Воспитательная система класса Твори добро

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя России Шерстянникова А.Н. Усть-Кутского муниципального образования.


Воспитательная система класса

«Твори добро»

Асхаева Альбина Николаевна

учитель начальных классов

























2010-203 учебный год

Воспитательная система класса.

Асхаева А. Н., учитель начальных классов.

Нравственное воспитание младших школьников в учебно - воспитательном процессе.

« Твори добро на радость людям».

« Явление нравственного составляет

главную задачу воспитания, гораздо

более важную, чем развитие ума

вообще, наполнение головы познаниями».

К.Д. Ушинский.

Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. « Мораль» - нормы, принципы, правила поведения людей.

В. И. Даль толковал слово мораль как « нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. «Нравственность -это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости - важнейших нравственных качеств младшего школьника.

« Нравственное воспитание детей - это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, и надо.

Порой взрослому человеку трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В. А, Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить « умению чувствовать человека».

Актуальность работы.

Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель воспитательной системы:

Формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи:

Воспитание у ребенка нравственной ответственности за свои поступки, дела перед близкими, окружающими, обществом.

Воспитание щедрости и бескорыстия, негативное отношение к жадности, корыстолюбию.

Формирование у ребенка чувства удовлетворения от того, что он делает хорошие дела, приносит пользу близким, окружающим, радует их добрыми поступками.

Научить ребенка понимать душевное состояние другого человека, его боль и тревоги, оказывать бескорыстную помощь и поддержку, быть чутким и внимательным, отзывчивым и сердечным. Пробудить у ребенка потребность заботиться о других, приносить им пользу, радоваться их успехам.

Формирование у ребенка выдержки, сдержанности, терпимости к злу, зависти, подлости, презрение ко всему недостойному.

( Задачи в стихах: Есть у меня своя система воспитательной работы.

Задачи ставлю следующие я .

Как их решить - вот моя забота.

Ответственными быть за все свои поступки.

И с правдой быть в ладу.

Малого и старого не давать в беду.

Мирно жить с соседом

Презирать скандал

Накормить обедом,

Кто в пути устал.

Верить в человечность,

Коль придет беда.

Чуткость и сердечность,

Проявлять всегда.

Говорить лишь правду.

Какой бы ни была.

Делать только в жизни

Добрые дела!

Скромными растите

Хвастовству - позор!

Зазнаваться - плохо.

О чем тут разговор?

Быть всегда терпимым,

Непримиримым к злу.

Умей всегда доказывать.

Свою ты правоту.

Но если ты ошибся

Сумей признать вину.

От этого на сердце.

Легче самому.

Радуйся успехам.

Ты своих друзей.

Проявляй заботу.

Кто тебя слабей.

Задачи все - как их решить?

Какие выбрать формы?

В ребенка чтобы « заложить»,

добро, мораль и совесть.

Принципы системы.

  1. Делай добро!

  2. Люби и прощай людей!

  3. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!

  4. Бойся обидеть человека!

  5. Найди свою цель в жизни!

  6. Не ищи оправдания собственным слабостям!

  7. Познай себя и мир!

  8. Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое!

  9. Не теряй веры в себя!

  10. Умей дарить радость людям!

  11. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь!

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и неправдивости.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей ( играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми младше себя и взрослыми.

Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающие определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

В программе нравственного воспитания выделяю следующие направления.

Направления.


  1. Изучение уч-ся класса, 2. Деятельность по сплоче

отношений, общения и нию и развитию классного

деятельности в классном коллектива,созданию разви

коллективе. вающей среды личности

ребенка.

3. Совместная работа педагога

и семьи.

Формы работы.

1. Беседы. 2. Конкурсы. 3. Кл. часы. 4. Выставки.

5. Проведение 6. Викторины.

праздников.

Прогнозируемые результаты.

-Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

- Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств.

- Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

- Вооружение уч-ся знаниями о морали, формирование моральных норм.

- Формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

Программа включает в себя 4 шага.

1 -ый шаг - 1класс.

Основные направления деятельности.

Задачи деятельности.

Средства реализации задач.

« Годовой круг Праздников и Традиций».

1. Изчение уч-ся класса,

отношений, общения и деятельности в классном коллективе.


2. Деятельность по сплочению и развитию кл. коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

3. Совместная работа педагога и семьи.

