Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»

(УМК Система Л.В. Занкова)

1 класс Согласно Положению о рабочей программе учителей, работающих по ФГОС НОО, данная рабочая программа включает следующие разделы: 1) пояснительную записку; 2) общую характеристику учебного предмета; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета; 6) содержание учебного предмета; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; 9) календарно-тематическое планирование.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании авторской про­граммы Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте», «Русский язык» (Образовательная Система Л.В. Занкова. Федеральный образовательный стандарт. Программы начального общего образования в 2-х частях, часть 1. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012) и учебного плана МБОУ гимназии №1 им. Н.М. Пржевальского города Смоленска на 2014-2015 учебный год. Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, и во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

2. Общая характеристика учебного предмета.


Программа позволяет познакомить учащихся с основными положениями науки о языке, сформировать умения и навыки безошибочного письма, развить устную и письменную речь школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе второго - четвертого классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку - «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку). В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Материал предмета «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями: - развитие речи; - система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); - орфография и пунктуация.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.


Рабочая программа рассчитана на 165 часов (5ч в неделю): «Обучение письму» - 110 часов, «Русский язык» - 55 часов (33 учебные недели). В предмет «Русский язык» входит курс «Обучение письму» (5 часов в неделю), который обеспечивается тетрадями по письму Нечаевой Н.В., Булычёвой Н.К 1 класс: в 4 частях. Обучение по учебнику «Русский язык» Нечаевой Н.В. для 1 класса начинается после окончания интегрированного курса «Обучение грамоте» (22 неделя обучения).

Плановых контрольных уроков - 1.

Авторская программа Н.В. Нечаевой «Русский язык», в которую входит интегрированный курс «Обучение грамоте» рассчитан на 32 учебные недели. Учебным планом гимназии на 2014-2015 учебный год предусмотрено 33 недели, поэтому в авторскую программу внесены изменения по количеству часов, отведённых на предмет «Русский язык», а именно добавлено 5 часов.

В авторскую программу внесены изменения: по программе - 50 часов, в рабочей программе - 55 часов.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Предмет характеризует его яркая практическая направленность на пользование языком, на развитие чутья языка. Новизна предлагаемого подхода заключается в том, что задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи - языковой системы, а методологической основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).

Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык - универсальное средство общения (кодовая система), речь - функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. При изучении предмета «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

обучающимися 1 класса программы по русскому языку
Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (УУД).


Личностные универсальные учебные действия


У обучающихся будут сформированы: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - представление о причинах успеха в учёбе; - эстетические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о русском языке как средстве межнационального общения; - представления о своей этнической принадлежности.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным основаниям (критериям); - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять) ряд объектов по заданному признаку.

Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста; - проводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится: - принимать участие в работе парами и группами; - допускать существование различных точек зрения; - договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Предметные результаты


Развитие речи


Обучающийся научится: - первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; - составлять текст из набора предложений; - выбирать заголовок текста из ряда данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;

- первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;

- составлять текст по его началу, по его концу.


Система языка


Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится: - различать звуки речи; - устанавливать число и последовательность звуков в слове; - различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные парные твёрдые-мягкие, звонкие-глухие; - определять звонкие и глухие непарные согласные; - определять непарные твёрдые согласные, непарные мягкие согласные; - находить в слове ударные и безударные гласные звуки; - определять указатели мягкости-твёрдости согласных звуков; - различать звуки и буквы: - различать буквы гласных как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков; - определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я; - обозначать на письме звук [й]; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка; - использовать небуквенные графические средства; пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике).

Лексика

Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать слово как единство звучания и значения; - на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся получит возможность научиться: - находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова; - различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Морфология

Обучающийся научится: - находить слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; - опознавать имена одушевлённые и неодушевлённые, имена собственные; - различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова.

Синтаксис

Обучающийся научится: - различать предложение и слово; - определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца; - находить границы предложения; - писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы; - составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;

- сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов;

- сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.

Орфография и пунктуация


Обучающийся научится: - применять правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
  • знаки препинания (. ?. ! ) в конце предложения;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника; - писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.


Обучающийся получит возможность научиться:

- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

- применять орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и списывании;

- пользоваться орфографическим словарем в учебнике как средством самоконтроля.

