Программа факультативного курса Мы друзья природы

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  1. «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»

  2. имени Петра Петровича Корягина

  3. Благовещенского района Алтайского края

  4. РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ методическим объединением

    Заместитель директора Директор школы учителей _________________

    по УВР __________Реймер О И Протокол №______________ _________ (___________) Приказ № ____________ от «____»____________2015г. «____»_________2015г. от «___» __________2015 г. Руководитель МО ____________

  5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  6. по факультативному курсу

  7. «Мы друзья природы»

  8. 4 В класс

  9. ( начальное общее образование

  10. уровень базовый)


Составитель:

Зубова Жанна Анатольевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная

категория



р.п. Благовещенка-2015 г.





Пояснительная записка

Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всем. Вселенный мир, природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника - все вызывает множество вопросов «почему?»

Детское объединение является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Оно разработано как дополнение к курсу природоведения начальной школы и вводит воспитанников в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящую радость познания, счастье открытий. В целом детское объединение позволит более раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создаст благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в следующих классах.

Программа объединения «Мы -друзья природы»изучается во 4 классе. К числу основных задач объединения является развитие личности ребенка, расширение представлений младших школьников яркими иллюстрированными примерами, запоминающимися фактами.

Программа охватывает различные области природоведческого знания, предоставляет большие возможности, сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ любознательности и экологической ответственности. В рамках программы объединения создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей как в учебной, так и во вне учебной деятельности, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности воспитанников, предоставив им право на творческое применение.

Особенно актуально в условиях школы является деятельность объединения так как учебная нагрузка в 2 час в неделю по окружающему миру недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность ребенка в общении с окружающим миром. Поэтому кружок организован по принципу добровольности, не регламентированной необходимостью выставления оценок. Всего в год 35 часов, 1 час в неделю, во внеурочное время.

Формы: экскурсии на природу, в зоопарк, в лесничество, в музей (краеведческий), игра, викторина, путешествие, КВН, конкурс «Я - исследователь»

Цель: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков исследовательской деятельности, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.

Задачи:

  • Расширение кругозора по естествознанию. Раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создать благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующем

  • Последовательное приобщение воспитанников к самостоятельной работы с различными источниками информации

  • развивать коммуникативную компетентность, умение презентовать работу

  • обучить использованию различных методов организации и планирования деятельности

Результативность:

  • владение понятийным аппаратом дисциплин естественнонаучного цикла.

  • отражение в работе методологии научного поиска

  • навыки работы в группе, презентационные навыки

  • навыки планирования деятельности (необитаемый остров)

Содержание

Дом, где мы живем - 8 час

Основные понятия:

Объекты неживой природы.

Подземные богатства земли, их свойства и применение.

Воспитанник должен знать:

названия и расположение материков;

подземные богатства;

полезные ископаемые (названия, свойства, распространение, применение)

Воспитанник должен уметь:

показывать материки на глобусе;

приводить примеры полезных ископаемых;

В солнечном царстве - космическом государстве- 8 ч

Основные понятия:

притяжение;

Солнце - источник света и тепла на Земле;

планеты солнечной системы, их движение вокруг Солнца(Марс, Юпитер);

Луна;

звезды;

небесные тела;

глобус - модель земного шара;

форму планеты Земля;

Воспитанник должен знать:

планеты Солнечной системы,

звезды,

небесные тела,

функции Солнца

Воспитанник должен уметь:

демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси и вращение Земли вокруг Солнца

Реки, речки и моря на Земле текут не зря - 3 ч

Основные понятия:

вода

водоем

река (движущаяся вода)

озеро (стоячая вода)

острова (небольшие участки суши,

отделенные морями и океанами от материков)

водное электричество

моря (соленая вода)

пруд (несоленая вода)

водные живые организмы

Воспитанник должен знать:

функции и значение воды;

виды водоемов в природе;

движение и стояние воды;

названия крупных морей мира по цветовому признаку;

океанов (Индийский, Тихий, Атлантический);

озер (Байкал, Иссык-Куль, Ладожское и т.д.)

