РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 06. Финансы, денежное обращение и кредит

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит



Специальность СПО: 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".









Программа подготовки

Базовая

Форма получения образования

очная







Уфа-2012



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники» Разработчики: Киселева М..В., преподаватель ГБОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники».

Рекомендована Экспертным советом _______________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение Экспертного совета №____________от «____»__________200__ г.













СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". Рабочая программа может быть использована в профессиональной подготовке работников по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" и дополнительном профессиональном образовании при наличии среднего (полного) образования.


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» относится к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
  • проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
  • проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
  • составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
  • сущность финансов, их функции и роль в экономике;
  • принципы финансовой политики и финансового контроля;
  • законы денежного обращения,
  • сущность, виды и функции денег;
  • основные типы и элементы денежных систем,
  • виды денежных реформ;
  • структуру кредитной и банковской системы,
  • функции банков и классификацию банковских операций;
  • цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
  • структуру финансовой системы,
  • принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
  • виды и классификация ценных бумаг,
  • особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
  • характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • характеристику кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
  • особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы.




1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов; самостоятельной работы обучающегося 23 часа.





2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

69 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46 в том числе:


практические занятия

26 Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23 в том числе:


Работа с информационными источниками, конспектирование

23

Итоговая аттестация в форме экзамена












2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов


Уровень освоения

Раздел 1. Финансы

26


Тема 1.1 Сущность финансов, их функции и роль в экономике

Содержание учебного материала

6 1. Понятие финансов. Определение финансов. Сущность финансов. Функции финансов. Роль финансов в экономике.

1

2 2. Взаимосвязь финансов с экономическими категориями. Влияние финансов на воспроизводственный процесс.

1 Практические занятия

2


№1. Характеристика роли финансов в экономике.

1 №2. Кредитно-финансовое понятие и категории, их влияние на воспроизводственный процесс

1 Самостоятельная работа Конспектирование: происхождение термина «финансы»; признаки финансов; принципиальные отличия финансовых отношений от кредитных.

2

Тема 1.2 Принципы финансовой политики и финансового контроля Содержание учебного материала

11

1. Сущность и содержание финансовой политики. Финансовая политика Российской Федерации.

2

2

2. Общие понятия об управлении финансами. Органы управления финансами. Финансовый контроль.

1 Практические занятия

4


№3 Характеристика финансовой политики Российской Федерации.

2

№4 Методы управления финансами и финансового контроля.

2 Самостоятельная работа Конспектирование: цель и значение финансовой политики; методы и цели управления финансами; определить различия между предварительным, текущим и последующим финансовым контролем.

4

Тема 1.3 Финансовая система. Содержание учебного материала

10 1. Понятие финансовой системы. Структура финансовой системы. Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства. Социально-экономическая сущность Государственного бюджета. Доходы и расходы Государственного бюджета.

2

3 2. Территориальные бюджеты. Финансы хозяйствующих объектов и населения. Государственные внебюджетные фонды.

1 Практические занятия

3


№6 Структура финансовой системы.

1 №8 Анализ структуры Государственного бюджета.

2 Самостоятельная работа Конспектирование: назначение централизованных финансов; сущность бюджета как экономической категории; этапы составления проекта Федерального бюджета; цели создания внебюджетных фондов.

4

Тема 1.4 Виды ценных бумаг. Содержание учебного материала

9 1. Виды и классификация ценных бумаг. Определение размера дивидендов на одну акцию. Особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг.

2

2 Практические занятия

4


№9 Определение размеров дивидендов на одну акцию.

2 №10 Классификация ценных бумаг по степени доходности и риска..

1 №11 Характеристика функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг.

1

Самостоятельная работа.

Конспектирование: функции фондовой биржи; клкассификация ценных бумаг; характеристика основных вкладов ценных бумаг.

3

Раздел 2. Деньги и денежное обращение..

19

Тема 2.1 Сущность, функции и виды денег.

Содержание учебного материала

10

1.

Сущность и происхождение денег. Виды денег.

1

3 2. Функции денег. Виды денежных реформ. Основные типы и элементы денежных систем.

2 Практические занятия

5


№13 Характеристика денежных реформ.

2 №14 Анализ основных типов и элементов денежных систем.

3 Самостоятельная работа. Конспектирование: теории денег, первые монеты; значение бумажнцых денег; электронные деньги на базе карт.

2

Тема 2.2 Денежное обращение и денежная система. Содержание учебного материала

9 1. Понятие денежного обращения. Законы денежного обращения. Денежная система и ее элементы.

2

3 2. Денежная система Российской Федерации. Инфляция и формы ее проявления.

1 Практические занятия

4


№15 Анализ показателей, связанных с денежным обращением.