6. Содержание учебного предмета в 1 классе

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).


1-й класс

Обучение письму и развитие речи (110 ч)


Добуквенный период ( 26ч (из них 4ч из резерва)). Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Буквенный период ( 84ч (из них 9ч. из резерва)). В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии. Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные; Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв, обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные; раздельное написание слов; перенос слов по слогам без стечения согласных; овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу). Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; тренируются в правильном словоупотреблении. Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне (без введения понятия), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение корня. Из области морфологии - происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов. Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком. В ходе чтения текстов даётся общее понятие о тексте. Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Работа с текстом На материале текстов «Азбуки» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа: I. Работа с текстом до чтения. 1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста. 2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. II. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение). 2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа). 3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения. III. Работа с текстом после чтения. 1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту. 2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания. 3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

1-й класс.

Русский язык и развитие речи

55ч (5 часов в неделю)
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте. Слово Звуки речи (гласные - ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. Однокоренные слова. Корень слова. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал? Предложение. Текст. Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примечание

Авторская программа

Рабочая программа

Обучение письму

1.

Добуквенный период

22

26

2.

Буквенный период:

-буквы гласных звуков

-буквы непарных звонких согласных

-буквы парных звонких согласных

-буквы парных глухих согласных

-двузвучные гласные буквы

-буква Ь

-буквы непарных глухих согласных

-буква Ъ

-проверь себя

75

12

12


12

14

10

3


8

1

3

84

13

13


13

15

10

4


9

3

4

3.

Резерв

13


Итого:


110

110


Русский язык

1.

Речь устная и письменная

5

7

2.

Звуки и буквы

17

18

3.

Слово

23

24

4.

Предложение и текст

3

5

5.

Подведи итоги

2

1

Итого:

50

55


Виды учебной деятельности:

  • Слушание: понимание на слух информации, осознание цели и ситуации устного общения, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
  • Говорение: выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения, овладение диалогической и монологической формами речи, овладение нормами речевого этикета, соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
  • Чтение: понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение информации заданной в тексте, формулирование простых выводов на основе информации, личного опыта и наблюдений, анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
  • Письмо: письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте, овладение разборчивым и аккуратным письмом; списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами; письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста, создание небольших собственных текстов.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Перечень учебно-методических средств учителя


  1. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука: Учебник по обучению грамоте.-Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2014.
  2. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  3. Нечаева Н.В., БулычёваН.К. Тетради по письму: В 4 частях.-Самара: Издательскицй дом « Фёдоров»: Издательство « Учебная литература», 2014.
  4. Нечаева Н.В.. Русский язык: учебник - Издательскицй дом « Фёдоров»: Издательство « Учебная литература», 2012.
  1. Нечаева Н.В. Русский язык в начальной школе: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
  1. Мельникова О.А. Звуки и буквы. Тетрадь в 2-х частях. Издательскицй дом « Фёдоров»: Издательство « Учебная литература», 2014.
  2. Песняева Н.А., Анащенкова С.В. Русский язык. Рабочая тетрадь 1 класс. - М.: Издательство «Просвещение», 2014.
  3. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.

Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения: - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; - настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; - аудиоцентр/магнитофон; Экранно - звуковые пособия: - видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности); - слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности); Оборудование: - демонстрационные таблицы по обучению грамоте; - предметные картинки для составления предложений; - сюжетные картинки; - репродукции картин; - карточки с ребусами, схемами слов и предложений; - изображения сказочных героев; - магнитная азбука

Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2012
  2. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

9. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.


Обучение письму (110ч)

(5 часов в неделю)

Добуквенный период - 26ч (из них 4ч из резерва)


п/п

Дата по плану

Дата факти-ческая

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Примечание

1

01.09


День знаний. Техника безопасности при работе с книгой, тетрадью, ручкой и карандашом. Правила посадки и положение тетради при письме.

1 Составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события объяснять ошибки художника; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок. Составлять предложения повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания). Выполнять упражнения для психофизиологических функций, необходимых для письма. Определять предметы по их числу. Различать устную и письменную речь звук и букву. Знать признаки предложения, гласных и согласных звуков, мягких и твёрдых согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова). Классифицировать элементы букв по началу их написания. Определять наличие заданного звука в слове. Группировать элементы букв по способу их написания Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Пользоваться монологической и диалогической формой речи.

