Конспект урока по математике на тему Умножение на 0 и на 1 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по математике на тему «Умножение на 0 и на 1» 2 класс

Выполнила: учитель начальных классов Башкирова О.Н. г.Нефтеюганск

Цели:

  1. Выявить переместительное свойство умножения и установить на этой основе частные случаи умножения с 0 и 1.

  2. Сформировать способность к умножению на 0 и 1.

  3. Закрепить смысл умножения.

  4. Развивать творческие способности, мыслительные операции, речь, внимание, память.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

= Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречаются волшебные зеркала и шапки-невидимки? А знаете ли вы, что в математике тоже есть числа, которые по своим свойствам похожи на зеркало и на шапку-невидимку? Каковы ваши версии, что это за числа?

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-В поисках необычных чисел нам помогут математические термины, которые нужно распределить по группам:

Слагаемое, произведение, сумма, множитель, слагаемое, множитель.

- На какие группы вы распределили эти термины? (Компоненты сложения и умножения.)

- Давайте вспомним, что в математике называют произведением чисел а и в?

-Верно, это сумма в слагаемых, каждое из которых равно а.

- Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые в сумме.)

- Что обозначает второй множитель? (Число равных слагаемых в сумме.)

- Давайте при помощи переменных запишем определение действия умножения: а+а+а+а+а+а+а+….+а (х раз) = а·х

-Представьте в группах числа в виде произведений, смысл которых вы можете объяснить, представляя в виде суммы равных слагаемых:

0____1____2____3____4______5______6_____7______8______9_____10

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

2·2 2·3 2·4 2·5 2·6 2·7 2·8 2·9 2·10

- Какие числа мы не смогли представить в виде суммы равных слагаемых? (0 и 2)

- Почему? (В сумме не может быть 0 слагаемых или даже одно слагаемое!)

3.Постановка учебной задачи.

- Ребята, в чём возникло затруднение? (При умножении на 0 и 1 получаются выражения, которые не имеют смысла.)

- Кто сформулирует проблему? (Не бывает суммы без слагаемых или с одним слагаемым).

- Какова будет цель нашей работы? (Раскрыть смысл умножения на 0 и на 1.)

4.Открытие детьми нового знания.

- Ребята, сейчас вам в группах предстоит по алгоритму определения умножения найти значение выражений:

1 группа 1· 2

2 группа 1· 3

3 группа 1· 4

4 группа 1· 5

5 группа 1· а

- Представьте получившиеся записи на интерактивную доску:

1 группа 1· 2=1+1=2

2 группа 1· 3=1+1+1=3

3 группа 1· 4=1+1+1+1=4

4 группа 1· 5=1+1+1+1+1=5

5 группа Следовательно, 1·а = а

- Ребята, обсудите и сформулируйте в группах общий вывод по итогам работы (При умножении единицы на число мы получаем то же самое число.)

-Запись какой группы выражает общую запись этого свойства умножения единицы на число? (1· а = а)

- Ребята, а сейчас давайте применим переместительное свойство умножения. Мы поменяем местами множители. Изменится ли запись слагаемых, изменятся ли значения выражений?

1 группа 2·1

2 группа 3·1

3 группа 4·1

4 группа а·1

- Изменились ли записи выражений от перестановки мест множителей?

1 группа 2·1=2

2 группа 3·1=3

3 группа 4·1=4

4 группа 5·1=5

5 группа а·1=а

- Да, записи выражений изменились.

- А значения выражений? (Значения выражений не изменились.)

- Попробуйте сформулировать общую формулу переместительного свойства умножения при умножении единицы на число и числа на единицу

(1·а = а·1 = а).

5.Физминутка.

Дружно с вами мы считали,
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали,
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» - прижмем к плечам.
На «четыре» - к небесам.
Хорошо прогнулись,
И, друг другу улыбнулись.

Про «пятерку» не забудем -
добрыми всегда мы будем.
Все поднимем руки - раз!
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! - и вверх,
Два! - и вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтоб ногам работу дать.
Раз присели, два поднялись.
Кто старался приседать
Может уже и отдыхать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели,
И, соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть и продолжать.

- Ребята, используя формулу переместительного свойства умножения, найдите значение новых выражений:

1 группа 0·1=0

2 группа 0·2=0+0=0

3 группа 0·3=0+0+0=0

4 группа 0·4=0+0+0+0=0

5 группа 0·а=0+..+0=0

- Ребята, обсудите в группах свойство умножения любого числа на 0. Вывод представьте в виде формулы. (0·а=0)

- Ребята, зная переместительное свойство умножения, найдите значение выражений, умножая числа на нуль:

1 группа 1·0=0

2 группа 2·0=0

3 группа 3·0=0

4 группа 4·0=0

5 группа а·0=0

-Ребята, обсудите в группах и сформулируйте общее свойство умножения числа на нуль и нуля на число. (0·а = а·0=0)

-Ребята, а теперь давайте вернёмся к волшебным предметам, о которых мы говорили в начале урока - зеркало и шапка-невидимка. Как вы думаете, используя переместительное свойство умножения, на какой волшебный предмет похож множитель 1? Докажите вашу версию (Множитель 1 похож на «зеркало», единица при умножении отражает второй множитель.)

-А множитель 0? (Множитель 0 похож на «шапку-невидимку», второй множитель становится невидимым.)

- А теперь, ребята, объясните смысл выражений, которые поставили нас в тупик в начале урока - разве могут быть суммы без слагаемых или с одним слагаемым? (смысл выражения 9·1 можно объяснить так - это значит, что мы использовали слагаемое 9 один раз, а выражение 9·0 означает, что слагаемое 9 мы использовали 0 раз, а точнее вообще не использовали.)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

- Каждая группа в течение 1 минуты должна решить по 4 выражения устно и прокомментировать выражения и их значения с применение правил умножения на 0 и на 1.

-Ребята, а сейчас мы попробуем составить таблицу умножения при помощи числовых лучей, переместительного свойства умножения и новых знаний об умножении на 1 и на 0.

- Каждая группа получает листки с заготовками числовых лучей. Вам необходимо записать счёт через 2,3,4,5,6,7,8,9,10. Группы могут объединяться, делиться полученными данными.

- Теперь ребята, по часовой стрелке обменяйтесь своими работами для взаимоконтроля и коррекции полученных результатов.

- После выполнения задания каждая группа по памяти проговаривает полученные числа (т.е., считают двойками, тройками, четвёрками, пятёрками и т.д.). Ребята, у кого есть желание, помогайте товарищам в весёлом счёте!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Ребята, давайте проверим наши знания. Каждая группа получает индивидуальное задание (учебник стр. 78-79 № 2, 4, 5, 6). Свои ответы вы можете сверить с эталонами и выставить самооценку.

8.Рефлексия (итог урока).

-Ребята, посмотрите на наши опорные конспекты и закончите наши новые определения:

«При умножении числа на 1 получается…(то же самое число)».

«При умножении числа на 0 получается… (0).

- Покажите цветом, как вы оцениваете своё участие в работе группы.

9. Домашнее задание.

-Ребята, в домашней работе вам предстоит самим составить примеры на умножение с 0 и 1 и решить их (задание №7 стр. 79) и нарисовать число - «зеркало» единицу и число «шапку-невидимку» нуль.



© 2010-2022