Урок внеклассного чтения и развития речи (интегрированный). Тема: ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Волшебница - зима.

Цель : обобщить знания учащихся о зиме о красоте зимней природы , воспевающей великими мастерами слова, учить видеть прекрасное вокруг себя, правильно выражать свои мысли, логически верно строить предложения, работать над собственным сочинением, совершенствовать умения выразительного чтения стихотворений ; развивать творческое воображение, речь учащихся, внимание, наблюдательность ; пополнять словарный запас ; воспитывать чувство любви к прекрасному, желание словами описывать красоту окружающего мира.

Оборудование: телевизор, диск с видеопрезентацией к уроку, репродукции картин о зимней природе, карточки со словами к пословицам, шапочки зимних месяцев для инсценизации, снежинки.





I Оргмомент

( Звучит лёгкая музыка)

- Прикроем глазки и мысленно скажем себе : «Я внимателен, сосредоточен, настроен на хорошую работу на уроке, уверен в своих силах. Хочу узнать много нового и интересного». Открыли глаза.

- Ребята, я хочу пожелать вам быть успешными на уроке, получить от урока удовольствие, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне сегодня предстоит провести для вас интересный, волшебный урок. Спасибо.

II Актуализация опорных знаний.

- Начнём наш урок с загадки

Тройка, тройка прилетала,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица.

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Всё покрыла серебром!

- Кто же эта царица, ребята? (Зима)

- А как вы догадались, что это не весна и не осень? (Белокоса, белолица, всё покрыла серебром)

- Каким это серебром она всё покрыла? (снегом).

- Мы очень много произведений прочитали с вами о зиме, вспомните, как поэты и писатели по-разному называли зиму? (Карточки на доске- матушка зима, чародейка, кудесница, хозяйка, седая зима, колдунья, мастерица, волшебница).

III Сообщение темы урока, задач урока,

- А наш урок мы так и назовём «Волшебница - зима» и попробуем окунуться сегодня в зимнее волшебство зимы, узнаем, почему же зиму все зовут чародейкой, волшебницей.

(Заставка «Волшебница - зима)

IV Работа над материалом урока,

1.Беседа

- Зима действительно волшебница. Она преображает мир, околдовывает его. Как будто волшебной палочкой дотрагиваемся до деревьев - и они замирают до весны, залегают в спячку звери, насекомые. Жизнь как-будто замедляет свой ход. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, несколькими её оттенками! (Дети рассматривают репродукции картин, зимних фотографий на доске и делятся впечатлениями от увиденного. В свободной форме)

- А в чём вы увидели волшебство зимы? (Ответы детей)

- А более конкретно ответить на этот вопрос нам поможет песня и небольшой видеоролик к этой песне. Представим себе нашу зиму в виде белолицей красавицы, волшебницы, хозяйки, большой труженицы, которая рано встаёт и начинает свою волшебную работу. А какую ? - вы будете сейчас слушать внимательно песню и запоминать, какие волшебные дела совершила наша Зимушка? (Звучит песня «У леса на опушке».)

2. Словесное рисование.

- Интересно было побывать у Зимушки в гостях? Теперь вы ясно представляете себе эту волшебницу? Какой она вам показалась?

3. Коллективное составление сочинения-сказки с выбором наиболее удачных предложений.

а) Какие волшебные дела делала наша госпожа Зима в песне?

«Паутинка»

Узоры рисовала Жила в избушке

Хранила серебро снежки солила в берёзовой

Волшебные дела Зимы кадушке

Деревьям шубы сучила пряжу

шила

ходила на охоту ковала ткала холсты

ледяные мосты

- А какие ещё явления зимы можно назвать волшебными, которых нет ни у одного времени года?

б) Картинки-подсказки.

(Снег, сосульки, морозные узоры на окнах, деревья в инее, словно в серебре, и конечно же - снежинки)

- Допишем эти слова в нашу «паутинку».

А теперь, используя её, давайте все вместе составим небольшую зимнюю сказку о нашей волшебнице Зиме. (Коллективное составление сказки).

в) Образец сочинения

На лесной опушке жила белолицая красавица Зима. Ещё до рассвета вставала и по-хозяйски принималась за свои волшебные дела : сучила пряжу из серебряных нитей, ткала холсты, ковры для полей, лугов, разрисовывала окна чудными узорами. Затем запрягала лошадей и отправлялась в лес. Одевала деревья в зимние шубы, строила через реки ледяные мосты. Все кустики, все веточки окутывала в серебро.