2

02.09


Знакомство с тетрадью по письму.

1

3

03.09


Письменные знаки.Урок-сказка.

1

4

04.09


Письменные знаки.

1

5

05.09


Печатные письменные шрифты.

1

6

08.09


Печатный и письменный шрифты.

1

7

09.09

Части предметов, элементы букв.

1

8

10.09

Урок-исследование.

Части предметов, элементы букв.

1

9

11.09

Наклонные линии.

1

10

12.09

Наклонные линии.

1

11

15.09

Наклонная линия с закруглением внизу.

1

12

16.09

Наклонная линия с закруглением внизу.

1

13

17.09

Наклонная линия с закруглением вверху и внизу. Урок-игра.

1

14

18.09

Наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

1

15

19.09

Написание большого овала.

1

16

22.09

Написание малого овала.

1

17

23.09

Написание изученных элементов букв относительно рабочей строки.

1

18

24.09

Урок-соревнование.

Закрепление изученного материала.

1

19

25.09

Написание большого полуовала.

1

20

26.09

Написание малых полуовалов.

1

21

29.09

Написание длинной наклонной линии с закруглением внизу влево.

1

22

30.09

Короткая наклонная с нижним левым закруглением.

1

23

01.10


Наклонная линия с нижней петлёй. Урок-игра.

1

24

02.10


Наклонная линия с верхней петлёй.

1

25

03.10


Закрепление изученного материала.

1

26

06.10


Закрепление изученного материала.

1

Буквенный период - 84ч (из них 9ч из резерва)

Буквы гласных - 13ч Объяснять случаи употребления заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Различать слово и обозначаемый им предмет. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Различать слова с точки зрения их грамматического значения. Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями, жи - ши, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Выполнять упражнения для психофизиологических функций, необходимых для письма. Соблюдать пробелы между словами. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Дифференцировать буквы, имеющие графическое сходство о_а, и_у, п_т, л_м, х_ж, ш_т, в_д и т.д. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с_з, ш_ж). Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников. Классифицировать элементы букв по началу их написания Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова). Применять знания о делении слов на слоги. Объяснять случаи употребления заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Различать слово и обозначаемый им предмет. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Различать слова с точки зрения их грамматического значения. Анализировать текст, пересказывать его содержание. Соблюдать пробелы междусловами. Дифференцировать буквы, имеющие графическое сходство о_а, и_у, п_т, л_м, х_ж, ш_т, в_д и т.д. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико - артикуляционным признакам согласные звуки (с_з, ш_ж, с_ш, з_ж.) Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников Соотносить схему слова с названием предмета. Читать слова с изученными буквами, исполнять роли некоторых героев, выражать жестами некоторые слова. Пользоваться средствами выразительности. Рабочая программа по русскому языку

27

07.10


Написание строчной буквы а.

1

28

08.10


Урок-сказка.

Написание прописной буквы А.

1

29

09.10


Написание строчной буквы у.

1

30

10.10


Написание прописной буквы У.

1

31

13.10


Прописная и строчная буква О о.

1

32

14.10


Прописная и строчная буква Э э.

1

33

15.10


Урок-соревнование.

Закрепление изученного материала.

1

34

16.10


Строчная буква и.

1

35

17.10


Прописная буква И.

1

36

20.10


Строчная буква ы.

1

37

21.10


Закрепление изученного материала.

1

38

22.10


Урок-игра.

Закрепление изученного материала.

1

39

23.10


Закрепление изученного материала.

1

Буквы непарных звонких согласных - 13ч

40

24.10


Строчная буква л.

1

41

05.11


Строчная буква м.

1

42

06.10


Прописные буквы Л, М.

1

43

07.11


Строчная буква н.

1

44

10.11


Прописная буква Н.

1

45

11.11


Закрепление изученного материала.

1

46

12.11


Строчная буква р.

1

47

13.11


Прописная буква Р.

1

48

14.11


Строчная буква й.

1

49

17.11


Прописная буква Й.

1

50

18.11


Закрепление изученного материала.

1

51

19.11


Работа с предложением.

1

52

20.11


Закрепление изученного материала.

