- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 06. Финансы, денежное обращение и кредит
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 06. Финансы, денежное обращение и кредит
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Киселёва М.В. |
Дата | 27.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит
Специальность СПО: 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".
Программа подготовки
Базовая
Форма получения образования
очная
Уфа-2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники» Разработчики: Киселева М..В., преподаватель ГБОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники».
Рекомендована Экспертным советом _______________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение Экспертного совета №____________от «____»__________200__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". Рабочая программа может быть использована в профессиональной подготовке работников по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" и дополнительном профессиональном образовании при наличии среднего (полного) образования.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» относится к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
- проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения,
- сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем,
- виды денежных реформ;
- структуру кредитной и банковской системы,
- функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы,
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификация ценных бумаг,
- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- характеристику кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов; самостоятельной работы обучающегося 23 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
69 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46 в том числе:
практические занятия
26 Самостоятельная работа обучающегося (всего)
23 в том числе:
Работа с информационными источниками, конспектирование
23
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Финансы
26
Тема 1.1 Сущность финансов, их функции и роль в экономике
Содержание учебного материала
6 1. Понятие финансов. Определение финансов. Сущность финансов. Функции финансов. Роль финансов в экономике.
1
2 2. Взаимосвязь финансов с экономическими категориями. Влияние финансов на воспроизводственный процесс.
1 Практические занятия
2
№1. Характеристика роли финансов в экономике.
1 №2. Кредитно-финансовое понятие и категории, их влияние на воспроизводственный процесс
1 Самостоятельная работа Конспектирование: происхождение термина «финансы»; признаки финансов; принципиальные отличия финансовых отношений от кредитных.
2
Тема 1.2 Принципы финансовой политики и финансового контроля Содержание учебного материала
11
1. Сущность и содержание финансовой политики. Финансовая политика Российской Федерации.
2
2
2. Общие понятия об управлении финансами. Органы управления финансами. Финансовый контроль.
1 Практические занятия
4
№3 Характеристика финансовой политики Российской Федерации.
2
№4 Методы управления финансами и финансового контроля.
2 Самостоятельная работа Конспектирование: цель и значение финансовой политики; методы и цели управления финансами; определить различия между предварительным, текущим и последующим финансовым контролем.
4
Тема 1.3 Финансовая система. Содержание учебного материала
10 1. Понятие финансовой системы. Структура финансовой системы. Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства. Социально-экономическая сущность Государственного бюджета. Доходы и расходы Государственного бюджета.
2
3 2. Территориальные бюджеты. Финансы хозяйствующих объектов и населения. Государственные внебюджетные фонды.
1 Практические занятия
3
№6 Структура финансовой системы.
1 №8 Анализ структуры Государственного бюджета.
2 Самостоятельная работа Конспектирование: назначение централизованных финансов; сущность бюджета как экономической категории; этапы составления проекта Федерального бюджета; цели создания внебюджетных фондов.
4
Тема 1.4 Виды ценных бумаг. Содержание учебного материала
9 1. Виды и классификация ценных бумаг. Определение размера дивидендов на одну акцию. Особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
2
2 Практические занятия
4
№9 Определение размеров дивидендов на одну акцию.
2 №10 Классификация ценных бумаг по степени доходности и риска..
1 №11 Характеристика функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг.
1
Самостоятельная работа.
Конспектирование: функции фондовой биржи; клкассификация ценных бумаг; характеристика основных вкладов ценных бумаг.
3
Раздел 2. Деньги и денежное обращение..
19
Тема 2.1 Сущность, функции и виды денег.
Содержание учебного материала
10
1.
Сущность и происхождение денег. Виды денег.
1
3 2. Функции денег. Виды денежных реформ. Основные типы и элементы денежных систем.
2 Практические занятия
5
№13 Характеристика денежных реформ.
2 №14 Анализ основных типов и элементов денежных систем.
3 Самостоятельная работа. Конспектирование: теории денег, первые монеты; значение бумажнцых денег; электронные деньги на базе карт.
2
Тема 2.2 Денежное обращение и денежная система. Содержание учебного материала
9 1. Понятие денежного обращения. Законы денежного обращения. Денежная система и ее элементы.
2
3 2. Денежная система Российской Федерации. Инфляция и формы ее проявления.
1 Практические занятия
4
№15 Анализ показателей, связанных с денежным обращением.
2 №16 Характеристика денежной системы Российской Федерации.
