- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер - класс на тему Создание проблемной ситуации на уроках математики учителем и формулирование учебной проблемы учениками
Мастер - класс на тему Создание проблемной ситуации на уроках математики учителем и формулирование учебной проблемы учениками
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Марденгская С.Н. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мастер-класс
( слайд1)
« Создание проблемной ситуации на уроках математики учителем и формулирование учебной проблемы учениками ».
Цель: ознакомление с технологией проблемного диалога, обучение участников мастер-класса созданию проблемной ситуации.
1. Эпиграфом к нашему занятию будут слова английского философа, педагога Дж. Локка.( слайд 2)
«Учите ребёнка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии технологию проблемного диалога. Она даёт возможность учителю создать условия, для того чтобы ученик сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Всё это позволяет обучать ребёнка в режиме деятельностного подхода. Что соответствует требованиям стандартов нового поколения.
2. Технологию проблемного диалога можно применять при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени.
Что нужно учителю для освоения технологии? Как вы считаете?(слайд 3)
-
Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания технологии и желание их применять.
АВТОРОМ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ Мельникова Елена Леонидовна. ( слайд 4)
-
Из каких этапов состоит
проблемно-диалогический урок? На этот вопрос мы ответим все вместе. Работаем в парах. Задание: разложить этапы урока по технологии проблемного диалога в правильной последовательности. (слайд 5)
А теперь проверьте по образцу.
(распечатка на столах)
Этапы урока по технологии проблемного диалога
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
!!! Модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.
4. Я сегодня остановлюсь на первом этапе: создание проблемной ситуации на уроках математики учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
(слайд 6)
Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. (слайд 6)
5. Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия. А делает он это с помощью двух диалогов.
Виды диалогов (слайд 7)
(распечатка на столах)
-
Побуждающий диалог
-
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
-
Подводящий диалог
-
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
( слайд 8)
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
( рекомендации по созданию проблемных ситуаций).
Рекомендации у вас на столах, пожалуйста, познакомьтесь с ними самостоятельно.
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
7. Рассмотрим примеры проблемных ситуаций, используемых на уроках математики.
На уроках математики учитель может использовать проблемные ситуации на каждом уроке, в каждой теме, особенно важно при изучении нового материала.
(СЛАЙД 9)
Рассмотрим проблемную ситуацию на этапе « Постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся ».
Математика, 2 класс. « Умножение однозначного числа на двузначное число. Дети знают таблицу умножения.
Учитель: На доске дан ряд чисел. ( 4, 7, 42, 64, 8, 51, 20)
- На какие группы можно разделить эти числа? ( однозначные и двузначные .)
-
Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.
-
(Почему вы легко справились с заданием?.)
- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)
- Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Рассмотрим проблемную ситуацию на этапе « Изучения нового материала».
( Слайд 10)
Урок математики во 2 классе по теме «Метр». Изученные единицы длины: мм, см, дм.
Задание: Найти периметр школьного класса
- КАКИЕ ДАННЫЕ НАМ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ ПЕРИМЕТРА класса ( ДЛИНУ И ШИРИНУ)
- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)
-Какой возникает вопрос? ( узнать на уроке с помощью каких единиц измерения мы сможем найти периметр школьного класса)
(Слайд 11)
Рассмотрим проблемную ситуацию на этапе рефлесии.
Математика, 3 класс по теме: « Вычитание многозначных чисел», когда дети не знаю все случаи вычитания.
Учитель: Решите примеры по алгоритму, работайте на листочках Примеры: 367 - 143, 534 - 216.
- Решили примеры ? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? Возникли ли у вас затруднения при решении данных примеров?
Решите следующий пример. (Фронтально решают пример: 400 - 172.)
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Спаравились ли вы с решением этого примера?
Решите следующий пример? ( кто - то может решить, а кто - то нет)
Учитель: Чем этот пример о
Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать на следующем уроке?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Какая проблема сегодня возникла
Вывод. При создании проблемных ситуаций учителю очень важно не торопиться исправить ошибку учащегося. Это может привести только к появлению у учащихся робости, страха ошибиться, неуверенности, сковывает их инициативу в постановке и решении интеллектуальных проблем.
В процессе восприятия учащимися нового учебного материала нужно уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний. Эту роль и выполняет проблемная ситуация.
Хочу закончить своё выступление древней мудростью.
(Слайд 12)
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда
Древняя мудрость
Литература
1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.
2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.
Мизёва А.В.