Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. УМК Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Старотураево

муниципального района Ермекеевский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании МО

__________________________

Протокол №____

от «____»____________2015г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______ Мардаганиева Л.Р.

«____»____________ 2015г.


«Утверждаю» Директор МОКУ ООШ

с. Старотураево

___________ Каримова А.Т. Приказ №____ от «____»____________2015г.



Рабочая программа

по окружающему миру для 1 класса

на 2015-2016 учебный год

УМК «Начальная школа ХХI века»

Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена

на основе ФГОС второго поколения

Количество часов : всего 66 часов

в неделю 2 часа.


Учебник: Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011.




Составитель: Мардаганиева Л.Р.

учитель первой категории





2015-2016 уч.год

с.Старотураево

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и в соответствии с ФГОС НОО. Данная авторская программа основывается на концепции образовательных областей «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)», соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ. На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 часов в год (33 учебные недели по 2 часа в неделю). Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»: Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. : Вентана - Граф, 2011./ Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Таким образом, изучение «Окружающего мира» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников. Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде. В основе построения курса лежат следующие принципы: 1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей - природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. 3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям - творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. 4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения «Окружающему миру» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии). 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе. 6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий. В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Мы - школьники», «Твое здоровье» (1 класс); Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Темы: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения «Окружающего мира» на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.











Содержание курса окружающего мира в 1 классе


Введение. Что такое окружающий мир. Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы - школьники. Ты - первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Универсальные учебные действия:

  • определять время по часам с точностью до часа;
  • анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
  • воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
  • описывать назначение различных школьных помещений;
  • конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
  • реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Ты и здоровье. Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Универсальные учебные действия:

  • демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Мы и вещи. Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. Универсальные учебные действия:

  • классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
  • ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.


Родная природа. Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные). Универсальные учебные действия:

  • описывать сезонные изменения в природе;
  • создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • описывать внешние признаки растения;
  • характеризовать условия роста растения;
  • выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
  • различать животных по классам (без термина);
  • сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
  • различать животных по месту обитания.

Родная страна. Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Универсальные учебные действия:

  • составлять небольшой рассказ о своей семье;
  • взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
  • называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
  • различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
  • реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей). Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса


К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России; - различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах; - ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении; - различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий; - различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»; - определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения; - устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы; - описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира; - сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
-анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения; - различать основные нравственно-этические понятия; - рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей; - участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.



























УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Класс 1_

Учитель Мардаганиева Лариса Рамизовна

Количество часов

Всего 66 час. ; в неделю 2 час.

Плановых тестов 3

Планирование составлено на основе программ Министерства образования РФ Учебник: Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Рабочая тетрадь: Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013.




Учебно - тематическое планирование

по окружающему миру, 1 класс

(2 час. в неделю, всего 66 час.)

УМК «Начальная школа XXI века»

п/п

Наименование разделов или глав

Количество часов

Из них

Контрольные работы

1

2

3

4

1

Ты - первоклассник

4

2

Родная природа

24

3

  1. Родная страна

16

2

4

  1. Твое здоровье

7

1

5

  1. Твои друзья - взрослые и дети

10

6

  1. Мы и вещи

3


  1. Итого

66

3



Тематическое планирование курса окружающий мир

п/п

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

1 класс

1

Ты - первоклассник

Статус ученика, школьника. Одноклассники, правила поведения в школе. Правила взаимоотношений.

Режим дня первоклассника. Дорога от дома до школы. Безопасность на улицах и дорогах. Наблюдения. Моделирование ситуаций поведения в разных школьных помещениях, на улицах города. Игровая деятельность: правила дорожного движения. Учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

2

Ты и здоровье

Органы чувств. Закаливание. Культура питания. Дидактическая игра: принятие задачи, выполнение правил. Моделирование ситуаций на правила поведения во время еды.

3

Мы и вещи Труд людей, профессии. безопасное поведение с бытовыми электрическими и газовыми приборами. Коммуникативная деятельность: характеристика труда людей разных профессий. Моделирование ситуаций ОБЖ при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами.

4

Родная природа Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние-дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы.

5

Родная страна Семья. Родной город (село). Труд людей родного города (села). Россия, Москва. Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы урока

Кол.

час.

Дата план.

Дата факт.

