• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Мастер - класс на тему Создание проблемной ситуации на уроках математики учителем и формулирование учебной проблемы учениками

Мастер - класс на тему Создание проблемной ситуации на уроках математики учителем и формулирование учебной проблемы учениками

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

( слайд1)

« Создание проблемной ситуации на уроках математики учителем и формулирование учебной проблемы учениками ».


Цель: ознакомление с технологией проблемного диалога, обучение участников мастер-класса созданию проблемной ситуации.

1. Эпиграфом к нашему занятию будут слова английского философа, педагога Дж. Локка.( слайд 2)

«Учите ребёнка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии технологию проблемного диалога. Она даёт возможность учителю создать условия, для того чтобы ученик сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Всё это позволяет обучать ребёнка в режиме деятельностного подхода. Что соответствует требованиям стандартов нового поколения.

2. Технологию проблемного диалога можно применять при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени.

Что нужно учителю для освоения технологии? Как вы считаете?(слайд 3)

  • Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания технологии и желание их применять.

АВТОРОМ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ Мельникова Елена Леонидовна. ( слайд 4)

  1. Из каких этапов состоит
    проблемно-диалогический урок? На этот вопрос мы ответим все вместе. Работаем в парах. Задание: разложить этапы урока по технологии проблемного диалога в правильной последовательности. (слайд 5)

А теперь проверьте по образцу.

(распечатка на столах)

Этапы урока по технологии проблемного диалога

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2. Выдвижение версий решения проблемы.

3. Актуализация имеющихся знаний.

4. Составление плана решения проблемы.

5. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

!!! Модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.

4. Я сегодня остановлюсь на первом этапе: создание проблемной ситуации на уроках математики учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

(слайд 6)

Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. (слайд 6)

5. Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия. А делает он это с помощью двух диалогов.

Виды диалогов (слайд 7)

(распечатка на столах)

  • Побуждающий диалог

  • Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

  • Подводящий диалог

  • Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

( слайд 8)

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

( рекомендации по созданию проблемных ситуаций).

Рекомендации у вас на столах, пожалуйста, познакомьтесь с ними самостоятельно.

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия в практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

7. Рассмотрим примеры проблемных ситуаций, используемых на уроках математики.

На уроках математики учитель может использовать проблемные ситуации на каждом уроке, в каждой теме, особенно важно при изучении нового материала.

(СЛАЙД 9)

Рассмотрим проблемную ситуацию на этапе « Постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся ».

Математика, 2 класс. « Умножение однозначного числа на двузначное число. Дети знают таблицу умножения.
Учитель: На доске дан ряд чисел. ( 4, 7, 42, 64, 8, 51, 20)

- На какие группы можно разделить эти числа? ( однозначные и двузначные .)

  • Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.

  • (Почему вы легко справились с заданием?.)

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

- Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Рассмотрим проблемную ситуацию на этапе « Изучения нового материала».

( Слайд 10)

Урок математики во 2 классе по теме «Метр». Изученные единицы длины: мм, см, дм.

Задание: Найти периметр школьного класса

- КАКИЕ ДАННЫЕ НАМ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ ПЕРИМЕТРА класса ( ДЛИНУ И ШИРИНУ)

- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)

-Какой возникает вопрос? ( узнать на уроке с помощью каких единиц измерения мы сможем найти периметр школьного класса)

(Слайд 11)

Рассмотрим проблемную ситуацию на этапе рефлесии.

Математика, 3 класс по теме: « Вычитание многозначных чисел», когда дети не знаю все случаи вычитания.
Учитель: Решите примеры по алгоритму, работайте на листочках Примеры: 367 - 143, 534 - 216.

- Решили примеры ? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? Возникли ли у вас затруднения при решении данных примеров?
Решите следующий пример. (Фронтально решают пример: 400 - 172.)

Ученики: Мы еще не решали такие примеры.

Спаравились ли вы с решением этого примера?

Решите следующий пример? ( кто - то может решить, а кто - то нет)
Учитель: Чем этот пример о

Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать на следующем уроке?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Какая проблема сегодня возникла

Вывод. При создании проблемных ситуаций учителю очень важно не торопиться исправить ошибку учащегося. Это может привести только к появлению у учащихся робости, страха ошибиться, неуверенности, сковывает их инициативу в постановке и решении интеллектуальных проблем.

В процессе восприятия учащимися нового учебного материала нужно уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний. Эту роль и выполняет проблемная ситуация.

Хочу закончить своё выступление древней мудростью.

(Слайд 12)

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда
Древняя мудрость

Литература

1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.




















Мизёва А.В.


© 2010-2022