые обсуждаются и дорабатываются.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I - II классах, не более 20-30 минут - в III - IV классах;

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Рефлексия.

Вспомните цель, задачи. Нашли ли они отражение в содержании мастер - класса?

Какие способы деления на группы были применены?

Какие приемы организации групповой работы продемонстрированы?

Оправдались ваши ожидания? Нарисуйте свое настроение. (смайл - добавить улыбку)

5

© 2010-2022