Ты - первоклассник

4

1

Этот удивительный мир

1

4.09

2

Давай познакомимся

1

7.09

3

Мы - школьники

1

11.09

4

Правила поведения в школе

1

14.09

Родная природа

3


5

Сентябрь - первый месяц осени

1

18.09

6

Что нам осень подарила

1

21.09

7

Грибная пора

1

25.09

Твои друзья - взрослые и дети

3

8

Семья

1

28.09


9

Любимые занятия. Воскресный день

1

2.10

10

Воскресный день

1

5.10

Родная природа

5

11

Как из зерна получилась булка

1

9.10

12

Человек и домашние животные

1

12.10

13

«Октябрь уж наступил…»

1

16.10

14

Птицы осенью

1

19.10

15

Явления природы

1

23.10

Родная страна

2

16

Где ты живешь?

1

26.10

17

Правила поведения на дорогах

1

30.10

Мы и вещи

2

18

Ты и вещи

1

6.11

19

Кто работает ночью

1

9.11

Твое здоровье

4

20

Что такое здоровье

1

13.11

21

Правила гигиены

1

16.11

22

О режиме дня

1

20.11

23

Урок в спортивном зале

1

23.11

Родная страна

4

24

Ноябрь - зиме родной брат

1

27.11

25

Звери - млекопитающие

1

30.11

26

Что мы знаем о птицах

1

4.12

27

Птичья столовая

1

4.12

Родная страна

2

28

Родной край

1

11.12

29

Дом, в котором ты живешь

1

14.12

Мы и вещи

1

30

Зачем люди трудятся

1

18.12

Родная природа

2

31

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»

1

21.12

32

Какой бывает вода?

1

25.12

Твои друзья - взрослые и дети

3

33

Поговорим о дружбе

1

28.12

34

Идем в гости

1

15.01

35

С наступающим Новым годом!

1

18.01

Родная природа

3

36

Январь - году начало, зиме - середина

1

22.01

37

Хвойные деревья

1

25.01

38

Жизнь птиц

1

29.01

Родная страна

4

39

Наша страна - Россия

1

1.02

40

Богата природа России

1

5.02

41

Мы - россияне

1

8.02

42

Народная сказка 1

12.02

Родная природа

3

43

Февраль - месяц метелей и вьюг

1

22.02

44

Звери - млекопитающие

1

26.02

45

Наш уголок природы Животные и растения уголка природы

1

29.02

Родная страна

1

46 Мы - граждане России

1

4.03

4.03

Твои друзья - взрослые и дети

4

47

О правилах поведения

1

7.03

48

О правилах поведения

1

11.03

49

23 февраля - День защитника Отечества

1

14.03

50

8 марта - праздник всех женщин

1

18.03

Родная природа

2

51

Март - капельник

1

4.04

52

Птичьи разговоры

1

8.04

Твое здоровье

3

53

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1

11.04

54

Здоровая пища

1

15.04

55

Какое бывает настроение

1

18.04

Родная природа

2

56

Апрель-водолей

1

22.04

57

Жизнь насекомых весной

1

25.04

Родная страна

3

58

Весенние работы

1

29.04

59

Кто работает на транспорте

1

2.05

60

День космонавтики

1

6.05

Родная природа

4

61

Май весну завершает, лето начинает

1

13..05

62

Жизнь земноводных весной

1

16.05

63

Животное - живое существо

1

20.05

64

Природе нужны все!

Ты - пешеход

1

23.05


65-66



Резерв

2

С 15.02 по 20.02 доп каникулы

2 часа

Итого

66





































Перечень учебно - методического обеспечения:


Учебник: Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Рабочие тетради: Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Методическое пособие: Окружающий мир: 1-2 класс: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011. Окружающий мир: 1-4 класс: программа курса / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011. Окружающий мир: 1 класс: электронный образовательный ресурс на CD к учебнику для 1 класса / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Дидактические материалы:

  • иллюстрации;

  • плакаты;

  • набор картинок;

  • схемы;

  • дидактические игры;

  • видеофильмы;

  • тесты.

Оборудование:

  • Учебные столы.

  • Магнитная доска.

  • Мультимедийный проектор.

  • Компьютер.

  • Экран.
















Список литературы:


  1. Алексеев С.П.Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

  2. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. -М.: Дрофа, 1997.

  3. Береговой Г. Космос - землянам. - М.: Молодая гвардия, 1983.

  4. Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. - М.: Диадема - пресс, 2001.

  5. Зубков Б. Книжка про книжку. - М.: Малыш, 1998.

  6. Митяев А. Рассказы о русском флоте. - М.: Русская книга, 1994.

  7. Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства 9 19 вв. - М.: Современник. 1999.
  8. Чудакова Н.В. Я познаю мир. - М.: Аст, 2002.

  9. Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. - М.: Вече, 2001

  10. Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. - М.: Детская литература, 1996.






































© 2010-2022