Урок математики в 4-м классе по теме: «Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

Интегрированный урок (математика + экология). В течение всего урока учащиеся закрепляют письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число. Все задания связаны с природой Смоленского края, с экологическими проблемами и содержат познавательный материал, развивают математическую смекалку, творческое мышление, формируют бережное отношение к природе.






































Экологический урок математики в 4-м классе по теме:

Письменные приемы умножения и деления

многозначных чисел на однозначное число


Цели урока:

  1. Закрепить письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число.

  2. Закрепить умение решать составные задачи.

  3. Развивать математическую смекалку, творческое мышление;

формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник "Математика" 4 класс (автор Моро), карточки со схемами-опорами, карточки с ответами примеров, карточки с изображениями животных.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Тема урока.

- Сегодня на уроке мы будем закреплять письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число. А вот с какой темой будет связан наш урок, вам предстоит определить после выполнения следующего задания.

III. Устный счет.

Урок математики в 4-м классе по теме: «Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число»

- Запишите в тетради промежуточные ответы.

Фронтальная проверка.

-Запишите ответы в порядке убывания.


И

О

К

Г

Я

О

Л

Э

560

120

80

200

700

180

160

60

- Соотнесите число с буквой. Прочитайте слово наоборот.

- Какое слово у вас получилось? (Экология)

- Как вы понимаете значение этого слова?

(Это наука о доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить. Она изучает, как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Всё в природе взаимосвязано. Поэтому то, что делает человек в природе, должно быть всегда хорошо продумано, иначе он может нанести ей большой вред. А так как человек - это часть природы, этот вред он наносит прежде всего себе.)

- Итак, с какой темой будет связан наш урок?

-Надеюсь, что сегодня вы не только повторите письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное, но и узнаете еще много интересного. Все задания нашего урока будут связаны с экологией.

И вот одно такое задание, оно выявит, кто же из вас самый наблюдательный:

Внимательно рассмотрите ряд чисел :

18,27,36,45,54,63,72,81

- в чём сходство и в чем различие этих чисел друг от друга?

(Числа все двузначные; каждое последующее число получается, если к предыдущему прибавить 9; число десятков выражено рядом последовательных чисел от меньшего к большему, а число единиц выражено рядом последовательных чисел от большего к меньшему)

- найдите сумму из числа десятков и единиц. ( сумма равна 9)

Число 9 тоже очень интересное число.

- Вы знаете кто такие зубры? Это очень мощные и красивые звери. Когда - то очень давно они водились на территории Смоленской области. Но за несколько сот лет они были истреблены в результате охотничьих утех и вырубки леса. К 1919 году в Беловежской Пуще были истреблены последние зубры. Потребовалось более 70 лет разведения - сначала в зоопарках и питомниках, чтобы численность зубров увеличить с 9 животных, завезённых с других территорий, до 3000 особей. Вот такая вот печальная история, но со счастливым концом.

- Продолжаем устную работу

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1) В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (193)

2) Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений в этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 10 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?(20т)

3)Самые трудолюбивые санитары леса - муравьи. За 1 минуту они приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (1200 насекомых)

4)Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? (1000)

-Так как мы сегодня с вами на уроке будем закреплять письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, нам необходимо повторить названия компонентов при умножении и делении.

На доске:

... : 250 = 3

700 : ... = 2

... х 4 = 4000

- Назовите компоненты при делении.

Что неизвестно в первом примере?(Делимое)

- Как найти неизвестное делимое?

- Чему равно делимое?(750)

- Что неизвестно во втором примере? (Делитель)

- Как найти неизвестный делитель?

- Чему равен делитель? (350)

- Что неизвестно в третьем примере? (Множитель)

- Как найти неизвестный множитель?

- Чему равен множитель? (1000)

- Мы говорим об экологии. Вы нашли интересные числа.

750- столько жуков-короедов съедает за один день дятел.

( Дятлы очень трудолюбивые птицы и заботливые родители. Они кормят своих птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера. Посчитайте, сколько часов трудится дятел? ( 17 часов 30 мин))

350 - столько лет живет сосна.

1000 - столько полевых мышей уничтожает сова за год или за столько лет природа может переработать пластиковую карту.

IV. Закрепление письменных приемов умножения и

деления на однозначное число.

- Мы делили и умножали устно, а теперь переходим к письменному умножению и делению многозначных чисел на однозначное число.

20 862 х 6 (125 172) - Л

41 508 х 9 (373 572) - О2

56 490 х 8 (451 920) - Г

15 828 : 4 (3 957) - К

27 981 : 9 (3 109) - Э

38 412 : 6 (6 402) - О1

Трое детей решают за доской.


Э

К

О

Л

О

Г

3 109

3 957

6 402

125 172

373 572

451 920

-Соотнесите ответ примера с буквой в таблице и составьте слово.

КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ? КТО ОН ТАКОЙ? (Эколог - это человек, который следит, чтобы не загрязнялась окружающая среда. Это такие учёные. Наш общий природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь каждый человек должен стать хотя бы немного экологом)

V. Физкультминутка.

VI. Решение задач.

-А сейчас мы перейдем к следующему этапу нашей работы. Но сначала вам предстоит отгадать загадку.

Первая часть слова состоит из предлога "за", а вторая часть слова - это загородный дом (задача).

1 человек у доски.

На территории Смоленской области находится Национальный парк «Смоленское поозерье». Там гнездятся сотни птиц. И вот вам задача:

Пара дроздов приносит своим птенцам в день 335 гусениц, что в 6 раз меньше, чем пара дятлов, а пара скворцов приносит в 3 раза меньше гусениц, чем пара дятлов. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара дятлов, чем пара скворцов?

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? (Мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и сколько гусениц приносит пара скворцов.)

- Как можно узнать? Каким действием?

- Повторите вопрос задачи.

- Каким действием узнаем, на сколько больше гусениц приносит пара дятлов, чем пара скворцов? (Вычитанием)

-Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием было сложение (Сколько гусениц приносит пара скворцов и пара дятлов вместе?)

VII. Работа по вариантам. Самостоятельная работа.

- А теперь решим еще задачи по вариантам.

2 человека за доску. Слабым ученикам раздается опора для решения задачи (краткая запись).

1 вариант

Сто тополей в год выделяют 3056 кг кислорода, а столько же клёнов в 4 раза меньше. Сколько кг кислорода в год выделяют тополя и клёны вместе? (3 820кг)

2 вариант

На 3 человека в месяц требуется 1 629 кг кислорода. Сколько кг кислорода потребуется для 7 человек? (3 801 кг)

Проверка задач.

Сравните результаты и подумайте, нужно ли остановить вырубку лесов?

- И ещё одно задание я вам предлагаю на сегодня.

Самым красивым озером нашего края является озеро Сапшо. Оно тоже находится под охраной экологов.

В длину озеро Сапшо раскинулось на 3 км 672 м, а ширина озера составляет 2/3 длины. Найдите периметр озера.

VIII. Итог урока.

- Над чем работали сегодня на уроке?

-Что вам особенно понравилось?

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке.

- Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем общем доме - планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.




© 2010-2022