Потом уставшая, но довольная своей работой, возвращалась домой в свою ледяную избушку. А вечером принималась за своё любимое занятие - придумывала узоры для снежинок.

Ну и Зима! Ну и волшебница! (Д/з. Написать сочинение «Зимняя сказка»)

4) Приём. «Эмпатия».

- Ребята, а кто из вас видел морозный узор на окне? Ну разве не чудо?

«Какой это мастер на окна нанёс

И иглы, и кисти, и веточки роз…»

А снежинки? Их миллиарды, но ни одна из них не похожа друг на дружку. Они похожи на звёздочки, которые светят в ночном небе. Кружевные узоры сплела для них зима. Они легки, воздушны, ветерку послушны. Узорчатые, ажурные. Когда они летят, кажется, что они кружатся в вальсе. Это ещё одно чудо зимы, которым можно любоваться бесконечно. Ну что говорить, давайте лучше посмотрим, как они прекрасны! (Видеоролик «Снежинки»)

«Эмпатия»

- А теперь на две минутки закройте глаза и представьте, что вы - одна из таких нежных, кружевных снежинок , вы легко летите в воздухе и скоро опуститесь на землю. Что сказали бы снежинки, если бы умели говорить? (Дети берут в руки снежинку и входят в её образ.)

5) Народная зимняя мудрость.

а) - Скажите, ребята, а как называют трёх братьев, которых зима с собой водит? (январь, февраль, март) . А хотите узнать, почему они так называются? Ну поскольку урок у нас волшебный, то эти братья нам сами сейчас об этом и расскажут.

Инсценизация

(Выходят мальчики в шапочках зимних месяцев.)

Декабрь - древнерусское название «студень» (всё стынет от морозов)

Январь - назван по имени древнерусского бога времени Януса, древнерусское название - «стужало».

Февраль - назван у древних римлян в честь подземного царства Фебрууса. Древнерусское название «лютень» (лютуют морозы).

- А сколько радости приносят детям зимние снежные игры! Братья месяцы приглашают нас на «Зимнюю видеофизминутку».

б) Игра «Дополни и запомни пословицу».

- О зимних месяцах и о зиме существует много пословиц. К нашему уроку вы должны были подготовить зимние пословицы и приметы.

Прочитайте их на доске и дополните нужным словом, используя карточки.

- ………… год кончает, зиму начинает.

- …………. году начало, зиме середина.

- …………. не велик , да стоять не велит.

- Береги …………….. в большой мороз.

- Два друга - мороз да ………..

( Декабрь, январь, мороз, нос, вьюга)

- А какие пословицы предложите вы?

в) Приметы зимы.

- Раньше люди наблюдали за явлениями природы, за изменениями, происходящими в ней. И постепенно с годами , эти наблюдения перешли в народные приметы, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас. Например такие как :

- Много снега - много хлеба.

- Снег глубокий - урожай высокий.

- Какие вы подготовили приметы зимы?

6) Выставка книг , произведений о зиме.

- О красоте и волшебстве зимней природы можно говорить бесконечно. Её воспевали в своих произведениях поэты, художники, музыканты.

- Произведения каких авторов вам наиболее запомнились, понравились при прохождении нашей темы?

- Картины каких художников мы описывали?

- А теперь давайте ещё раз окунёмся в этот волшебный мир зимней природы. Вы внимательно просмотрите небольшой видеосюжет, а после него ответите на такие вопросы :

1. Стихи какого поэта прозвучали в фильме?

2. Какие художники описывали красоту зимней природы?

! Прошу обратить внимание на образец выразительного чтения стихотворения.

(Видеосюжет)

Ответы на вопросы, поставленные в начале видеосюжета

7) Конкурс стихов о зиме.

- Вы прослушали образец выразительного чтения стихотворения о зиме. Зимой всё так таинственно ,чудесно, волшебно! Многие поэты с большим восхищением описывали зиму .Я предлагаю прочитать наизусть стихотворения, которые вы подготовили, приложив все свои умения - не торопясь, выразительно, придерживаясь образца чтения. По - зимнему!

V Итог урока

- Вот и закончился наш волшебный урок о зиме. Но вы ещё не раз встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, присмотритесь к причудливым узорам на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. Ищите чудеса вокруг нас! Оценивание учащихся. VI «Рефлексия» - А теперь встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите , насколько вы : - были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно; - получили удовольствие от урока; - пополнили и расширили свой запас знаний . ( Слабо - сидят за партами; хорошо - стоят возле парт, отлично - стоят руки вверх)



© 2010-2022