Рабочая программа и календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности Уроки нравственности, 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» (далее "Уроки нравственности") для 1 класса начальной школы » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

• Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;

• приказы Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373» и от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 Г. №1312;

• Основная Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа им. Д.И.Коротчаева"

• Учебный план МБОУ "Средняя школа им. Д.И.Коротчаева"

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный. Умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи:

• Сформировать систему нравственных ценностей;

• Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

• Формировать экологически воспитанную личность;

• Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

• Формировать интерес к чтению художественной литературы;

• Развивать познавательную активность;

• Развивать творческие способности.

Общая характеристика учебного курса

Предмет «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Содержание предмета включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и здоровье». Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа- размышление).

Место предмета в учебном плане

Программа реализуется во внеурочное время в 1б классе и рассчитана на 33 часа.

(1 ч. в неделю)

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.) Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:

  • Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно- нравственного и социального развития личности

  • Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания.

  • Принцип идентификации (персонификации). Идентификация -отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

  • Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

  • Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

  • С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

  • Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

  • Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

  • Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметных результатов :

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

  • совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Коммуникативных УУД:

  • Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

  • Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

  • Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

  • Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Содержание изучаемого курса

1. Я и школа (2 часа). Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…

2. Я и окружающие (19 часов). Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручай-ка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.

3. Я и семья (1 час). Поезд везёт подарки мамам.

4. Я и природа (5 часов). Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.

5. Я и книга (3 часа). В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».

6. Я и здоровье (3 часа).В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.

Учебные и методические пособия:

1. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1,2 /Л.В. Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ, 2013.

2. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Методическое пособие. 1 класс. /Л.В. Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ, 208 с., 2013.

3. Агеева И.Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.

4. Беденко М. Ну, очень задачник. - Киев: А.С.К., 1996.

5. Булдаков С.В. Загадки. ПедСовет, № 11, 2003.

6. Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. - М.: Издательский дом «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.

7. Остер Г. Задачник. - М.: РОСМЭН, 1996.

8. ПОЧЕМУЧКА. - М.: Педагогика-пресс, 1992.

9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: ( Электронный документ). Режим доступа: window.edu.ru

10. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа: school-collection.edu.ru





Календарно- тематическое планирование (33 часа)

дата /план

дата/

факт

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

освоение предметных знаний

УУД

1.

Здравствуй, школа!

1

Знает, что, если хочешь стать хорошим специалистом, нужно долго и старательно учиться.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Тематическая беседа

Игра «Что возьмем в школу»

Чтение и обсуждение рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»

2.

Вот и стали мы учениками…

1

Знает о правилах поведения в школе, о бережном отношении к вещам.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство с правилами поведения в школе.

Рисование любимой игрушки.

Чтение и обсуждение сказки о бережном отношении к вещам

3.

Учимся работать в команде.

1

Знает значение умения работать в команде.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Формирование навыка коллективной работы

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство с работой в группе, в паре

4.

О хорошем и плохом.

1

Умеет находить выход из неприятных ситуаций.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Игра «Хорошо-плохо»

Раскраска «Добрые поступки»

5.

Клуб «Выручайка».

1

Как различать положительных и отрицательных сказочных героев? Действующие лица, персонажи, герои.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу.

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности.

Тренинг «Как различать положительных и отрицательных сказочных героев?»

6.

О дружбе.

1

Имеет представления о дружбе.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Работа с пословицами.

Чтение и обсуждение рассказа С. Прокофьевой «Самый большой друг»

7.

В царстве Мойдодыра.

1

Знает о правилах личной гигиены, как сохранить здоровье.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Тематическая беседа.

Отгадывание загадок.

Игровой конкурс Раскраска рисунков.

8.

«Здравствуй!» Знакомство со сказкой Н. Абрамцевой «Здравствуй!».

1

Знает приветствие, приветственные жесты,

как важно понимать, слушать и слышать друг друга, а также уметь договариваться.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство со сказкой Н. Абрамцевой «Здравствуй!». Беседа о способах здороваться.

Тренинг.

9.

Венок осени.

1

Умеет видеть красоту природы, восхищаться ею.

Р.: Научится применять установленные правила поведения.

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Тематическая беседа.

Викторина «Овощи, фрукты»

Раскраска «Осенние листья»

10.

Профессий много есть на свете.

1

Знает о разнообразии профессий

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Тематическая беседа.

Отгадывание загадок, ребусов.

Практическая работа

11.

В мире любимых сказок.

.

1

Воспитание чувства доброты и отзывчивости.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Путешествие по сказкам.

