Разработка урока по литературному чтению: Дети Деда Мороза

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема учебного занятия: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки - служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится»
  2. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
  3. Развивать навык выразительного чтения по ролям
  4. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
  5. Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», словарь Ожегова, презентация

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Актуализация знаний обучающихся

Вспомнить некоторые изученные произведения из раздела по готовой модели обложки и уточнить знания о временах года

Организационный момент

+Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

+Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова.

+Девиз нашего урока:

«Было бы желание, а путь найдётся!»

+Посмотрите на модель обложки и скажите, какие произведения ей соответствуют?

+Скажите, ребята, какие времена года вы знаете?

+Какое время года сейчас?

+Назовите названия осенних месяцев.

+Какой месяц идёт сейчас?

+Какие признаки осени вы наблюдали в природе?

+Объясните, почему месяц «ноябрь» называют поздней осенью или «предзимьем».





Самоконтроль готовности к уроку





Высказывания детей

Объяснение девиза.



+И. Соколов - Микитов, рассказ о природе, «Зима в лесу»; С.Иванов «Каким бывает снег»

+Лето, зима, весна, осень.

+Осень.

+Сентябрь, октябрь, ноябрь.

+Ноябрь.

Ответы детей



+Месяц, после которого начинается зима.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные (логические)

Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)

2.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

+Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится в Великом Устюге.

+О ком будете читать сегодня? Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока

+Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?

+Какие дети могут быть у Деда Мороза?

+Скажите, ребята, чему мы уже научились на уроках литературного чтения?

+Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?



+Для чего вам это нужно?

+Давайте наметим план наших действий

На доске:

-Познакомиться с произведением

-Узнать новое

-Научиться читать выразительно по ролям

+В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Почему Снежинка помогла больше всех»? (на доске)

+Что мы уже с вами сделали?

+О Деде Морозе (определяют тему урока)

+Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

+Да

Высказывания детей (предположения)



Ответы детей

+Познакомиться со сказкой, узнать, кто является детьми Деда Мороза, научиться читать сказку выразительно, находить в ней красивые слова, узнать новые слова, продолжать учиться составлять модель обложки

+Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов

+1. Прочитать или прослушать сказку

+2. Составить модель обложки

+3. Перечитать сказку

+4. Поработать над содержанием сказки

+5. Подготовить выразительное чтение по ролям

+6. Оценить свою работу на уроке



+Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий

Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

Регулятивные

3.Открытие новых знаний

Познакомиться со сказкой; учиться составлять модель обложки; перечитать сказку

+Какова наша 1 цель?

+Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя

- Слушание сказки (учебники закрыты)

- Первичное восприятие:

+Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

+ Обоснуйте свой выбор.

+Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

+ Обоснуйте свой выбор.

+Какой следующий пункт плана наших действий?

Я предлагаю вам поработать в группах (повторение правил работы в группах)

+Давайте проверим, что у вас получилось?

+Сравните модель обложки с той, с которой мы работали в начале урока.

+Какой следующий пункт плана?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела!

+Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?

+ Какая 2 цель?

+Работая над содержанием сказки, не забывайте про поставленный перед вами проблемный вопрос

+Какие непонятные слова встретились вам в этой сказке?

+Кто может объяснить значения этих слов?

+А если мы не знаем значение слова, как нам поступить?

+Сколько детей было у Деда Мороза?

+ Назовите, как их звали? (слайд 1)

+Прочитайте в учебнике первый вопрос и дайте на него ответ

+Прочитайте второй вопрос и ответьте на него

+Каких детей вырастил Дед Мороз? Какую пользу они принесут людям? Докажите.

+Прочитайте 3 вопрос и вопрос на доске

+Какова главная мысль сказки?


Показ иллюстраций: Какие бывают снежинки (слайд 2)

+Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки - это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» (слайд 3)

+Как Снежинка пожалела Землю?

+Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.

+Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.
Под такой периной растениям тепло (слайд 4)

+Скрип снега - это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип (слайд 5)

+Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали?

+Познакомиться с произведением

+Мы хотим, чтобы вы прочитали













Высказывания детей





















Высказывания детей

+Составить модель обложки



Работа в группах

Выступление представителей каждой группы с доказательством (называние признаков жанра, определение темы, автора (народная), заголовка)

Вывод: чтение правильной модели обложки





Ответы детей

+Перечитать сказку

Самостоятельная работа (чтение про себя)















+Познакомились со сказкой (пометить на доске)

+Узнать что - то новое





Ответы детей

Дети пробуют объяснить значение слов



+Найти его в словаре (работа со словарём)

+Четыре, три сына и одна дочка

+Ветер, Лёд, Иней и Снежинка

+Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитай ответ в тексте (ответы детей с зачитыванием - поисковая деятельность)

+Прочитай, какую работу сделали дети Деда Мороза (зачитывание)



Ответы детей

+Почему отец особенно похвалил Снежинку? «Почему Снежинка помогла больше всех»? (высказывания, предположения обучающихся)

+Служение людям, приносить только добро, пользу



+Я покрыла её белым снегом.





+Узнали много нового (пометить на доске)

Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)



Коммуникативные



Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные (поиск информации, знаково-символические)

Коммуникативные

Познавательные (информационные - представление информации)

Познавательные (сравнение, анализ)



Регулятивные (удержание цели)

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные (извлечение информации)

Коммуникативные

Личностные

Познавательные









Регулятивные

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться читать выразительно по ролям

+Какова наша последняя цель?

+ Что значит прочитать по ролям?

+Что значит прочитать выразительно?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку)

+Я предлагаю поработать в группе над выразительным чтением по ролям всей сказки

+На ваших партах лежат «Волшебные линеечки». Какие критерии выберем для самооценки?

+Предположите, как вы справитесь с выразительным чтением и исполнением роли?

+Начинаем подготовку

+Проверим работу

+Отметьте на «Волшебной линеечке» результаты работы

+Встаньте те, у кого совпали?

+Встаньте те, у кого выше?

+Встаньте те, у кого ниже?

+Выскажите друг другу пожелания

+Какую важную работу мы с вами проделали?

+Научиться читать выразительно по ролям

Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)

Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)



+Выразительность, исполнение роли

Помечают

Работа в группе

Выразительное чтение по ролям



Помечают (самооценка)







Высказывания детей

+Учились читать выразительно по ролям (пометить на доске)

Регулятивные



Регулятивные (контроль, оценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

5.Рефлексия

Контрольно - оценочный этап

Формировать умение оценивать себя

+Подведём итоги урока

+Какую сказку читали?

+Чего вы не знали, а сейчас знаете - новое для вас?

+Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?

+«Земля, вода и лес - всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон. В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли, но не умерли. Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести». (В. В. Бианки)

+Я предлагаю вам прочитать книги Андрея Усачёва «Школа снеговиков» и «Чудеса в Дедморозовке»

+На столах у вас лежат снежинки.

+Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:

Разработка урока по литературному чтению: Дети Деда Мороза- всё получилось, доволен своей работой

Разработка урока по литературному чтению: Дети Деда Мороза- не всё получилось, но могу работать лучше

Разработка урока по литературному чтению: Дети Деда Мороза- ещё есть затруднения в работе

+Русскую народную сказку о природе «Дети Деда Мороза»

Ответы детей

Ответы детей











Самооценка

Личностные



Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Регулятивные

6.Выбор домашнего задания

+Варианты:

- подробный пересказ по плану (уч. с. 141)

- творческая работа: создание книжки - малышки для классной библиотеки

- задания в тетради



© 2010-2022