Урок литературного чтения на тему В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел»

ЦЕЛЬ: - формировать речевые и мыслительные навыки;

- развивать умение анализировать поступки героев произведения;

- воспитывать думающего ученика; трудолюбие.

Оборудование: иллюстрации «Профессии», «дерево вопросов», листочки с деревьев, проектор, экран, ноутбук, книги о профессиях, лист А-2, фломастеры, карандаши.

Ход урока

I Организационное начало урока. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.

( слайд: 1 тема урока)

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!"

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и всё … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает)

Начинаем наш урок. (слайд 2: открылась книга)

II Актуализация знаний.

Послушайте стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех». На русский язык стих перевела Елена Благинина. Внимательно послушайте и скажите, какова идея этого стихотворения? ( что хотел показать этим стихотворением автор) ( рассказывает ученик) (слайд 3 - анимация профессии)

Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(слайд 4 = слайд 1)

Ребята, о чём это стихотворение? Мы не зря начали урок с этого стихотворения. Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд.

Но сначала выполним дыхательную гимнастику

III Подготовка к чтению

(слайд 5: дыхательная гимнастика)

  1. Дыхательная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

(слайд 6: деформированный текст)

  1. Работа с деформированным текстом ( у каждого на столе индивидуальная карточка, ребята читают по 1 предложению вслух)

нартеВери


лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!


Ветеринар
Если люди болеют, их лечат врачи. А если болеют животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить кошечку и собачку, птичек и кроликов и других животных. Животные живут рядом с человеком, и обязанность людей - помогать им.

А вот о том, какая болезнь была у главного героя рассказа, который мы будем читать сегодня, можно ли эту болезнь вылечить, и кто может помочь мальчику, мы узнаем, прочитав рассказ «Никакой я горчицы не ел»

IV Новая тема

  1. Автор рассказа Виктор Голявкин. Сегодня нас познакомит с его биографией и страницами творчества ученик нашего класса. ( рассказывает биографию ученик, который готовил эту информацию дома.) Рассказ сопровождается презентацией. (слайд: 7, 8,9)

  2. Знакомство с текстом.

2.1 . Словарная работа (слайд 10)

Патент -документ подтверждающий исключительное право, авторство на какое-то собственное изобретение.

  1. Ознакомление с текстом. ( слайд 11: тема урока)

Чтение с предсказанием:

Текст читают сильные учащиеся ( к кому я дотронусь) до конца стр.30.

- Как вы думаете, о чём будут говорить дворник и мальчик?

Продолжаем читать «эстафетой» до слов: Один экскаватор остановился. ( стр.33)

- что произойдёт дальше, как вы думаете?

Дочитать рассказ до конца: чтение «снежинка» ( я бросаю на ниточке снежинку: кому упала на парту снежинка, тот и продолжает читать)

  1. Проверим, как вы запомнили содержание прочитанного. Игра «верю - не верю»

Обменялись тетрадями. Ручкой другого цвета исправить ошибки в тетради соседа. Ответы на экране.



  1. На улице была весна, светило солнышко ( верю)

  2. Главный герой залез на строительные леса и любовался городом. ( не верю)

  3. Дворник разрешил взять метлу мальчику ( не верю)

  4. На трамвае мальчик доехал до кольца ( верю)

  5. Свой портфель герой носил с собой ( не верю)

  6. На улице мальчик громко пел. ( верю)

  7. Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки ( не верю)

  1. Работа над текстом.

3.1. Проверяем результаты игры «верю «не верю» (слайд 12)

Обменялись тетрадями. У кого не было ни одной ошибки? Молодцы.

Учащиеся зачитывают ответы игры, в тексте находят подтверждение своим словам.

Физическая пауза. (слайд 13)



  1. Анализ произведения ( устно ответить на вопрос) ( слайд 14 = слайд1)

- С каким настроением вышел мальчик из дома? ( с хорошим, ему хотелось петь)

- Почему это настроение стало меняться? ( ему было скучно, его разоблачили, что он лентяй)

- на самом ли деле он наелся горчицы? ( нет)

- Почему же тогда ему так сказали? ( было грустное, глупое выражение лица)

- А какое лицо у детей, которые идут из школы? ( радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями, узнали что- то новое, интересное)

- Кто первым указал мальчику, что у него лицо, как будто он ел горчицу?

( кондуктор)

- С людьми каких профессий встретился мальчик? ( строитель, дворник, кондуктор, шофёр, экскаваторщик)

- Каково же название болезни мальчика? ( лень)

- Кто прежде всего может и должен помочь главному герою? ( он сам)

4.3. Чтение текста: читаем с чередование: вслух - молча ( 1 ряд - читает стр.29-30, 2 ряд читает стр. 31-32; 3 ряд читает стр. 33 - 34) (слайд 16)

4.3. Составляем «древо вопросов» (слайд 17)

На доске картинка дерева. Объединились во временные группы по 2 парты и составили 1 вопрос к той странице, которую сейчас читали.

