Мастер-класс. Использование ИКТ в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно - коммуникационные технологии в начальной школе (Слайд 1) В настоящее время наблюдается все большее влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, учитель. Но, сегодня, учитывая современные реалии, нужно вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. С другой стороны, использование современных информационно-коммуникационных технологий привлекательно для нас учителей, поскольку помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Что же такое ИКТ? (Слайд 2) Информационно-коммуникационные технологии это технологии подготовки и передачи информации обучаемым, средством осуществления которых является компьютер. При подготовке к уроку с использованием ИКТ нельзя забывать, что это УРОК, а значит составлять план урока исходя из его цели и задач; при отборе учебного материала надо соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, научности, доступности, дифференцированного подхода, и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. (Слайд 3) Применение ИКТ на уроках позволяет решать разнообразные задачи. Во-первых, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Применение ИКТ на уроке способствует в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности, такие как

  1. Принцип равенства позиций
  2. Принцип доверительности
  3. Принцип обратной связи
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.
- во-вторых, усиливает положительную мотивацию обучения; - в-третьих, способствует развитию образного мышления детей; - в четвертых, позволяет реализовать основные принципы коррекционного образования. (Слайд 4) Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе, направлено на организацию процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей; - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении каждого ребёнка; - повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени включённости в урок учащихся класса. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы в 1,5 - 2 раза;
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, а, в общем, способствует повышению качества образования.
(Слайд 5) При использовании ИКТ в образовательном процессе следует учитывать
  • методическую цель урока и тип урока;
  • численность учащихся класса;
  • гигиенические требования к работе за компьютером;
  • уровень подготовленности класса;
  • готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
(Слайд 6) В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Такая перемена нелегко переносится обучающимися. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, обучение становится интересным. Считаю, что грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует восприятию учащимися учебного материала, осмыслению связей и отношений между объектами изучения; способствует развитию у учащихся познавательного интереса, общеучебных умений (обобщать, анализировать, сравнивать); активизирует их творческую деятельность; направлено на формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать свою работу, воспитание чувство товарищества, способности к взаимопомощи. Работая в инновационном режиме, нужно отказываться от авторитарного стиля преподавания. Ребенок становится равноправным участником образовательного процесса. (Слайд 7) Ресурсы ИКТ, используемые в начальных классах Диски, обучающие программы, интерактивная доска, цифровые энциклопедии и web-сайты, словари, мультимедийные презентации, фонотека, обучающие программы. (Слайд 8) Применение ИКТ возможно как в учебно-воспитательном процессе, внеурочной деятельности, так и в методической деятельности. В учебно-воспитательном процессе компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. (слайд 9) Мультимедийные технологии могут быть использованы
  1. Для объявления темы.
Тема урока может быть представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
  1. Как сопровождение объяснения учителя.
На экране могут появляться определения, схемы, таблицы.
  1. Как информационно-обучающее пособие.
В обучении особенный акцент становится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
  1. Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек заданий, ответы на которые ученики записывают в тетради или на специальном бланке ответов, или с выбором ответов на компьютере (интерактивной доске).
(Слайд 10) Применяя ИКТ в учебном процессе, можно использовать готовые ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Например, «Математика и конструирование», «Природа, человек, общество». (Слайд 11) «Природа и человек», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Слайд 12) В учебном процессе можно применять и такой ресурс информационно-коммуникационных технологий, как диски. Например, на внеклассных занятиях по литературе можно использовать диски с литературными произведениями (сказки Ханса Кристиана Андерсена, произведения ДЖ. Родари, и др.) (слайд 13) Помимо сказанного, организуя учебный процесс, целесообразно применять и готовые авторские презентации (например, на уроках по окружающему миру, такие как «Арктика», «Животные и растения Карелии», «Белки», и др.) (Слайд 14) «Загадочный мир Земли», «Растительный мир», «Животный мир». Электронные презентации дают возможность при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки с использованием презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. (Слайд 15) Во внеклассной деятельности, проводя разнообразные классные часы, также можно использовать готовые презентации, например, беседуя о Родине, здоровом образе жизни, или организуя путешествие в Космос. (Слайд 16) Организация методической работы также не обходится без информационно-коммуникационных технологий. Делаю обработку результатов проводимых исследований, провожу мониторинг учебно-воспитательного процесса. (Слайд 17) ИКТ можно использовать на различных этапах урока
  • в начале урока для обозначения темы, цели и задач урока;
  • при подготовке к восприятию новой темы;
  • при объяснении новой темы;
  • при первичном усвоении нового материала;
для организации контроля знаний учащихся. (Слайд 18) Мои предпочтения по использованию ИКТ - это игровые презентации - тренажёры, поскольку они способствуют повышению у учащихся учебной мотивации, работоспособности, эмоциональной активности, они делают урок результативнее, динамичнее, интереснее, эффективнее! (Слайд 19) Рассмотрим примеры использования интерактивных тренажеров на уроках математики в начальной школе. (Слайд 47) Подводя итоги сказанному, можно отметить, что использование ИКТ на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ занятий с применением ИКТ показал, что познавательная мотивация школьников увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря использованию ресурсов ИКТ, в частности презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать. Таким образом, новые информационные технологии дают возможность существенно обогатить и качественно обновить весь процесс обучения, что, несомненно, способствует лучшей адаптации школьников к быстро изменяющимся окружающим условиям и как следствие, сохранению здоровья детей; способствуют повышению эффективности образовательного процесса.

5


© 2010-2022