показывать на глобусе океаны;

водные живые организмы ( кальмар, целакант, скаты, серый кит, акулы, дельфины и т.д.)

Воспитанник должен уметь:

определять местонахождение морей на карте;

ставить опыты, эксперименты с водой (определение её свойств и т.д.)

Про зеленые леса и лесные чудеса - 3 ч

Основные понятия: лес, березняк, дубрава, эвкалипт, бамбук.

Воспитанник должен знать:

О природе: неживая и живая природа;

растения дикорастущие и культурные: деревья, кустарники, травы.

Воспитанник должен уметь:

Различать объекты природы и предметы, созданные человеком

Различать и распознавать изученные растения;

Вести наблюдения в природе под руководством учителя;

Выполнять правила поведения в природе;

Жизнь насекомых - 3ч

Основные понятия: стрекоза, долгоносик, бабочка-парусник, мотылек, паук- птицеед.

Воспитанник должен знать:

Разновидности насекомых;

Признаки насекомых (из каких частей состоят);

О роли насекомых в природе и жизни человека;

Воспитанник должен уметь:

Различать насекомых по их отличительным признакам;

Рассматривать насекомых в коллекции;

Жизнь птиц - 4ч

Основные понятия: фрегат, гриф, дятел, японские журавли, попугаи.

Воспитанник должен знать:

Разновидности птиц;

О жизни птиц;

Отличительные признаки птиц;

Воспитанник должен уметь:

Выделять существенные признаки птиц;

Подготовить рассказ природоведческого содержания из дополнительных источников;

Путешествие в мир млекопитающих - 3 ч

Основные понятия: панда, кенгуру, коала, леопард, лось.

Воспитанник должен знать:

Разновидности млекопитающих;

О разнообразии жизни млекопитающих;

Воспитанник должен уметь:

Различать изученные группы животных;

Распознавать изученных животных;

Устно описывать животных.

Мир растений - 3ч

Основные понятия: фикус, омела (растение- вампир), папоротники, мхи.

Воспитанник должен знать:

Группы растений (папоротники, хвойные, цветковые, мхи);

Отличительные признаки растений;

Органы растений;

Воспитанник должен уметь:

Различать наиболее распространенные растения;

Список литературы



Энциклопедия «Тайны живой природы»

Энциклопедия «Что? Зачем? Почему?»

Энциклопедия «Познаем мир»

Энциклопедия «Почемучка»

Пособие «И учеба, и игра: природоведение»

А.А. Плешаков «Зеленые страницы»

Дидактические материалы:

*Игра «Угадай по описанию»

*Игра «А кто внимательный»

*Игра «Бывает или нет»

Календарно -тематическое планирование


п.п

урока

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

1

Дом ,где мы живем

1

2

2-3

Объекты неживой природы

2

3

4-5

Подземные богатства и их свойства

2

4

6-7

Материки и океаны на глобусе

2

5

8-9

Солнце -источник света и тепла на земле

2

6

10-11

Планеты солнечной системы

2

7

12-13

Глобус-модель земного шара

2

8

14-15

Луна, Звезды

2

9

16

Реки, речки и моря на земле текут не зря

1

10

17

Реки движущаяся вода

1

11

18

Озеро -стоячая вода

1

12

19

Водные живые организмы

1

13

20

Про зеленые леса и лесные чудеса

1

14

21-22

Неживая и живая природа

2

15

23-24

Растения декоративные и культурные

2

16

25

Органы растений

1

17

26

Жизнь насекомых

1

18

27

Разновидности насекомых

1

19

28

О роли насекомых в природе и жизни человека

1

20

29

Жизнь птиц

1

21

30

Различительные признаки птиц

1

22

31

Домашние птицы

1

23

32-33

Путешествие в мир млекопитающих

2

24

34

Разновидность млекопитающих

1

25

35

Подведем итоги

1


© 2010-2022