Программа кружка внеурочной деятельности Я-гражданин России

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка. Данная программа составлена на основании авторской программы С.В. Сабина «Я - гражданин России».. Курс «Я - гражданин России» ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я моя страна мой мир». Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально -ценностному, духовно -нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».

Цель и задачи курса: Способствовать формированию гражданско - патриотического сознания,

нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. Концептуальные подходы к формированию историко -обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире; оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности; создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

2.Общая характеристика курса.

Курс «Я гражданин России» реализуется на протяжении все начальной школы. С учащимися 1 -2 классов изучается краеведение.

Представления о малой Родине формируются на материале тем: «Название нашего города/села»,«История родного края», «Архитектура нашего города/села»,«Герои родной земли».

Содержание курса «Я гражданин России» в 3- 4 классах построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

Учебное пособие углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

Внеурочные занятия в начальных классах школы уникальная возможность для содержательного и не формального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать ,работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно -ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия

Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарки.

3.Место курса в учебном плане.

Программа разработана для учащихся 6,5-11 лет и рассчитана на 4 года

обучения и воспитания. 135 часов - 1 час в неделю.1 класс - 33 часа, 2,3,4 - классы по 34 часа.

4. Ценностные ориентиры.

-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

- закон и правопорядок, свобода ответственность;

-доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьёй, почитание родителей, забота о старших и младших;

-справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

-родная земля, заповедная природа, планета Земля;

-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие ,художественное творчество.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты::

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Планируемые результаты :обучающийся научится: понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория; ориентироваться в историческом времени; определять на карте границы и крупные города России; рассказывать о родной стране, своем городе (селе);различать символы государства флаг, герб России и флаг ,герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; уважительно относиться к защитникам Родины ;читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; различать художественную и научно -популярную литературу; анализировать ответы товарищей; осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучающийся получит возможность научиться: понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность ,красиво и некрасиво);анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний; на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно следственные связи; уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

6.Содержание курса.

1 класс - 33 часа.

1 .Раздел. «Я и я» -(5 ч) - формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. Диагностика 2. Раздел. «Я и мы «(7ч) - гражданское отношение к коллективу. Ответственность дежурных - залог здоровья каждого. Нам жизнь дана на добрые дела. Твоё и наше. Вместе весело шагать. Учёба - это личное дело каждого или общее дело? Наши достижения. Встреча с мед. работником, экскурсии, походы. 3.Раздел.

« Школа - мой дом родной» (9ч.) - формирование гражданского отношения к школе.

Комфортно ли тебе в школе? Школьная мода - деловой стиль. Как вести себя на переменах. Береги здоровье с молоду. Школа мой дом родной и я хозяин в нём. Какую пищу мы едим. Как вести себя на физкультуре. Книге вторую жизнь. Устав школы . мои права и обязанности. Тестирование. Конкурс причёсок, игра -экспромт, акция милосердия. 4 Раздел. «Я и моя семья» (12 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Боевой мья"(6дия.спромт, . нём. о? наши воени путь моих родственников. Здоровый образ жизни - кредо нашей семьи. Семейные традиции. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки, соревнования.

2 класс

1.Раздел. «Я и я» (4ч) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я - ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр.

2.Раздел.

«Я и моя семья» (5ч) - формирование гражданского отношения к своей семье .Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.

3.Раздел.

« Школа - мой дом родной» (6ч) - формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант.

4.Раздел.

«Горжусь тобой моя Кубань»(9ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

5.Раздел.

« Моя маленькая Родина»(10 ч.) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Из истории станицы Калниболотской. Достопримечательности современной станицы. В годы суровых испытаний. История памятников ст.Калниболотской. забота о старших - дело совести каждого. Пою моё Отечество. Служу Отечеству. Жемчужины Новопокровского района. Калниболотская станица многонациональная. Калниболотская в символах и знаках.

Поход в музей, экскурсии, встречи, фестиваль.

3 класс.

1.Раздел .

«Я живу в России » - (8 ч.)

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина. Москва столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи. Россия многонациональное государство. Язык межнационального общения.

Народы России. История народов России..Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные на отдельных примерах). Гражданин России. Конституция.

Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах). Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.

2.Раздел

«Без прошлого нет настоящего и будущего»- (8 ч.)

Человек самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозном и фологическая версии).

Представления древних славян, древних греков, библейские представления. Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.

Я живу в России. От Москвы и до окраин Здесь я родился (моя малая Родина).Известные люди нашего города (села)

Москва - столица России .Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фото коллажа, выставки ,альбома путешественника) Красная площадь - сердце нашей Родины .Москва в литературе и живописи

3.Раздел .

«Как далекая Россия становится близкой»- (8 ч.)

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика.

Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь. Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.

4.Раздел .

«Россия и мир»- (10 ч.)

Россия и другие страны мира (историческая карта мира).

Земля наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»(искусство, наука, культура

на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

4 класс

Введение. « От прошлого к будущему».

Зачем мне история?- (1 ч.)

1Раздел .

«Древняя Русь» -(6 ч.)

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах , Ярослав Мудрый.

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах).

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, по

ловцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.

2.Раздел.

«Московское государство»- (6 ч.)

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границы государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных

захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д. Можарский.

Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.

Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.

3.Раздел .

«Российская империя» -(5 ч)

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва.

Новая столица России. Первая русская газета. После петровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева. Культура России.

Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.

4.Раздел .

« Россия в XIX веке»- (5 ч)

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.

Понятия: Отечественная война, генеральное сражение,

фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

5.Раздел

«XX-XXI века. История и современность»- (8 ч.)

Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР.

Великая Отечественная война. Города -герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства .К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия государственное устройство (Российская Федерация).Государственные символы (герб, флаг, гимн)

Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.

Заключение (1 ч).

Интеллектуальная игра «Что я узнал?»


7.Тематическое планирование.

1 класс.

п/п

Содержание (тема, раздел)

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности









1.Раздел « Я-я.»

5 Сформировать доброжелательное и заботливое отношение детей друг к другу, к родителям, к школе, к своей "малой" родине, расширить представления о нашей Родине - России; формировать чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

1. Праздник первого звонка.

1

2. Мой ум.

1

3. Моя память.

1

4. Развивай свою память.

1

5. Мои достижения.

1



2. Раздел « Я - мы»

7

1. Я и мы.

1 Сформировать доброжелательное и заботливое отношение детей друг к другу, к родителям, к школе, к своей "малой" родине, расширить представления о нашей Родине - России; формировать чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

2. Ответственность дежурных - залог здоровья каждого.

1

3. Нам жизнь дана на добрые дела.

1

4. Твоё и наше.

1

5. Вместе весело шагать.

1

6. Учёба - это личное дело каждого или общее дело?

1

7. Наши достижения.

1



3.Раздел «Школа - мой дом родной»

9 Сформировать доброжелательное и заботливое отношение детей друг к другу, к родителям, к школе, к своей "малой" родине, расширить представления о нашей Родине - России; формировать чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

1

Комфортно ли тебе в школе?

1

2

Школьная мода - деловой стиль

1

3

Как вести себя на переменах

1

4

Береги здоровье с молоду.

1

5

Школа мой дом родной и я хозяин в нём.

1

6

Какую пищу мы едим.

1

7

Как вести себя на физкультуре

1

8

Книге вторую жизнь.

1

9

Устав школы. мои права и обязанности.

1



4. Раздел «Я и моя семья»

12 Сформировать доброжелательное и заботливое отношение детей друг к другу, к родителям, к школе, к своей "малой" родине, расширить представления о нашей Родине - России; формировать чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

1 Моя семья - моя радость

1

2 Фотографии из семейного альбома.

1

3 Боевой мья"(6дия.спромт, . нём. о? наши воени путь моих родственников.

1

4 Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

5 Кто что любит делать. Конкурс викторина.

1

6 Моя красивая мама. Конкурс рисунков

1

7 Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.

1

8 Здоровый образ жизни - кредо нашей семьи.

1

9 Семейные традиции

1

10 Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.

1

11 Слушаем сказки моей бабушки.

1

12 С чего начинается Родина? КВН

1



Всего

33


2 класс.

№ п/п

Содержание (тема, раздел)

Кол- во часов

Основные виды учебной деятельности

1 Урок Мира.

1 Познакомить учащихся с историей своей семьи, школы, города, округа Сформировать доброжелательное и заботливое отношение детей друг к другу, к родителям, к школе, к своей "малой" родине, расширить представления о нашей Родине - России; формировать чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Предоставить детям возможность для участия в разных видах исследовательской деятельности, способствующих творческому самовыражению и личностному развитию участников

2 Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1

3 Обязанности ученика в школе. Беседа.

1

4 Осень в родном городе. Фотоконкурс.

1

5 Подумай о других. Беседа с элементами игры.

1

6 Я - ученик. Беседа с творческим заданием.

1

7 Родной край в древности. Экскурсия в музей.

1

8 Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1

9 Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

1

10 Мой портфель. Игра - экспромт.

1

11 Моя любимая мамочка. Презентация.

1

12 Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1

13 Мой любимая станица .Беседа.

1

14 Станица Калниболотская.. Конкурс визиток.

1

15 О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

1


16 Самый уютный класс. Конкурс.

1

17 Экология нашей станицы. Беседа.

1

18 День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1

19 Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

20 Мы и наши права. Урок - игра.

