- Преподавателю
- Начальные классы
- Образовательная деятельность: «Кто главный в лесу? Живые цепочки»
Образовательная деятельность: «Кто главный в лесу? Живые цепочки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ерофеева И.А. |
Дата | 06.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образовательная деятельность: «Кто главный в лесу? Живые цепочки.»
Цель: уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес , бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В. Бианки «Сова»; игра по сказки; чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк»; изготовление полосок для экологических цепочек, написание совместно с детьми письма - приглашения серому волку.
Материал: фланелеграф, контурные изображения лесных цепей питания, картина «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев»; полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом.
Словарная работы: лесные цепи, равновесие, питание, гомон.
Ход образовательной деятельности
Рассказ воспитателя
- Каких животных называют хищными, каких - травоядными и почему?(Хищники - это животные, у которых острые зубы, хорошее чутьё, острое зрение, чуткие уши. Всё это помогает им охотиться на других животных. Травоядные - это животные, которые поедают растительную пищу.)
Рассказ воспитателя о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса: «В природе всё между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. На земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь питаются хищники - волки». В процессе рассказа на фланелеграфе выкладывается пищевая цепочка : трава - зайцы - волки. Сначала кладётся самая длинная полоска - трава, далее более короткая - зайцы, наконец, самая короткая - волки.
Вопрос после рассказа
- почему длинная полоска постепенно уменьшается? Кто ест траву? (зайцы.)
- Много или мало травы съедает каждый заяц? (Много.)
- Чего должно быть больше? (Травы ложно быть больше, чем зайцев)
- А чем питается волк (Ловит зайцев.)
- Что бы стать сильным и сытым, сколько зайцев должен съесть волк?(Много.)
-Кого должно быть меньше, волков или зайцев?(Конечно, волков, чтобы им хватило зайцев на обед.)
Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев - больше, чем волков.
Игра «Живая цепочка»
Две подгруппы детей самостоятельно строят «живую цепочку». Обсуждение с детьми построенной цепочки.
Письмо из леса
«Здравствуйте, дорогие друзья!
Пишут вам самые умные волки в нашем лесу - остальные писать не умеют. Мы были рады получить весточку от человека, ведь люди так редко хорошо относятся к нам.
Однажды охотник потерялся в нашем лесу коробок спичек, на котором был нарисован красивый волк, совсем как вожак нашей стаи. Мы обрадовались, а потом узнали, что под картинкой написано: «Уничтожайте волков!»Ну как после этого доверять людям? Правда, последнее время многие из вас, что и мы, волки, нужны в природе. Случилось так , что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо- невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись, кору обглодали. Лес погибать стал, зайцы, болеют, умирают. В общем, всем плохо стало . Опомнились люди, привезли новых волков в лес, и всё со временем наладилось. Ведь у каждого в природе своя роль, и мы, хищные звери, тоже нужны.
От всей волчьей души благодарим за ваше послание.
Волки.»
- Что случилось, когда в лесу не стало волков?(Зайцев развелось видимо - невидимо. Они съели всю траву, обглодали кору с деревьев. Лес стал погибать, а зайцы болеть).
- Почему люди вернули волков в лес? (Чтобы уменьшить количество зайцев.)
- Что измениться с уменьшением зайцев?(Лес возродиться, восстановиться количество травы.)
- Почему волки нужны в природе? (У каждого в природе своя роль, и хищные звери тоже нужны. )
Рисование (по выбору)
-
Необычное дерево, состоящее из геометрических фигур; Дать ему название;
-
Необычное животное, которое никто не видел; Дать ему имя, описать повадки.
Итог занятия
Всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль.