Конспект урока по теме «Э. Н. Успенский «Чебурашка». 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по чтению во 2 классе

Тема урока: Э. Н. Успенский «Чебурашка». Цели:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского.
  2. Научить работать с текстом (выбирать самое главное, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте).
  3. Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, строить словесный рисунок.
  4. Развивать внимание, творческое воображение, мышление, устную речь учащихся.
  5. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
  6. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Ход урока:
  1. Организационный момент. СЛАЙД №2 (1мин)
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. II. Речевая разминка. СЛАЙД №3 (2мин) - Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки. Прочитайте чистоговорку одними глазами ("внутренним голосом"). А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие - четко произносите звуки. Готовы? ( чистоговорка написана на доске) Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко, говорим, Потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем, Хорошо мы говорим, Потому что не спешим. III. Проверка домашнего задания. (5-7мин) 1. Фронтальный опрос. - С какой большой темой познакомились на прошлом уроке? СЛАЙД №4 (И в шутку, и всерьез.) - Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.) - Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.) -Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные) - Отгадайте загадку: СЛАЙДЫ №5-№6 Он и весел, и не злобен, Пухлый, милый чудачок. Вместе с ним хозяин Робин И приятель Пятачок. Для него прогулка-праздник, А на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник- Медвежонок…(Винни-Пух). 2.Чтение наизусть. -Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? ( Алан Милн) -Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер) -Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением. Рассказывают желающие. Все рассказали ярко, выразительно, весело. Молодцы! IV. Подготовительная работа. () 1. Объявление темы урока. (2мин) - Сегодня мы продолжим изучение темы "И в шутку, и всерьез". Познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг. -Сейчас мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку: СЛАЙДЫ №7-№8 Этот милый, странный душка Безымянною игрушкой Был когда - то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ) -Правильно - это Чебурашка. (Звучит "Песенка Чебурашки") - Как музыка передает настроение героя? -Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский) СЛАЙД №9 Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок « Чебурашка» из повести-сказки « Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского.) СЛАЙД №10 А теперь давайте поставем для себя на уроке цель и попытайемся достичь её к концу урока. (Учиться «быстро читать», «внимательно слушать», «получить хорошую отметку» - карточки на доску) 2. Знакомство с биографией писателя. СЛАЙДЫ №11-№12 (6-8мин) Работа в группах, по карточкам. 1 группа ищет главное о биографии автора, 2 группа - какие произведение написал автор, 3 группа расскажет как появился герой Чебурашка.(3 минуты ищут и еще 3 зачитывают) V . Чтение текста (7мин) - Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. Сначала читает учитель, дальше продолжают дети, которые хорошо читают. VI. Физкульминутка. СЛАЙД №17 (2-3мин) - А теперь мы отдохнем немного. (Под мелодию песни "Голубой вагон" дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.) VII. Словарно-лексическая работа. (5-7мин) В тексте встречаются трудные слова, Чебурашка предлогает вам выполнить следующее задание, чтобы эти слова стали не трудными для нас. Читаем сначала по слогам затем полнорстью слово. Гип-по-по-та-м - гиппопотам Тро-пи-чес-кий - тропическом Ка-ю-та - каюта Че-бу-рах-нуть-ся - чебурахнуться - Какие слова не понятны? - Кто объяснит? На партах у нескольких детей словари. СЛАЙД №18 Гиппопотам, или обыкновенный бегемот,- крупное, в основном травоядное, млекопитающее. СЛАЙД №19 Тропический лес - лес в жарком поясе земного шара. СЛАЙД №20 Каюта-помещение на корабле. Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости. Телефонная будка-будка с телефоном автоматом. Чебурахнуться - упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова). VIII . Первичное восприятие текста. (5мин) - Кто является главным героем? - Почему у него такое странное имя? - Где жил Чебурашка? - Как он попал в ящик с апельсинами? - Как он оказался в магазине? - Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы? - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Куда директор магазина отнёс Чебурашку? - Кем предложил работать директор №2 Чебурашке? - Где он стал жить? - Назовите основные качества Чебурашки. - К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.) Работа по тексту: «Кто быстрее?» На доске написано предложение. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение и нашедший первым читает вслух по учебнику.
IX. Словесный рисунок. СЛАЙД №21 (1-2мин) - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней? - Какой рисунок сделали бы вы карандашами или красками? Опишите его словами. X. Чтение текста. (3-5) Техника «Прыжки». (Чтение через слово). «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе хором. XI. Обобщение. (2-4мин) - Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.) - Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему? - Нашел ли друзей Чебурашка? - Какие пословицы о дружбе вы знаете?
  • Друг за друга держаться - ничего не бояться.
  • Друг познается в беде.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Без друга в жизни туго.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Человек без друга - что земля без воды.
- Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл. - Дополните пословицы: СЛАЙДЫ №22-№23
  • Не имей 100 рублей, а имей … .
  • Нет друга - ищи, а нашёл … .
  • Хочешь дружить- сам будь … .
  • Доброе братство - лучше … .
- Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда. СЛАЙД №24 Все: Ребята, давайте жить дружно! - Только у добрых людей бывает много друзей. XII. Итог урока. (1-2мин) - Что вы узнали на уроке? -За что вы похвалили бы себя? -Что у вас особенно получилось? -Какое произведение мы читали на уроке? - Кто его автор? - Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.) - Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома. Домашнее задание. СЛАЙД №25 Читать отрывок «Чебурашка» ст.137-142. Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка».



1 карточка 1) Внимательно прочитайте текст. 2) Выберете самое главное о биографии Эдуарда Успенского, подчеркните маркером. 3-4 предложения 3) Подготовьтесь отвечать по своему вопросу (выберите, кто из вас будет рассказывать информацию всему классу). Биография. Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник "Смешной слоненок" увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка "Крокодил Гена и его друзья", которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.
2 карточка 1) Внимательно прочитайте текст. 2) Найдите в тексте и подготовьтесь отвечать на вопрос: Какие произведения написал Эдуард Успенский? (подчеркните маркером в тексте). 3) Подготовьтесь отвечать по своему вопросу (выберите, кто из вас будет рассказывать информацию всему классу).
Биография и книги Творческий путь он начинает как юморист и в детскую литературу, как он считает, попал случайно. Успенский получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке», «Чебурашка и его друзья», «Наследство Бахрама», «Отпуск крокодила Гены». Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены, и других героев любят дети нескольких поколений. Сравнительно недавно Успенский опубликовал серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка» и другие. Эдуард Успенский выступил как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Крокодил Гена и Чебурашка живут в мультфильмах вот уже несколько десятилетий.
3 карт очка 1) Внимательно прочитайте текст. 2) Выберите, кто из вашей группы расскажет о том, как был придуман герой Чебурашка.
О Чебурашке Вот что рассказывал писатель о том, как зарождался образ Чебурашки. «Меня часто спрашивают, как он появился на свет. Ну, во-первых, один мой друг называл там свою племянницу. Во-вторых, я однажды увидел игрушку, собранную из разных деталей, получилось очень забавно, и это навело меня на мысль об этом неизвестном до сих пор смешном и добром зверьке. Я думаю, что Чебурашка возник по молчаливому заказу маленьких читателей именно тогда, когда в нем появилась нужда. Раньше детям были нужны защитники-великаны: Илья Муромец или дядя Степа. А теперь они больше уверены в своих силах и сами хотят защищать слабых, а Чебурашка им в этом немного помогает…»
© 2010-2022