1

21 Игры на развитие произвольных процессов.

1

22 Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

1

23 Мама, папа, я - дружная семья. Конкурс - соревнование.

1

24 По каким правилам мы живем в школе? Игра.

1

25 Широкая Масленица. Игра.

1

26 Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

1

27 Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

1

28 Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1

29 День птиц. Выставка рисунков.

1

30 След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей

1

31 Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества.

1

32 Открытка ветерану. Акция.

1

33 Десант чистоты и порядка.

1

34 Знай и люби свой край. Викторина.

1


Всего

34

3 класс



п/п



Содержание (тема, раздел)



Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности



1 Раздел «Я живу в России» -8 ч.


1

Я живу в России. От Москвы и до окраин.

1

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

2

Москва - столица России.

1

3

Россия - многонациональное государство.

1

4

Народы России. Из истории народов России.

1

5

Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях народов России.

1

6

Праздники России.

1

7

Гражданин России

1

8

Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

1


  1. Раздел «Без прошлого нет настоящего и будущего» -8 ч.

9

Человек самое необычное существо на Земле.

1

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

10

Как настоящее связано с прошлым

1

11

Наука о происхождении и становлении человека

1

12-13

Религиозно-мифологические представления о происхождении мира и человека.

2

14

Библейские представления о происхождении мира и человека

1

15-16

Библия. Всемирный потоп.

2


  1. Раздел «Как далёкая Россия становится близкой» -8 ч.

17-18

Как воскресить прошлое. Археология.

2

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

19

Зерно - свидетель

1

20

Как воскресить прошлое. Этнография. Как Илья из Мурома богатырём стал

1

21

Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии.

1

22-23

Письменность. Как было написано первое письмо

2

24

Мы все разные.

1


4.Раздел «Россия и мир» -10 ч.

25-26

Чудеса света

2


27-28

Сохранить прекрасное, вечное.

2

29

Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир.

1

30

Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа

1

31-32

Международное сотрудничество. Долг и голод.

2

33-34

Россия - моя Родина

2


Всего

34

4 класс.



п/п



Содержание (тема, раздел)



Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности


1.Раздел «Древняя Русь»

9

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

1

Введение . от прошлого к будущему. Зачем мне история.« Древняя Русь»

Восточные славяне и их соседи.

1

2

Образование Древнерусского государства

1

3

Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах , Ярослав Мудрый.

1

4

Основание Москвы. Юрий Долгорукий.

1

5

Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах).

1

6

Монголо -татарское нашествие. Борьба против монголо -татар

1

7

Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.

1

8

Объединение русских земель вокруг Москвы.

1

9

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

1



2.Раздел «Московское государство» -6ч.


10

Первый русский царь Иван Грозный.

1

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

11

Расширение границы государства. Жизнь и быт людей.

1

12

Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров

1

13

Смутное время в России.

1

14

Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин

1

15

Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.

1


3.Раздел «Российская империя» -5 ч.

16

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту).

1

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

17

Полтавская битва.

1

18

Новая столица России. Первая русская газета.

1

19

После петровская Россия. Российская империя при Екатерине II.

1

20

Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева. Культура России.

1


4.Раздел «Россия в XIX веке»- 5 ч.

21

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

1

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

22

Бородинское сражение. Герои Отечественной войны

1812 года..

1

23

Николай I и декабристы

1

24

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века.

1

25

Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.

1

5.Раздел « XX - XXIвека. История и современность» -8ч.


26

Конец Российской империи

1

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

27

Падение царской власти. Октябрьская революция.

1

28

Гражданская война. Образование СССР.

1

29

Великая Отечественная война.

1

30

Герои фронта и тыла

1

31

Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники ..К.Э. Циолковский.

1

32

Культура России.

1

33


Новая Россия государственное устройство (Российская Федерация).Государственные символы (герб, флаг, гимн)

1

34

Заключение

Интеллектуальная игра «Что я узнал?»

1


Всего

34

8.Материально - техническое обеспечение.

Учебные и методические пособия: Чутко Н.Я.Я гражданин России (Я моя страна мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Чутко Н.Я.Я гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. Самара Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.

Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г.Методические пояснения к курсу «Я гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2004.

Чутко Н.Я., Соколова Т.Е.Методические рекомендации к курсу «Я гражданин России». 4 класс. Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», 2008.

Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав ребенка

Конвенция ООН по правам ребенка «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. - Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.: 2008.

Хрестоматия «Твоя Россия». Карты России и Краснодарского края, ноутбук, мультимедийный проектор.


СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: Протокол № 1 Заседания ШМО заместителем директора по УВР учителей начальных классов ______________Малашенко Т.В. от «27»августа 2013 года от «28»августа 2013 года, ______________Егорова Г.А.

© 2010-2022