1

Буквы парных звонких согласных - 13ч

53

21.11


Строчная буква б.

1

54

24.11


Прописная буква Б.

1

55

25.11


Строчная буква д.

1

56

26.11


Прописная буква Д.

1

57

27.11


Закрепление изученного материала. Число существительных.

1

58

28.11


Строчная буква в.

1

59

01.12


Прописная буква В.

1

60

02.12


Строчная и прописная буква Г г.

1

61

03.12


Строчная буква з.

1

62

04.12


Прописная буква З.

1

63

05.12


Строчная и прописная буква Ж ж.

1

64

08.12


Закрепление изученного материала.

1

65

09.12


Закрепление изученного материала.

1

Буквы парных глухих согласных - 15ч


66

10.12


Строчные буквы п, т.

1

67

11.12


Прописные буквы П, Т.

1

68

12.12


Строчная и прописная буква Ф ф.

1

69

15.12


Строчная буква к.

1

70

16.12


Прописная буква К.

1

71

17.12


Проверочная работа.

1

72

18.12


Строчная и прописная буква Ш ш.

1

73

19.12


Закрепление изученного материала.

1

74

22.12


Родственные слова.

Работа с деформированным предложением.

1

1

75

23.12


Буква С с. Слова-признаки.

1

76

24.12


Закрепление изученного материала.

1

77

25.12


Парные согласные звуки и буквы их обозначающие.


1

78

26.12


Закрепление изученного материала.

1

79

29.12


Закрепление изученного материала.

1

80

12.01


Закрепление изученного материала.

1

Двузвучные гласные буквы - 10ч


81

13.01


Строчные буквы е, ё.

1

82

14.01


Е, Ё - показатели мягкости.

1

83

15.01


Прописные буквы Е, Ё.

1

84

16.01


Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

1

85

19.01


Строчная буква ю.

1

86

20.01


Прописная буква Ю.

1

87

21.01


Строчная буква я.

1

88

22.01


Прописная буква Я.

1

89

23.01


Закрепление изученных букв. Одна буква - два звука.

1

90

26.01


Закрепление изученного материала.

1

Буква Ь - 4ч


91

27.01


Написание мягкого знака (ь).

1

92

28.01


Написание слов с мягким знаком (ь).

1

93

29.01


Перенос слов с мягким знаком(ь).

1

94

30.01


Закрепление изученного материала.

1

Буквы непарных глухих согласных - 9ч


95

02.02


Прописная и строчная буква Х х.

1

96

03.02


Строчная буква ц.

1

97

04.02


Прописная буква Ц.

1

98

05.02


Прописная и строчная буква Ч ч.

1

99

06.02


Прописная и строчная буква Щ щ.

1

100

16.02


Закрепление изученного материала.

1

101

17.02


Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.

1

102

18.02


Слова-действия.

1

103

19.02


Закрепление изученного материала.

1

Буква Ъ - 3ч


104

20.02


Написание твёрдого знака. Слова с разделительным Ъ и Ь знаками.


1

105

24.02


Закрепление изученного материала.

1

106

25.02


Закрепление изученного материала.

1

Проверь себя - 4ч


107

26.02


Алфавит.

1

108

27.02


Проверь себя.

1

109

02.03


Проверь себя.

1

110

03.03

Проверь себя.

1


Русский язык (55ч)

(5ч в неделю)

Н.В.Нечаева. Русский язык

Календарно-тематическое планирование. 1 класс

Система Л. В. Занкова

п/п

Дата по плану

Дата факти-ческая

Темы уроков

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Примечание

Речь устная и письменная - 7 часов ( 2 часа из резерва)



1

04.03


Ознакомление с учебником. Средства речи. Этикетные слова.

1 Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм речевого этикета.). Анализировать успешность участия в диалоге. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков. Характеризовать (устно) звук. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Списывать слова, с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Определять наличие орфограмм в словах. Объяснять написание слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Группировать слова по типу орфограммы. Доказывать написание слов, используя орфографический словарик учебника. Находить основания для классификации слов (одушевлённые и неодушевлённые предметы; собственные и нарицательные предметы; предмет, признак предмета, действие предмета). Подбирать синонимы и синонимы к словам. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классифицировать предложения по цели высказывания. Сочинять записки, поздравительные открытки.


2

05.03


Опасные места при записи предложения. Письменная речь.

