Рабочая программа Скоро в школу

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Скоро в школуРабочая программа Скоро в школуРабочая программа Скоро в школу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей (6-7 лет)

«Скоро в школу мы пойдём»



Автор программы:

учитель начальных классов

Лагошина Светлана Николаевна





Оглавление


Паспорт программы

3

Целевой раздел

Пояснительная записка

  • Актуальность,

  • Цель программы;

  • Задачи программы;

  • Принципы построения программы;

  • Учебный график

  • Учебный план

  • Планируемые результаты освоения программы;

  • Оценка индивидуального развития детей;

  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования;

  • Критерии результативности реализации программы.

4

4

4

4

4

4

5

5

5


6

6-7


8

Содержательный раздел

  • Возрастные особенности детей;

  • Психолого-педагогические условия реализации программы:

  • Принципы проведения игровых сеансов;

  • Мотивационный компонент;

  • Форма организации групповых сеансов;

  • Принцип комплектования;

  • Форма проведения групповых сеансов;

  • Структура проведения группового сеанса.

- Взаимодействие с родителями.


8

9

9

9

9

9

9

9

9


Организационный раздел

  • Календарное планирование


10-14

Методическое обеспечение

14













1. Паспорт Программы

Наименование программы Программа для детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу мы пойдём»

Заказчик программы

Исполнитель, квалификационная категория

учитель начальных классов Лагошина Светлана

Целевая группа

Дети 6-7 лет

Цель Программы Создание условий для формирования школьной готовности у детей

Задачи программы

  • Развитие познавательных способностей: внимания; памяти; творческого мышления; воображения, произвольности, любознательности, активности
  • Развитие эмоционально-личностной сферы: способствовать формированию внутренней позиции будущего школьника; формировать навыки общения; развивать уверенность в себе и самостоятельность; продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • Развитие у детей понимания и чувствования друг друга; развитие рефлексии , возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
  • Развитие позитивных чувства, умений снимать утомление, предупреждать негативные чувства;
  • Обеспечение атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

Направление

Формирование целевых ориентиров при выходе из ОУ, психологическое сопровождение образовательного процесса

Срок реализации Программы

1 год














2. Целевой раздел 2.1. Пояснительная записка Актуальность Конец дошкольного периода - это время наступления так называемой школьной зрелости. В последнее время возросло количество детей не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающемся здоровьем и школьных проблем заставляют педагогов и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Одним из ключевых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Школьная готовность подразумевает под собой три составляющие: личностная, эмоционально - волевая и интеллектуальная готовность. Методологические основы программы: Научные, методологические основы программы лежат в русле гуманистической теории развития личности, изложенной в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.). Цель программы: Создание условий для формирования школьной готовности у детей. Задачи :

  • Развитие познавательных способностей: внимания; памяти; творческого мышления;
воображения, произвольности, любознательности, активности
  • Развитие эмоционально-личностной сферы: способствовать формированию внутренней позиции будущего школьника; формировать навыки общения; развивать уверенность в себе и самостоятельность; продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • Развитие у детей понимания и чувствования друг друга; развитие рефлексии , возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
  • Развитие позитивных чувства, умений снимать утомление, предупреждать негативные чувства;
  • Обеспечение атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

Принципы построения программы дополнительного образования
  • Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  • Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  • Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, в зависимости от состояния детей и проработанности проблематики занятий.

Учебный график


п/п

Возрастная группа

Кол-во детей группе

Кол-во групп

Количество часов

Длитель-ность одного занятия

в неделю

на группу

В месяц

на группу

Общее количество занятий в год

1.

6-7 лет

12

2

30 мин

2х30 мин =

60 мин

8х30 мин =

4 часа

72 х30 мин =

36 часов

Учебный план.

Темы игровых сеансов

Количество сеансов

Диагностика школьной готовности в октябре и мае

2

Игровые сеансы для будущих первоклассников

22

Планируемые результаты освоения детьми программы.

  • Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению,
  • сформированность "внутренней позиции ученика",
  • возникновение эмоционально - положительного отношения к школе,
  • расширение знаний детей о мире школьников,
  • интерес к школе, школьной атрибутике,
  • новый уровень самосознания.


Оценка индивидуального развития детей (психологическая диагностика) в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка.



Ф.И

Сентябрь

май

Принятие

учебной задачи Отношение к школе Уровень школьной тревожности Персонификация мотивов Внутренняя позиция школьника

Принятие учебной задачи Отношение к школе Уровень школьной тревожности Персонификация мотивов Внутренняя позиция школьника












































Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования; сформирован

Примечание:

  • показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

  • показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

  • показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Карта диагностики уровня мотивационной готовности к школе. Ф.И.ребенка______________________________________________________________ Год рождения_____________________________________________________________ Уровень сформированности принятия учебной деятельности_____________________ _________________________________________________________________________ Отношение к школе_______________________________________________________ Персонификация мотивов__________________________________________________ Уровень школьной тревожности ____________________________________________ Уровень сформированности внутренней позиции школьника____________________ ________________________________________________________________________

В процессе оценки использовать различные шкалы: 3-бальную, 5-бальную, 10-бальную, либо уровни: высокий, низкий, средний. Каждый педагог выбирает и обосновывает ту шкалу, которая ему больше подходит, принципиального значения для вывода об общем уровне развития ребенка это не имеет. Мы приводим критерии оценки параметров 3х-бальной системой.




Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования • ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • проявляет ответственность за начатое дело.

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
  • проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
  • эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
  • проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших

  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Критерии результативности реализации программы:
  • возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;
  • увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
  • повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
  • повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.


3.Содержательный раздел. 3.1. Возрастные особенности детей. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволъным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

3.2. Психолого-педагогические условия реализации программы. Особенности организации подгрупповой работы с детьми Принципы проведения игровых сеансов:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения игрового сеанса,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Мотивационный компонент представлен в виде:
  • игрового преподнесения заданий;
  • создания положительного образа школьника;
  • подкрепление положительного отношения к школе;
  • закрепления образцов ролевого поведения;
  • формирования чувства уверенности в роли ученика.
Форма организации игровых сеансов. Подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время игровых сеансов дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу. Принцип комплектования В каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков. Форма проведения. Игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу. Структура группового сеанса:
  • Ритуал приветствия
  • Упражнения на развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки
  • Физкультминутка или пальчиковая игра
  • Упражнения на развитие познавательных процессов.
  • Чтение сказки или тренинг навыков школьного поведения (чередуются)
  • Упражнения для снятия мышечных зажимов и снижение психоэмоционального напряжения.
  • Обратная связь.
  • Ритуал прощания.
3.3.Взаимодействие с родителями детей - участников программы предусматривает: анкетирование родителей; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов; индивидуальную консультативную работу

4. Организационный раздел

4.1 Календарное планирование.


Цель игрового сеанса

Содержание игрового сеанса

Октябрь

1

Развитие группового сплочения, умение овладевать диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

  1. «Разведчики»

  2. «Давайте знакомиться»

  3. «Встаньте те»

  4. «Отгадай»

  5. Релаксация «Тихое озеро»

  6. 6 Эстафета хороших новостей

  7. Ритуал окончания.

2 Создание условий для самовыражения, повышения самооценки, развитие коммуникативных навыков

  1. Ритуал начала.

  2. «Карусели»

  3. Упражнение «Что нового»

  4. Игра «Дракон кусает свой хвост»

  5. «Задачки-шутки»

  6. Релаксация «Тихое озеро»

  7. Ритуал окончания.

3 Знакомить со школьными правилами, развивать умение подчиняться правилам, умение планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

  1. Ритуал начала.

  2. «Цепочка имён»

  3. «Моё настроение»

  4. Тренинг поведения

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Игра «Чувство ритма»

  7. Эстафета хороших новостей.

  8. Ритуал окончания


4 Развивать произвольность поведения, коммуникативные навыки, познавательные процессы, желание интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

  1. Игра «Менялки»

  2. Игра «летает-не летает»

  3. Тренинг поведения

  4. Игра «Сделай, какя»

  5. Физкультминутка

  6. Эстафета хороших новостей

  7. Ритуал окончания.

Ноябрь

5 Развивать коммуникативные навыки, умение конструктивно взаимодействовать -договариваться, обмениваться предметами.

  1. Ритуал начала

  2. Игра «Ладонь в ладонь»

  3. Упражнение «Делай какя»

  4. Упражнение «Из чего состоит»

  5. Физкультминутка

  6. Релаксация «В лесу»

  7. Эстафета хороших новостей

  8. Ритуал окончания

6 Развивать произвольность поведения, коммуникативные навыки, умение договариваться со сверстниками.

  1. Приветствие «Делай , как я»

  2. Упражнение «Школьные правила»

  3. Физкультминутка

  4. «Говори один, говорим хором»

  5. Релаксация «Тихое озеро»

  6. Эстафета хороших новостей

  7. Ритуал прощания.

7 Развивать интерес к партнёрам по общению, умение делиться разнообразными впечатлениями.повышать уверенность в себе

  1. Приветствие «Мячик»

  2. Упражнение «Опиши друга»

  3. Упражнение «Закончи предложение.

  4. Физкультминутка

  5. Упражнение «Сравни предметы

  6. Игра «Четвёртый лишний»

  7. Сказка о маленьком привидении Фил

  8. Релаксация «Водопад»

  9. Ритуал окончания.

8 Развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи, желание учиться в школе.

  1. Приветствие «Ладошки»

  2. Игра «Четвёртый лишний»

  3. Пальчиковая игра

  4. Упражнение «Изучаем предлоги»

  5. Игра «Самое, самое в школе»

  6. «Муравьиные бега»

  7. Релаксация «Полёт высоко в небе»

  8. Эстафета хороших новостей

Декабрь

9 Повышать уровень коммуникативной компетентности, развивать самоконтроль, адекватную самооценку.

  1. Упражнение «Ласковые имена»

  2. Игра «Что это?»

  3. Нахождение противоречий (ТРИЗ)

  4. Физкультминутка

  5. Закончи предложение

  6. Сказка «школьные оценки»

  7. Ритуал окончания

10 Развивать познавательные процессы, проявлять любознательность интерес к различным видам деятельности во время игрового сеанса,умение действовать по инструкции.

