- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Моя первая экология
Программа Моя первая экология
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Табулова С.Х. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Горюновская средняя общеобразовательная школа»
(МАОУ «Горюновская СОШ»)
« Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»
На заседании методи- Заместитель директора Директор школы
ческого объединения по УВР______________ _______________
учителей начальных классов от « » ______ 2014 года от « » _______ 2014 года
Протокол №__
от «__ »_______ 2014 года
Руководитель методи-
ческого объединения
_______Филинов В.Ю.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности (кружка)
«Моя первая экология»
социального направления
для 1- 4 классов
1 час в неделю в 1 - 4 классе (всего 135 ч.)
Автор - составитель:
Табулова Сауле Хайретденовна
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе:
-
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Авторской программы курса Самковой В. А.
Общая характеристика курса.
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов. Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении. Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Ценностные ориентиры курса «Моя первая экология».
Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на: ■ развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; ■ формирование представлений о природе как универсальной ценности; ■ изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; ■ развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; ■ развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
■ развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
■ формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
■ вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 час в неделю.
Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.
Содержание программы.
1 - 2 классы.
«Экология в красках и формах»
№
п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия
1 кл.
2 кл.
1
Первые шаги по
тропинке
открытий.
5
5
■ работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;
■ записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления;
■ вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество);
■ применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
■ выполнять измерения различных величин;
■ составлять план простейшего исследования.
2
Геометрия живой природы.
4
5
■ выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
■ соотносить форму и свойства различных природных объектов;
■ выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
■ применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
■ устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
3
Природа в
наших
ощущениях.
5
5
■ изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
■ проводить наблюдения за природными объектами;
■ работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;
■ изготавливать простейшие модели приборов;
■ составлять описания объекта изучения;
■ выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм;
■ оформлять выполненные наблюдения в виде
сообщения, проекта.
4
Природа и её обитатели.
7
8
■ планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
■ составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
■ находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
5
Лесные
ремёсла.
12
11
■ приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
■ различать предметы наиболее известных народных промыслов;
■ приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
3-4 классы.
«Дом, в котором я живу»
№
п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия
3 кл.
4 кл.
1
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.
6
6
■ формирование элементарных представлений об экологии жилища;
■ формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении;
■ приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды;
■ знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;
■ знать что такое браконьерство;
■ составлять план простейшего исследования.
2
О городах и горожанах: человек в городе.
4
4
■ рассказывать о возникновении первых поселений;
■ называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе;
■ знать экологические проблемы города;
■ указывать, как город влияет на образ жизни человека;
■ оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
3
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком
равновесии: как устроены экологические системы.
6
7
■ формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы;
■ моделировать экосистемы;
■ знать, как человек влияет на природные экосистемы;
■ называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
4
В сетях жизни: многообразие экологических связей.
6
6
■ знать простейшую классификацию экологических связей;
■ иметь элементарные представления о пищевой пирамиде;
■ иметь представления о способах общения животных;
■ оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
5
Общий дом - общие
12
11
■ иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических
проблемы:
почему
возникают и как решаются экологические проблемы.
проблем;
■ иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы;
■ знать охраняемые государством природные территории своего родного края;
■ знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде;
■ составлять план исследования;
■ оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Моя первая экология» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
■ развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
■ развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
■ воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
■ формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
■ овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
■ освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
■ формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
■■ развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
■ ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
■ познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
■ трудовая сфера - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
■ эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
■ сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: 5 за знания, 2009
Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. - М.: Сов. энциклопедия, 1985
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - М.: Просвещение,
1991
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. - Волгоград: Учитель, 2004
Материалы для учащихся:
Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. - М.: Вентана-Граф
Лихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. - М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Дата занятия
Название раздела
Тема занятия
По
плану
Факти
чески
1
Первые шаги по тропинке открытий.
Готовимся наблюдать и изучать.
2
Какие качества необходимы юному исследователю
3
Тренируем наблюдательность.
4
Экскурсия на природу.
5
Экскурсия на природу.
6
Геометрия живой природы.
Живая спираль.
7
Такие разные листья.
8
Организм и среда обитания.
9
Экскурсия на природу.
10
Природа в наших ощущениях.
Как мы воспринимаем окружающий мир.
11
Какого цвета лес?
12
Рисуем впечатления.
13
Игра «Давайте знакомиться»
14
Экскурсия на природу.
15
Природа и её обитатели.
Учимся наблюдать.
16
Наблюдаем за животными.
17
Наблюдаем за растениями.
18
Изучаем поведение животных и растений.
19
Волшебная полочка.
20
Изготовление и развешивание кормушек.
21
Изготовление и развешивание кормушек.
22
Лесные ремёсла.
Лес в работе народных умельцев.
23
Лес в работе народных умельцев.
24
Игрушки из леса.
25
Животные и растения в народном творчестве.
26
Животные и растения в народном творчестве.
27
Рисуем природными красками.
28
Лекарственные растения леса.
29
Экскурсия. Заповедные места родного края.
30
Экскурсия. Заповедные места родного края.
31
Экскурсия. Заповедные места родного края.
32
Экскурсия. Заповедные места родного края.
33
Экскурсия. Заповедные места родного края.
Тематическое планирование
2 класс
№
п/п
Дата занятия
Название раздела
Тема занятия
По
плану
Факти
чески
1
Первые шаги по тропинке открытий.
Введение в экологию.
2
Учимся наблюдать.
3
Десять заповедей друзей леса.
4
Экскурсия на природу.
5
Экскурсия на природу.
6
Геометрия живой природы.
Что такое симметрия?
7
Лучевая симметрия.
8
Различаем деревья по кроне.
9
О кронах, густых и ажурных.
10
Экскурсия на природу.
11
Природа в наших ощущениях.
Тренируем органы чувств.
12
Что такое гармония?
13
Учимся пользоваться приборами.
14
«Микроскоп» из пластикового стаканчика.
15
Экскурсия на природу.
16
Природа и её обитатели.
Учимся планировать наблюдение.
17
Изучаем условия обитания животных.
18
Изучаем условия обитания растений.
19
Всё связано со всем.
20
Всё связано со всем.
21
Изучаем поведение животных и растений.
22
Чья «столовая»?
23
Что и кто влияет на живой организм?
24
Лесные ремёсла.
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом.
25
Лесные мотивы.
26
Антропоморфизм в народном творчестве.
27
Лесная палитра.
28
Лес - кормилец и врачеватель.
29
Лес - кормилец и врачеватель.
30
Экскурсия. Заповедные места родного края.
31
Экскурсия. Заповедные места родного края.
32
Экскурсия. Заповедные места родного края.
33
Экскурсия. Заповедные места родного края.
34
Экскурсия. Заповедные места родного края.
Тематическое планирование
3 класс
№
п/п
Дата занятия
Название раздела
Тема занятия
По
плану
Факти
чески
1
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.
Поговорим о доме.
2
«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная...»
3
Мой дом - моя крепость.
4
«О кувшинах, выросших на грядке, и не только.»
5
«О кувшинах, выросших на грядке, и не только.»
6
«Чудо в перьях»
7
О городах и горожанах: человек в городе.
Дом тянется к дому - получается город.
8
Как «растёт» город.
9
Как «живёт» город.
10
Экскурсия на природу.
11
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.
Что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой.
12
От кочки до оболочки.
13
Кто живёт рядом с нами?
14
«И кормилица, и вдохновительница»
15
«И кормилица, и вдохновительница»
16
Экскурсия на природу.
17
В сетях жизни: многообразие экологических связей.
Соседи по планете.
18
Вместе безопаснее.
19
«И вместе не тесно, и врозь - скучно»
20
Школа под открытым небом.
21
Школа под открытым небом.
22
Экскурсия на природу.
23
Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
Наши общие проблемы.
24
Наши общие проблемы.
25
Что происходит с отходами, которые производят люди?
26
Проект «Будь достойным жителем Земли».
27
Проект «Будь достойным жителем Земли».
28
Проект «Будь достойным жителем Земли».
29
Экскурсия. Заповедные места родного края.
30
Экскурсия. Заповедные места родного края.
31
Экскурсия. Заповедные места родного края.
32
Экскурсия. Заповедные места родного края.
33
Экскурсия. Заповедные места родного края.
34
Экскурсия. Заповедные места родного края.
Тематическое планирование
4 класс
№
п/п
Дата занятия
Название раздела
Тема занятия
По
плану
Факти
чески
1
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.
«Что нам стоит дом построить...»
2
«А у нас в квартире газ, а у вас?»
3
Дом - это не только стены.
4
«Своя рубашка ближе к телу»
5
«Своя рубашка ближе к телу»
6
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.
7
О городах и горожанах: человек в городе.
«Сначала человек строит город, а потом.»
8
Будущее города - город будущего.
9
Будущее города - город будущего.
10
Экскурсия на природу.
11
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.
Под пологом леса.
12
«Всяк кулик своё болото хвалит»
13
Для кого пуста пустыня?
14
О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных.
15
Там, где ступала нога человека.
16
Там, где ступала нога человека.
17
Экскурсия на природу.
18
В сетях жизни: многообразие экологических связей.
О нитях, сплетающихся в сети.
19
О нитях, сплетающихся в сети.
20
«Информатика» для волка.
21
Школа под открытым небом.
22
Школа под открытым небом.
23
Экскурсия на природу.
24
Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
Глобальная экология.
25
Утилизация и переработка отходов.
26
Проект «Наш общий дом - планета Земля»
27
Проект «Наш общий дом - планета Земля»
28
Проект «Наш общий дом - планета Земля»
29
Экскурсия. Заповедные места родного края.
30
Экскурсия. Заповедные места родного края.
