Урок русского языка во 2 классе по теме

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык

Учитель: Клесун Светлана Ивановна

Класс: 2

УМК: «Гармония»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Антонимы. Цель урока: создать условия для осознанного усвоения понятия «антонимы», умения применять на практике полученные знания: распознавать антонимы в тексте, предложении; подбирать антонимы к заданным словам.

Задачи:

личностные:

способствовать формированию интереса к урокам русского языка, к изучению родного языка; стремлению к соблюдению морально-эстетических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним;

регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; действовать по плану и планировать свои действия; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению;

познавательные: совершенствование умения по отличительным особенностям распознавать антонимы в тексте, предложении; подбирать антонимы к заданным словам; расширять словарный запас учащихся; орфографическую зоркость; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать;

коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; речевые умения; умение выражать свои мысли; умение работать в группе; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Предполагаемый результат: уч-ся научатся распознавать антонимы в тексте, предложении; подбирать антонимы к заданным словам

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (см. Приложение); книги Г. Остера.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I. Мобилизующее начало.




Организация класса.



-Улыбнёмся друг другу!

Проверяют готовность к уроку.



Записывают число и классная работа.

II. Актуализация знаний.

1.Словарная работа.

-Разгадайте загадки:

мальчик - девочка (слайд 2,3)

-Чем похожи слова?

-Чем различаются?

-Продолжите составлять пары по этому же правилу.

(слайд 4 ,5,6)

Записывают в тетрадь.

Словарные. По 7 букв; ударение падает на первый слог.

Называют предметы, отвечают на один вопрос кто?

Употреблены в ед.ч.

Слова противоположны по значению.

Да-нет, можно-нельзя,день-ночь, добро-зло, белый-чёрный, сладкий-кислый и т.п.

III. Постановка целей.

-Какова же тема нашего урока?

-Поставим перед собой задачи на урок. (Приложение)

-Какие знания и умения нам пригодятся?

Слова, противоположные по значению.

Узнать, как называются такие слова.

Где встречаются такие слова.

Зачем они нужны.

Умение писать, читать, умение писать с «окошками», умение работать в группе, в паре и т.д.

IV. Открытие нового знания.

1. Чтение правила.

2. Сообщение учителя.

3. Выборочное списывание. (упр. 337)





4.Постановка проблемного вопроса.

VI. Физминутка.

-Откройте учебники, прочтите правило на с. 33.

-Как же называются такие слова? (Приложение)

-Вернитесь к словарной работе, назовите записанные слова новым научным словом.

-Ответили на первый поставленный вопрос?

Слово антоним произошло от греческих слов анти - «против» и онима - «имя». (слайд 7)

-Прочтите текст, найдите в нём антонимы. Запишите их в тетрадь.

-Что называют эти слова?

-Советы даёт замечательный детский писатель Г. Остер. Он знаменит своими «Вредными советами» и «Задачником», с которым мы обязательно встретимся на уроках математики.

«Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему…»

-Кому Г. Остер даёт такие вредные советы?

-Советы бывают полезные и вредные, так же как и дети бывают непослушные и ….?

-Какими ещё?

-Другими словами все мы разные.

-Как же жить вместе, чтобы не ругаться?



добрый - зло

(слайд 8)

-А эти слова можно назвать антонимами?

-Измени слова в парах, чтобы они стали антонимами. Проверка (слайд 9)

-Сыграем в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь («близко»).

Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты («нашёл»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)!



Читают правило:

В русском языке есть слова с противоположным значением - антонимы.

Антонимы.

Антонимы.

Да.

Полезные-вредные

Признаки предмета.

Послушные.

Большими и маленькими, здоровыми и больными, высокими и маленькими, громкими и тихими и т.п.

Детям непослушным, которые всё делают наоборот.

Быть терпимее друг к другу, понимать другого человека, быть добрым, внимательным.

Нет, они отвечают на разные вопросы.

Добрый-злой, добро-зло

Поднимают руки вверх
Опускают руки вниз

Протягивают руки вперед

Ладонями закрывают глаза
Поднимаются на носочки, тянут руки вверх

Дети приседают


Трясут руками

Хлопают в ладоши

Зажмуривают глаза

Упираются руками в бока

Хлопают в ладоши.

VII. Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа. (упр.328)

2. Работа в группах.





3.Беседа.

-Подбери антонимы и запиши слова парами. Отмечай все орфограммы.

-На месте каких орфограмм остались «окошки»?

-Почему? Подпиши, что называют записанные слова:

предмет, признак или действие.

-Помогут ли тебе вставить пропущенные буквы слова: грязь, тишь, молча. (Приложение)

-Почему?

- Допишите слово. Подчеркните антонимы. (Приложение)

1. Знай больше, а говори…(меньше).

2. Ученье - свет, а неученье -…(тьма).

3. Мир строит, а война…. (разрушает).

4. Долго рисовала Маша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон - черный, голубь - …!»(белый)

5. Вася птичкам сыплет крошки.

Сашу все боятся кошки -

Он гоняет их метлой.

Вася - добрый, Саша - …!(злой)

6. Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, … .(здоровый)

Проверка слайды (10-15)

-Где встречались антонимы?

-Где ещё мы встречаемся с антонимами?

-Ответили на второй вопрос, который ставили в начале урока?

-А для чего нужно уметь находить в речи антонимы, пользоваться ими?

-Ответили на последний поставленный вопрос?

н.д. н.д. н.пр. н.пр.

говорить-м.лчать горький - сла.кий

н.п. н.п. н.п. н.п.

чистюля-гр.знуля шум-т.ш.на

Безударные гласные, парный согласный.

Не знаем правила.

Да.

Они однокоренные, в них гласные ударные.

Работают в группах.





В пословицах; в стихах, в игре.

Встречаемся на уроках математики: сложение-вычитание, вопрос-ответ, больше-меньше

Да.

Антонимы делают нашу речь богатой, точной.

Да.

4.Работа в парах.

-Составим словарь антонимов. Из карточек у вас на столе составьте пару антонимов. (Приложение) (Паре уч-ся раздаются по три карточки, уч-ся оставляют две карточки. Н-р, из слов красный, чёрный, белый оставляют чёрный-белый)

-Как должны располагаться слова в нашем словаре антонимов?

-На какие буквы слов точно не будет?

-Все ли антонимы вошли в наш словарь?

-К оставшимся словам можно подобрать антонимы?

-Кому может пригодиться такой словарь?





В алфавитном порядке.

ъ, ы, ь

Нет.

Не ко всем.

Нам, первоклассникам, людям, интересующимся русским языком.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

-Узнали ли, что хотели?

-Какие слова называют антонимами?

-Где встречаемся с антонимами?

-Зачем нужны антонимы?

-Всё ли об антонимах мы узнали?

-Дополните фразы.

-Пользуйтесь антонимами: хорошо, плохо.

Я…знаю, что такое антонимы.

Я … умею находить антонимы в тексте.

Я … умею подбирать антонимы к словам.

(слайд 16)

-Достаточно ли было пользоваться только антонимами?

Оценивание уч-ся.

Антонимы-противоположные по смыслу слова. Встречаемся с антонимами в пословицах, стихотворениях.

Делают речь более выразительной, яркой.

Повышают и обогащают культуру речи.

Нельзя подобрать антонимы например к именам людей, словам, называющим количество.

Нет.

IX. Задание на дом.

Найти три пословицы, в которых есть антонимы.

(слайд 17)






© 2010-2022