Мир театра (внеурочная деятельность, 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИР ТЕАТРА»


Программа составлена на основе авторской программы

И.А. Генералова «Наш театр» для начальной школы


Статус документа Рабочая программа кружка «Мир театра» разработана:

  • в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
на основе:
  • программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова Образовательная система «Школа 2100»;
  • в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся.


Структура документа Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику курса внеурочной деятельности, цели его изучения, основные содержательные линии и место в базисном учебном плане, Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса; Уровень подготовки учащихся.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«МИР ТЕАТРА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Место курса в плане внеурочной деятельности МОУ «Гимназия №7» В учебном плане МОУ «Гимназия №7» на изучение курса «Мир театра» в 1 классе отводится 33 часа, из расчёта 1 час в неделю.


Цель курса: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи курса:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике. Отличительными особенностями и новизной программы является: - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр - это одновременно и творец, и материал, и инструмент; - принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); - принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Формы проведения занятий:
  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

Разделы программы: 1. «Мы играем - мы мечтаем!» 2. Театр. 3. Основы актёрского мастерства. 4. Просмотр театральных постановок. 5. Наш театр.
Ожидаемые результаты реализации программы: Приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, овладение способами самопознания, рефлексии. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы играем - мы мечтаем! Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания - к воображению». Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.


ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема раздела

Форма проведения

Уровень / Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем - мы мечтаем!»

игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценического мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр спектаклей в театрах и на видеодисках

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Наш театр

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсцениро-вка, постановка спектакля

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступление

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы: 1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000. 2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. - М.: Баласс, 2009. 3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

4. Как развивать речь с помощью скороговорок? skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. - М.: Просвещение, 1981.

6. Сборник детских скороговорок. littlehuman.ru/393/

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 класс (33 часа)


№ п/п

Тема



Количество часов

Всего

Теория

Практика


Раздел «Мы играем - мы мечтаем!»

10

-

10

1-10

Игры на развитие внимания и воображения.

10

-

10


Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

8

-

8

11-16

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.

  1. «Муха-Цокотуха».

  2. «Тараканище».

  3. «Айболит».

  4. «Бармалей».

  5. «Мойдодыр».

  6. «Чудо-дерево».

6

-

6

17-18

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

-

2


Раздел «Наш театр»

15

-

15

19-33



Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

  1. «Муха-Цокотуха».

  2. «Тараканище».

  3. «Айболит».

Отчётные спектакли.

15

-

15

Итого 33

Итого

33

-

33

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

Название темы

Дата

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Театральная игра

05.09.


2

Знакомства. Наблюдения.

12.09.


3

Знакомства. Наблюдения.

19.09.


4

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика.

26.09.


5

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика.

03.10.


6

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика.

10.10.


7

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика.

17.10.


8

Телодвижения. Таинственное превращение.

24.10.


9

Телодвижения. Таинственное превращение.

31.10.


10

Общение. Речевые ситуации.

14.11.


11

Общение. Речевые ситуации.

21.11.


12

Общение. Речевые ситуации.

28.11.


13

Развитие памяти, внимания.

05.12.


14

Развитие памяти, внимания.

12.12.


15

Развитие памяти, внимания.

19.12.


16

Твори, придумывай, импровизируй.

26.12.


17

Текст. Виды текстов.

16.01.


18

Текст. Виды текстов.

23.01.


19

Басня. Чтение.

30.01.


20

Чтение по ролям.

06.02.


21

Чтение по ролям.

13.02.


22

Загадки.

27.02.


23

Загадки.

06.03.


24

Загадки.

13.03.


25

Кукольный театр.

20.03.


26

Кукольный театр.

03.04.


27

Кукольный театр.

10.04.


28

Что ты слышишь? Игра «Чей голос?»

17.04.


29

Что ты слышишь? Игра «Чей голос?»

24.04.


30

Веселые обезьянки. Тень.

08.05.


31

Запомни фотографию. Кто во что одет?

15.05.


32

Урок-концерт.

22.05


33

Резерв.



8


© 2010-2022