Разгадывание загадок, распутывание путаниц

Решение сказочных задач.

Узнать замаскировавшегося героя.

12.

Учимся приходить на помощь.

1

Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к людям.

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство с произведением Т. Маршаловой «Сказка про ночное небо»

Рисование героя

13.

О рабочих руках и трудолюбии.

1

Знает рабочие профессии, что нужно трудиться каждый день, чтобы не стать ленивым.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения

Тематическая беседа.

Викторина «Профессии»

Сказка «Как вылечиться от лени»

14.

Зайкина избушка.

1.

Знает, что нужно быть справедливым, добрым и отзывчивым

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство с пьесой-сказкой И.Маняшиной «Зайкина избушка».

Практическая работа: «Портрет героя сказки» из природного материала

15.

Учимся вежливости

1

Знает о важности стремления быть вежливым и добрым

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Тематическая беседа.

«Страшная сказка про слово «Здравствуй!».

Тренинг в использовании «вежливых» слов.

16.

Новогодняя сказка.

1

Знакомство со сказкой С.В. Михалкова «Ёлочка».

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство со сказкой С.В. Михалкова «Ёлочка».

Рисование елочных игрушек.

17.

Познакомьтесь: это я!

1

Умеет заполнять анкету.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения

Творческая работа «Мой портрет»

Анкета (о себе)

18.

Снегурочка

1

Умеет внимательно слушать

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые историко- культурные представления

Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка».

19.

Сказка о солнечном зайчике.

1

Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к людям

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство с произведением А. Лопатиной и М. Скребцовой «Сказка о солнечном зайчике».

20.

Учимся быть добрыми.

1

Учимся быть добрыми не на словах, а на деле. Воспитание чувства доброты, сострадания, бережного отношения к вещам.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

21.

По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк».

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство со сказкой «Лиса и Волк».

Графический рисунок героев сказки.

22.

Когда люди радуются.

1

Знает, что в жизни людьми больше ценятся поступки, совершаемые человеком не для самого себя, а во благо близких.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост».

Работа с танграном.

23.

Я расту!

.

1

Положительные и отрицательные качества характера. Знает, что человек может расти не только физически, но и духовно.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Определение положительных и отрицательных качеств характера.

Рассказ С. Баруздина «Ведро воды»,

В. Осеевой «Хорошее»

24.

Поезд везёт подарки мамам.

1

Создание позитивного настроения в преддверии праздника.

Воспитываем любовь и уважение к маме.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится умение наблюдать и работать с информацией

К.: Появится способность выступать в роли обучаемого и обучающего

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Путешествие по «Дороге эрудитов»

25.

Сказка о весёлой пчеле

1

Воспитание доброжелательности, заботливости, желания помочь

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство с произведением

Н. Абрамцевой «Сказка о весёлой пчеле».

Раскраска рисунка.

26.

Клуб любителей природы.

1

Знает: - о бережном отношении к природе

Р.: Научится применять установленные правила поведения

Приобретёт базовые нравственно-

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

этические ценности

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Фантазирование «Что было бы, если бы…»

Разгадывание кроссворда

Рисование картины «Любимый уголок природы»

27.

Как у зайчонка зуб болел.

1

Знает: - как улучшить настроение самому себе; - воспитывать чувство сострадания

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Знакомство со сказкой Н. Абрамцевой «Как у зайчонка зуб болел».

Игра «Дотронься до радости»

28.

Приглашаем гостей.

1

Этикет.

Знает: - как принимать гостей по правилам этикета.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Формирование навыка коммуникативного общения

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Тренинг «Приглашаем гостей».

Инсценировка юморесок.

Игра «Комплименты»

29.

30.

В городе лекарственных растений

2

Зелёная аптека Знает: - какие лекарственные растения использует человек.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Формирование навыка коммуникативного общения

Л: Приобретёт базовые историко- культурные представления

Отгадывание загадок.

Экскурсия по «городу Лекарственных растений»

31.

На пороге лета.

1

Здоровый образ жизни

Знает: - о доступных и полезных видах отдыха

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Путешествие по Черному морю н паруснике.

32.

О рыбалке.

1

Рыбалка Виды рыб

Знает, что рыбалка - прекрасный отдых на природе

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые

нравственно- этические ценности

Тематическая беседа

Рисование: Виды рыб.

Пантомима.

33.

Солнышко.

1

Солнце Звезда Неживая природа

Знает о роли солнца в нашей жизни

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности

Рисование солнышка.

Пословицы о солнышке.

Работа солнышка.





© 2010-2022