  1. «Цветок дружбы»

  2. Упражнение «робот»

  3. Упражнение «правильно-неправильно»

  4. Физкультминутка

  5. Упражнение «Найди звук»

  6. Релаксация «на берегу моря»

  7. Ритуал окончания.

11 Развивать умение согласовывать свои действия с партнёром, выбирать стиль общения со сверстниками в зависимости от ситуации

  1. Давайте поздороваемся

  2. Рукавички

  3. Физкультминутка

  4. «Упражнение «Ищем ошибки»

  5. Игра «Школьные правила»

  6. Релаксация «На берегу моря»

  7. Игра «Солнышко и тучка»

  8. Ритуал окончания.

12 Развивать познавательные процессы, желание участвовать в познании окружающего мира умение действовать согласованно

  1. «Ладошки»

  2. «Слушай музыку»

  3. Физкультминутка

  4. «Секретные задания»

  5. Упражнение «Правое-левое»

  6. Игра «школьные правила»

  7. Релаксация «На берегу моря»

  8. Ритуал прощания.

Январь

13 Повышать уровень коммуникативной компетентности, умение действовать по правилам.

  1. Упражнение «Я рад вас видеть»

  2. Упражнение «Хлопаем вместе»

  3. Тренинг поведения «Я -ученик»

  4. Упражнение «Правое - левое»

  5. Физкультминутка

  6. Релаксация «океан»

  7. Ритуал окончания.


14 Развивать умение планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

  1. Упражнение «Передай мяч»

  2. Сказка «списывание»

  3. Игра «шалтай - балтай»

  4. Игра «Угадай букву»

  5. Ритуал окончания

Февраль

15 Развивать познавательные процессы: внимание, память , мышление; умение действовать самостоятельно

  1. Приветствие

  2. Упражнение «Мостик дружбы»

  3. Тренинговое упражнение «школа»

  4. Упражнение «Путь к домику»

  5. Упражнение «Воздушный шарик»

  6. Ритуал окончания.

16 Развивать произвольность поведения, умение действовать по правилам, подчиняться не сиюминутным желаниям, а общепринятым нормам и правилам

  1. Упражнение «Клубочек»

  2. «Африканская игра»

  3. Тренинг «Школа. Ответ у доски»

  4. Физкультминутка

  5. Логические задачи

  6. Релаксация «Морское путешествие»

  7. Ритуал окончания.

17 Развивать коммуникативные навыки, воспитывать желание учиться в школе.

  1. Приветствие

  2. Игра «мышеловка»

  3. Упражнение «разноцветные фигурки»

  4. Пальчиковая гимнастика

  5. Упражнение «найди ошибку»

  6. Физкультминутка

  7. Релаксация «на берегу моря»

  8. Ритуал окончания

18

  1. Приветствие

  2. Инсценировка «Дружно куклы учат буквы»

  3. Упражнение «Симметрия»

  4. Упражнение «Ладонь - кулак-ребро»

  5. Сказка «Как принц поступал в дом Учёности»

  6. Ритуал окончания


19 Развивать умений действовать по правилам

  1. Приветствие

  2. Игра «гусеница»

  3. Упражнение «отвечаем быстро»

  4. «Самое, самое в школе»

  5. Физкультминутка

  6. Упражнение «закончи предложение»

  7. Ритуал окончания

20 Развивать умение работать сплочённо

  1. Приветствие.

  2. Упражнение 2Волшебный круг»

  3. Упражнение «Логический поезд»

  4. Релаксация «Космическое путешествие»

  5. Ритуал окончания

Март

21 Формировать у детей способность к сотрудничеству, воспитывать желание учиться в школе.

  1. Приветствие

  2. Игра «Чудо - дерево»

  3. Игра «Ваню в школу провожать - нужно нам поколдовать»

  4. Рисование «Я в школе»

  5. Ритуал окончания

22 Развивать умение работать коллективно, соблюдать общепринятые нормы

  1. Приветствие

  2. Игра «Узнай по голосу»

  3. Загадки

  4. Упражнение «Кто чему хочет научиться в школе»

  5. Упражнение «закончи слово»

  6. Игра «Конструктор»

  7. Упражнение «Хлопки»

  8. Ритуал окончания.








5. Методическое обеспечение Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников.- М.: Книголюб, 2009.- 72с. Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» 2003г. -89с. Безруких М.М. Ступеньки к школе -М. : Дрофа, 2001.-256 с. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с ОНР. - М.: Книголюб, 2004.-104 с. Громова Т.В. Сказочная подготовка к настоящей школе.- М.: Генезис, 2003.-84 с. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. - СПб: Дельта, 1998. - С. 4-9. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов.- М.: «Гном- Пресс», «Новая школа», 1998.-56с. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключение будущих первоклассников: психические занятия с детьми 6-7 лет.- Спб.: Речь, 2007.- 240 с. Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. -М.:Генезис 2005г. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Первушин И.Н. Тропинка к своему Я.-М.: Генезис 2007 Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.-112 с



18


© 2010-2022