Образовательная деятельность: «Кто главный в лесу? Живые цепочки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная деятельность: «Кто главный в лесу? Живые цепочки.»

Цель: уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес , бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В. Бианки «Сова»; игра по сказки; чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк»; изготовление полосок для экологических цепочек, написание совместно с детьми письма - приглашения серому волку.

Материал: фланелеграф, контурные изображения лесных цепей питания, картина «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев»; полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом.

Словарная работы: лесные цепи, равновесие, питание, гомон.

Ход образовательной деятельности

Рассказ воспитателя

- Каких животных называют хищными, каких - травоядными и почему?(Хищники - это животные, у которых острые зубы, хорошее чутьё, острое зрение, чуткие уши. Всё это помогает им охотиться на других животных. Травоядные - это животные, которые поедают растительную пищу.)

Рассказ воспитателя о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса: «В природе всё между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. На земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь питаются хищники - волки». В процессе рассказа на фланелеграфе выкладывается пищевая цепочка : трава - зайцы - волки. Сначала кладётся самая длинная полоска - трава, далее более короткая - зайцы, наконец, самая короткая - волки.

Вопрос после рассказа

- почему длинная полоска постепенно уменьшается? Кто ест траву? (зайцы.)

- Много или мало травы съедает каждый заяц? (Много.)

- Чего должно быть больше? (Травы ложно быть больше, чем зайцев)

- А чем питается волк (Ловит зайцев.)

- Что бы стать сильным и сытым, сколько зайцев должен съесть волк?(Много.)

-Кого должно быть меньше, волков или зайцев?(Конечно, волков, чтобы им хватило зайцев на обед.)

Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев - больше, чем волков.

Игра «Живая цепочка»

Две подгруппы детей самостоятельно строят «живую цепочку». Обсуждение с детьми построенной цепочки.

Письмо из леса

«Здравствуйте, дорогие друзья!

Пишут вам самые умные волки в нашем лесу - остальные писать не умеют. Мы были рады получить весточку от человека, ведь люди так редко хорошо относятся к нам.

Однажды охотник потерялся в нашем лесу коробок спичек, на котором был нарисован красивый волк, совсем как вожак нашей стаи. Мы обрадовались, а потом узнали, что под картинкой написано: «Уничтожайте волков!»Ну как после этого доверять людям? Правда, последнее время многие из вас, что и мы, волки, нужны в природе. Случилось так , что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо- невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись, кору обглодали. Лес погибать стал, зайцы, болеют, умирают. В общем, всем плохо стало . Опомнились люди, привезли новых волков в лес, и всё со временем наладилось. Ведь у каждого в природе своя роль, и мы, хищные звери, тоже нужны.

От всей волчьей души благодарим за ваше послание.

Волки.»

- Что случилось, когда в лесу не стало волков?(Зайцев развелось видимо - невидимо. Они съели всю траву, обглодали кору с деревьев. Лес стал погибать, а зайцы болеть).

- Почему люди вернули волков в лес? (Чтобы уменьшить количество зайцев.)

- Что измениться с уменьшением зайцев?(Лес возродиться, восстановиться количество травы.)

- Почему волки нужны в природе? (У каждого в природе своя роль, и хищные звери тоже нужны. )

Рисование (по выбору)

  1. Необычное дерево, состоящее из геометрических фигур; Дать ему название;

  2. Необычное животное, которое никто не видел; Дать ему имя, описать повадки.

Итог занятия

Всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль.

© 2010-2022