1


3

06.03


Понятие «орфограмма». Непроверяемые буквы гласных.

1


4

10.03


Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1


5

11.03


Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

1


6

12.03


Текст-описание (загадка). Соотношение звука и буквы.

1


7

13.03


Средства устной и письменной речи. Звукобуквенный анализ.

1


Звуки и буквы - 18 часов (1 час из резерва)


8

16.03


Слог. Характеристика гласных звуков. Деление слов на слоги.

1


9

17.03


Деление слов на слоги и для переноса. Словарные слова.

1


10

18.03


Деление слов на слоги и для переноса. Роль местоимений в речи. Значение слов. Толковый словарь.

1


11

19.03


Восстановление деформированного предложения. Звукобуквенный анализ слов.

1


12

20.03


Ударение. Перенос слов. Смыслоразличительная роль ударения.

1


13

23.03


Нормы произношения и ударения. Понятие орфограммы.

1


14

24.03


Трудные случаи постановки ударения. Перенос слов с буквой Й.

1


15

01.04


Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных звуков. Перенос слов.

1


16

02.04


Фонетическая роль двузвучных букв в слове. Мягкие и твёрдые согласные и способы их обозначения на письме.

1


17

03.04


Текст, его признаки. Создание собственного текста по заданной заключительной части.

1


18

06.04


Две «работы» буквы ь. Роль йотированных гласных.

1


19

07.04


Правила переноса. Лексическая работа: слова с прямым и переносным значением.

1


20

08.04


Обозначение на письме звука (й). Правило и исключение. Перенос слов.

1


21

09.04


Перенос слов. Орфографический словарь.

1


22

10.04


Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща.

1


23

13.04


Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. Фонетическая работа.

1


24

14.04


Правописание сочетаний чк, чн, нч, рщ, льщ. Нормы произношения.

1


25

15.04


Обобщение орфографических знаний. Слова, обозначающие предметы, признаки, действия.

1


Слово - 24 час (1 час из резерва)


26

16.04


Лексическое и грамматическое значение слова. Функция слова.

1


27

17.04


Грамматические группы слов (части речи). Орфографическая работа.

1


28

20.04


Грамматические группы слов. Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1


29

21.04


Существенные признаки предмета. Словосочетание.

1


30

22.04


Слова-указатели, их значение. Самостоятельные и служебные слова.

1


31

23.04


Роль служебных слов в речи. Грамматические связи слов в предложении.

1


32

24.04


Составление рассказа по рисунку. Антонимы. Орфографическая работа.

1


33

27.04


Имена собственные. Правописание имён собственных. Объяснительный диктант.

1


34

28.04


Этимология фамилий. Родственные слова. Алфавит.

1


35

29.04


Правописание большой буквы в именах собственных.

1


36

30.04


Итоговая контрольная работа.

1


37

04.05


Анализ контрольной работы.

Сравнение научного и художественного стиля.

1


38

05.05


Правописание большой буквы в именах собственных.

1


39

06.05


Алфавит, сферы применения. Ориентировка в алфавите.

1


40

07.05


Алфавит, сферы применения. Ориентировка в алфавите.

1


41

08.05


Записка, открытка, письмо. Составление и оформление.

1


42

11.05


Запись слов в алфавитном порядке. Работа со словарными словами.

1


43

12.05


Лексическое значение слова. Слова с прямым и переносным значением.

1


44

13.05


Слова близкие и противоположные по смыслу.

1


45

14.05


Чередование согласных в корне. Повторение орфографических и фонетических правил.

1


46

15.05


Толкование слов с мотивированным значением. Родственные слова.

1


47

18.05


Текст - описание. Повторение изученных орфограмм.

1


48

19.05


Признаки текста. Анализ текстов о весне.

1


49

20.05


Урок-обобщение по разделу «Слово»

1


Предложение и текст - 5 часа (2 часа из резерва)


50

21.05


Предложение и текст. Орфографическая работа.

1


51

22.05


Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1


52

25.05


Текст. Анализ и восстановление текста.

1


53

26.05


Работа с деформированным текстом, анализ признаков текста, составление собственного.

1


54

27.05


Текст-описание. Основные части текста.

1


Подведи итоги - 1 час


55

28.05


Проверь себя.

1




© 2010-2022