2 №16 Характеристика денежной системы Российской Федерации.

2 Самостоятельная работа. Конспектирование: функции Банка России в части организации наличного денежного обращения; цель использования наличных денег; значение бумажных расчетов; элементы денежной системы; пичины инфляции.

2

Раздел 3. Кредит

14

Тема 3.1 Банковская система. Содержание учебного материала

8 1. Структура кредитной и банковской системы. Функции банков и классификация банковских операций. Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики.

2

2 Практические занятия

2


№17 Определение структуры кредитной и банковской системы.

1 №18 Классификация банковских операций.

1 Самостоятельная работа. Конспектирование: виды банков по функциональному назначению; роль Центрального банка РФ; различия между активными и пассивными операциями банков.

4

Тема 3.2 Кредитная система. Содержание учебного материала

6 Характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики. Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

2

2 Практические занятия

2


№19 Характеристика кредитов и кредитной системы.

2 Самостоятельная работа. Кнспектирование: функции кредита; его основные формы; характеристика принципов банковского кредитования.

2

Всего


69


3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».

Оборудование учебного кабинета : - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя, в том числе АРМ: ноутбук, интерактивная доска или экран, проектор; - комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

Нормативные правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: Части первая, вторая, третья, четвертая (по сост. на 5 дек. 2008 г.). - М.: Юрайт-Издат, 2009.- 555 с.- (Правовая библиотека).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ [Электронный ресурс]: кодексы [Принят Гос. Думой 17.07.1998 г., одобрен Советом Федерации 17.07 1998 г., (ред.06.04.2011 г. №68-ФЗ)] // Информационно-правовая система КонсультантПлюс.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [Текст]: текст по сост. на 15 сент. 2010 г. - М.: Проспект, КноРус, 2010.- 736 с.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов от 22.05.2004 г. №249 [Электронный ресурс]: постановление [(ред. от 23.12.2004 г. №838, с изм. от 06.04.2011 г. №252)] // Информационно-правовая система КонсультантПлюс.
  5. Российская Федерация. Законы. О рынке ценных бумаг от 22.04 1996 г. №39-ФЗ [Электронный ресурс]: федер. закон [Принят Гос. Думой 20.03 1996 г., одобрен 11.04.1996 г., (ред. 11.07.2011 г. №200-ФЗ, с изм. и доп. вступающими в силу с 11.08 2011 г. )] // Информационно-правовая система КонсультантПлюс.
  6. Российская Федерация. Законы. О центральном банке РФ (Банке России) от 10.07.2002 г. №86-ФЗ [Электронный ресурс]: федер. закон [Принят Гос. Думой 22.07.2002 г.(07.02.2011 г. №10-ФЗ)] // Информационно-правовая система КонсультантПлюс.

Учебники:
  1. Климович, В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум-Инфра-М, 2008.- 352 с. - (Профессиональное образование).
  2. Рудская, Е. Н. Финансы и кредит. Практикум [Текст]: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 318 с.- (Среднее профессиональное образование).

Дополнительные источники:
  1. Колпакова, Г. М.Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 544 с.
  2. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / под ред. Л.А. Чалдаевой. - М.: Юрайт, 2011.- 540 с.- (Основы наук).
  3. Семенов, В.М. Финансовые термины: краткий словарь [Текст]: учеб. пособие / В. М. Семенов, С. А. Асейнов. - М.: Финансы и статистика, 2008.- 224 с.

Интернет-ресурсы:
  1. Экономика и финансы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: finansy.ru, свободный.
  2. Информационно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: consultant.ru / , свободный.



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. Дискуссия по теме Основные направления финансовой политики государства .


Участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Взаимопроверка решения задач по организации наличного и безналичного оборота.


Участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. Терминологический диктант по теме Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

Составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля по теме


Знания:

Сущность финансов, их функции и роль в экономике

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

Принципы финансовой политики и финансового контроля

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Дискуссия по теме Основные направления финансовой политики государства .

Законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Роль денег в современной рыночной экономике - сообщение

Основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при фронтальном устном опросе, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Обоснование целей, типов и инструментов денежно-кредитной политики. Защита доклада

Структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Фронтальный устный опрос

Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Фронтальный письменный опрос. Защита доклада

Структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Оценка презентаций или сообщений по теме Основы бюджетного устройства

Виды и классификация ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Формулирование особенностей функционирования рынка ценных бумаг. Фронтальный устный опрос. Защита конспектов

Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. Изложение характера деятельности и функций участников рынка ценных бумаг. Защита конспектов

Кредит и кредитная система в условиях рыночной экономики

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Фронтальный письменный опрос

Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Оценка презентаций или сообщений по теме Состояние кредитного рынка РФ.




© 2010-2022