Свой вопрос дети записывают на «листочке с дерева». После этого я собираю все листочки. Пока 2 уч-ся прикрепляют листочки к «древу вопросов» ( получится 7 - 8 вопросов), предлагаю почитать текст «наоборот». Читаем по одному предложению те, кто подняли руку. (Чтение «наоборот» - это когда книгу развернули наоборот и читают в перевёрнутом виде)

  1. Отвечаем на вопросы к тексту: Внимание! Среди тех листочков ,которые повесили, есть несколько чистых. Те ребята, которым достанется такой листочек, образуют творческую группу. В чём будет заключаться задание для этой группы скажу позже.

По очереди ребята выходят к доске, снимают 1 листочек и читают вопрос.

Все остальные ищут ответ на него в тексте.

У нас получилась творческая группа из 4-х человек. Они должны составить интеллект - карту к данному рассказу. Чтобы им было легче, я даю рекомендации по её составлению.

  1. Характеристика главного героя. Что можно сказать о нём? Каким он предстал перед вами? ( ленивый, грустный, одинокий, лживый, скучающий, разговорчивый) (слайд 18)

  2. Я попрошу вас смоделировать содержание текста.

( на доске схема рассказа)


Урок литературного чтения на тему В.Голявкин. Никакой я горчицы не ел

- Подумайте, соответствует ли эта схема построению рассказа

- Имеются лишние элементы? ( Нет эпизода, где говорилось бы о встрече с товарищем.)

- Правильно, ребята. А теперь восстановите последовательность этих частей рассказа.

Дети выходят по - одному к доске и, выбрав правильный вариант, выше вешают действия в правильной последовательности.

Урок литературного чтения на тему В.Голявкин. Никакой я горчицы не ел

  1. Чтение «хвосты» ( по началу предложения найти его продолжение) ( читает 1 ученик)



  1. Работа с книжной выставкой.

Обратите внимание на книжную выставку. Сегодня на уроке мы много говорили о разных профессиях. На нашей выставке вы видите книги, в которых рассказывается об этих и других профессиях. А на доске вы можете рассмотреть иллюстрации с изображением людей разных профессий. Какие из них встречаются в рассказе? ( строитель, шофёр,) Вы ещё не знаете, кем будете работать, когда вырастите. Однако, сейчас ваша главная задача - хорошая учёба.

  1. Проверяем работу творческой группы.

Ребята выходят все к доске. Напоминают, каким было задание. Два человека держат плакат, двое других по очереди рассказывают, что изобразили с помощью рисункоа, записей.

( Оцениваю работу этой группы)

  1. Игра «Да - нет» : я загадала имя существительное из рассказа . Прошу задать мне наводящие вопросы и отгадать задуманное слово. ( Вопросы типа: это сделано из дерева? Это живой предмет? И т.д.) Постепенно ребята с помощью наводящих вопросов угадывают слово «трамвай»

V Итог урока.

Чему учит нас рассказ? ( надо ходить в школу, не лениться)

Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.

(слайд 20)

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

В молодости не учился - жизнь потерял.

VI Оценивание работы уч-ся.

VII Домашнее задание. ( по выбору)

Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою.

Подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.

(Слайд 23) Урок окончен. Всем спасибо за работу.



Биография Виктора Владимировича Голявкина

Родился 31 августа 1929 года в Баку ( Это Азербайджан). Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов. Позже Виктор уехал в Самарканд (это Узбекистан) и поступил в художественное училище. Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Сначала стали печатать его рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка». В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Взрослые рассказы впервые появились в 1960 г

Умер в Санкт-Петербурге 26 июля 2001 года

Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!

нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!

нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!

нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!

нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!

нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!

нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!

нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!

нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и

Урок литературного чтения на тему В.Голявкин. Никакой я горчицы не елУрок литературного чтения на тему В.Голявкин. Никакой я горчицы не елУрок литературного чтения на тему В.Голявкин. Никакой я горчицы не ел

Урок литературного чтения на тему В.Голявкин. Никакой я горчицы не елУрок литературного чтения на тему В.Голявкин. Никакой я горчицы не елУрок литературного чтения на тему В.Голявкин. Никакой я горчицы не ел

Рекомендации по составлению интеллект - карты:

  1. Указать главного героя

  2. С кем он встречался и общался

  3. Тема разговора

  4. Настроение мальчика после разговора с этими людьми



Творческая группа

© 2010-2022