2 Самостоятельная работа. Конспектирование: функции Банка России в части организации наличного денежного обращения; цель использования наличных денег; значение бумажных расчетов; элементы денежной системы; пичины инфляции.
2
Раздел 3. Кредит
14
Тема 3.1 Банковская система. Содержание учебного материала
8 1. Структура кредитной и банковской системы. Функции банков и классификация банковских операций. Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики.
2
2 Практические занятия
2
№17 Определение структуры кредитной и банковской системы.
1 №18 Классификация банковских операций.
1 Самостоятельная работа. Конспектирование: виды банков по функциональному назначению; роль Центрального банка РФ; различия между активными и пассивными операциями банков.
4
Тема 3.2 Кредитная система. Содержание учебного материала
6 Характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики. Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
2
2 Практические занятия
2
№19 Характеристика кредитов и кредитной системы.
2 Самостоятельная работа. Кнспектирование: функции кредита; его основные формы; характеристика принципов банковского кредитования.
2
Всего
69
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».Оборудование учебного кабинета : - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя, в том числе АРМ: ноутбук, интерактивная доска или экран, проектор; - комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
-
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Нормативные правовые акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: Части первая, вторая, третья, четвертая (по сост. на 5 дек. 2008 г.). - М.: Юрайт-Издат, 2009.- 555 с.- (Правовая библиотека).
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ [Электронный ресурс]: кодексы [Принят Гос. Думой 17.07.1998 г., одобрен Советом Федерации 17.07 1998 г., (ред.06.04.2011 г. №68-ФЗ)] // Информационно-правовая система КонсультантПлюс.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [Текст]: текст по сост. на 15 сент. 2010 г. - М.: Проспект, КноРус, 2010.- 736 с.
- Постановление Правительства Российской Федерации. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов от 22.05.2004 г. №249 [Электронный ресурс]: постановление [(ред. от 23.12.2004 г. №838, с изм. от 06.04.2011 г. №252)] // Информационно-правовая система КонсультантПлюс.
- Российская Федерация. Законы. О рынке ценных бумаг от 22.04 1996 г. №39-ФЗ [Электронный ресурс]: федер. закон [Принят Гос. Думой 20.03 1996 г., одобрен 11.04.1996 г., (ред. 11.07.2011 г. №200-ФЗ, с изм. и доп. вступающими в силу с 11.08 2011 г. )] // Информационно-правовая система КонсультантПлюс.
- Российская Федерация. Законы. О центральном банке РФ (Банке России) от 10.07.2002 г. №86-ФЗ [Электронный ресурс]: федер. закон [Принят Гос. Думой 22.07.2002 г.(07.02.2011 г. №10-ФЗ)] // Информационно-правовая система КонсультантПлюс.
Учебники:
- Климович, В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум-Инфра-М, 2008.- 352 с. - (Профессиональное образование).
- Рудская, Е. Н. Финансы и кредит. Практикум [Текст]: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 318 с.- (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
- Колпакова, Г. М.Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 544 с.
- Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / под ред. Л.А. Чалдаевой. - М.: Юрайт, 2011.- 540 с.- (Основы наук).
- Семенов, В.М. Финансовые термины: краткий словарь [Текст]: учеб. пособие / В. М. Семенов, С. А. Асейнов. - М.: Финансы и статистика, 2008.- 224 с.
Интернет-ресурсы:
- Экономика и финансы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: finansy.ru, свободный.
- Информационно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: consultant.ru / , свободный.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. Дискуссия по теме Основные направления финансовой политики государства .
Участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Взаимопроверка решения задач по организации наличного и безналичного оборота.
Участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. Терминологический диктант по теме Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
Составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля по теме
Знания:
Сущность финансов, их функции и роль в экономике
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля
Принципы финансовой политики и финансового контроля
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Дискуссия по теме Основные направления финансовой политики государства .
Законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Роль денег в современной рыночной экономике - сообщение
Основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при фронтальном устном опросе, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Обоснование целей, типов и инструментов денежно-кредитной политики. Защита доклада
Структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Фронтальный устный опрос
Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Фронтальный письменный опрос. Защита доклада
Структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Оценка презентаций или сообщений по теме Основы бюджетного устройства
Виды и классификация ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Формулирование особенностей функционирования рынка ценных бумаг. Фронтальный устный опрос. Защита конспектов
Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. Изложение характера деятельности и функций участников рынка ценных бумаг. Защита конспектов
Кредит и кредитная система в условиях рыночной экономики
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Фронтальный письменный опрос
Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля Оценка презентаций или сообщений по теме Состояние кредитного рынка РФ.