31
Экскурсия. Заповедные места родного края.
32
Экскурсия. Заповедные места родного края.
33
Экскурсия. Заповедные места родного края.
34
Экскурсия. Заповедные места родного края.
Список воспитанников
1 класс
№
ФИО воспитанника
Дата рождения
Место жительства
Примечание
1
Богдан Алина Викторовна
06.03.2007
Центральный
2
Бойко Арина Александровна
18.05.2007
Центральный
3
Дейвальд Владимир Дмитриевич
29.04.2007
Озерки
4
Исатов Дамир Маратович
03.08.2007
Центральный
5
Котар Снежана Александровна
20.10.2007
Центральный
6
Кузьмин Кирилл Алексеевич
05.01.2008
Лесной
7
Кулинич Никита Евгеньевич
07.08.2007
Озерки
8
Медведева Дарья Алексеевна
19.01.2007
Озерки
9
Михайлюк Анна Владимировна
19.10.2007
Центральный
10
Пермяков Егор Сергеевич
01.10.2007
Центральный
11
Селин Вадим Александрович
12.05.2007
Горюново
12
Селина Мария Андреевна
10.07.2007
Лесной
13
Тюрина Татьяна Геннадьевна
05.10.2007
Центральный
14
Усачев Тимофей Владиславович
12.07.2007
Горюново
15
Хадеева Анастасия Маратовна
29.10.2007
Лесной
Список воспитанников
2 класс
№
ФИО воспитанника
Дата рождения
Место жительства
Примечание
1
Бакланова Виктория Николаевна
22.03.2006
Центральный
2
Готфрид Вероника Николаевна
08.06.2006
Центральный
3
Еремеева Карина Алексеевна
05.09.2006
Озерки
4
Жумагулова Диана Кайыркердыевна
17.03.2006
Озерки
5
Колмакова Елена Сергеевна
13.04.2006
Центральный
6
Костриков Константин Валерьевич
23.06.2006
Горюново
7
Ляпунов Алексей Владимирович
09.06.2006
Центральный
8
Манаков Дмитрий Евгеньевич
13.03.2006
Озерки
9
Медведев Константин Олегович
02.07.2006
Озерки
10
Моксунова Виктория Евгеньевна
29.09.2006
Лесной
11
Панков Иван Александрович
27.04.2006
Горюново
К
12
Семёнов Денис Сергеевич
08.05.2006
Озерки
13
Титкова Вероника Алексеевна
10.06.2006
Горюново
14
Тунгусова Валерия Сергеевна
22.05.2006
Центральный
15
Усольцев Владимир Юрьевич
05.01.2006
Горюново
16
Штирц Владлена Сергеевна
18.06.2006
Центральный
Список воспитанников
3 класс
№
ФИО воспитанника
Дата рождения
Место жительства
Примечание
1
Бородин Иван Игоревич
07.06.2005
Лесной
2
Бучельников Данил Андреевич
16.03.2006
Лесной
3
Ваганова Арина Алексеевна
27.12.2004
Озерки
4
Власова Полина Вячеславовна
28.04.2005
Озерки
5
Гинц Алексей Евгеньевич
25.05.2005
Центральный
6
Квашнина Ольга Константиновна
03.11.2004
Горюново
7
Куприянов Артем Олегович
21.02.2005
Озерки
8
Пушкарев Кирилл Александрович
02.10.2004
Горюново
9
Рушкин Иван Александрович
22.09.2005
Горюново
10
Табулов Даурен Багытович
10.06.2005
Центральный
11
Хадеева Эльвира Александровна
30.10.2005
Лесной
12
Хакимов Вячеслав Викторович
12.01.2005
Озерки
Список воспитанников
4 класс
№
ФИО воспитанника
Дата рождения
Место жительства
Примечание
1
Акулов Иван Сергеевич
11.04.2004
Лесной
2
Бабушкина Наталья Сергеевна
18.10.2004
Центральный
3
Власов Владислав Александрович
13.10.2004
Озерки
4
Гусев Андрей Юрьевич
01.08.2004
Озерки
И
5
Гусев Роман Юрьевич
01.08.2004
Озерки
И, К
6
Еремеев Артем Александрович
12.12.2003
Озерки
7
Ковалевский Илья Сергеевич
24.10.2004
Центральный
8
Кулинич Данил Евгеньевич
27.07.2004
Озерки
9
Литкевич Степан Сергеевич
29.06.2005
Центральный
10
Медведева Ольга Олеговна
22.02.2004
Озерки
11
Полетаев Алексей Владимирович
22.10.2004
Лесной
12
Попова Алена Александровна
27.07.2004
Лесной
13
Смирнов Данил Сергеевич
17.08.2004
Центральный
14
Смирнов Николай Павлович
21.06.2004
Горюново
15
Смирнова Ольга Павловна
21.06.2004
Горюново
16
Табулова Сания Маратовна
18.0120.04
Центральный
17
Шевченко Елена Николаевна
27.08.2004
Озерки