1.Изучить потребности,

интересы, склонности и др. личностные хар-ки

членов кл.коллектива.

2.Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

3. Выявление потенциальных возможностей школьников.

1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

1.Выявить воспитательные возможности родителей и других членов семьи, вовлечение в жизнедеятельность классного коллектива.

1.Анкетирование, игра « Путешествие по морю любимых занятий».

2. Мастерская общения: « Давайте познакомимся!».Самопредставление: « Это я»,игра « Расскажи мне обо мне», « Кто я? Какой я?»,

3. Конкурс рисунков « Мое любимое занятие».

4.Составление карты интересов и увлечений уч-ся класса.

1.Экскурсии, походы по родному краю.

2. Распределение поручений.

3..Праздник « Посвящение в первоклассники», « В мире вежливости».

4.Ролевая игра « Планета друзей».

5.Беседы « Права и обязанности школьников», « Как вести себя в столовой», « Поговорим о том, как мы выглядим».

6 Путешествие « В мир волшебных слов».

1.Мастерская общения: « Давайте познакомимся - мир интересов моей семьи»2.Родительские собрания « Адаптация мл.шк. к условиям школьной жизни», « Распорядок дня первоклассника -залог здоровья».

3. Микроисследования семей.

4. Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс.

5. Проведение праздников с привлечением родителей.

2 -ой шаг - 2 класс.

Основные направления деятельности.

Задачи деятельности.

Средства реализации задач.

1.Деятельность по сплочению и развитию кл. коллектива, созданию развивающей среды личности.



2.Совместная работа педагога и семьи.

Продолжить работу по сплочению и развитию кл. коллектива.

Формирование нравственных понятий.

Воспитывать стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.


1. Определить значение общения для и взрослых.

2.Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

3. Вовлечение в жизнедеятельность кл. коллектива.

1.Кл часы « Эгоисты. Кто они такие?»,

« Обиды и причины обид», « О лени и лентяях», « Наши друзья - животные». « Мы -патриоты», «Как помочь товарищу, если он попал в беду».

2.Проведение праздников «День именинника», « Книжкин праздник»( экскурсия в библиотеку), « Праздник вежливости».

3.Мастерская общения «О чем я мечтаю», « Как мы выполняем свои поручения», « наш класс на перемене», « Что у меня на сердце».

4.Составление карты интересов и увлечений уч-ся класса.

5. Конкурс рисунков « Моя малая родина», « Зелёная планета».

1.Родительские лектории « Значение общения в развитии личностных качеств ребенка», « Формирование духовности у учащихся через чтение», « Нравственное воспитание мл.шк. в школе и дома».

2. Анкетирование родителей.

3.Спортивные состязания « Здоровая семейка», походы по родному краю с привлечением родителей.

4. Праздники « День мамы», « Ласковые слова маме».

5. Микроисследование семей.

3 -ий шаг - 3 класс.

Основные направления деятельности.

Задачи деятельности.

Средства реализации задач.

1. Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребёнка.



2.Совместная работа педагога и семьи.

1. Продолжить работу по сплочению и развитию кл коллектива.

2.Формирование нравственных понятий.

3.Воспитывать понимание общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

4. Воспитывать в сознании уч-ся важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность. взаимоуважение.

1. Определить роль семьи в воспитании нравственных качеств ребёнка.

2. Вовлечение родителей в

проведение совместных мероприятий.

3. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций уч-ся.

1.Кл.часы « Что такое характер?»,

« Правда и ложь - какие они»,

« Слово, не воробей……».

2.Конкурс рисунков « Мир вокруг меня. Какой он?», « самое яркое событие в 3 классе».

3.Экскурсии в музей: « Защитники Родины», « город, в котором я живу».

4. Военно- спортивные праздники ко Дню Защитника Отечества.

5. Мастерская общения « Поступай, как велит тебе твоя совесть», « Мои семейные обязанности», « О доброте и милосердии».

6. Составление карты увлечений и интересов уч-ся.

1.Проведение родительских лекций.

« Эмоции положительные и отрицательные», « Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

2.Родительские тренинги, анкеты для родителей - в родительский дневник!

3. Совместные мероприятия, праздники « Золушка на новый лад»,

« В здоровом теле здоровый дух»,

« Я умею, я могу, я хочу».

4. Микроисследование семей.

4 ый шаг - 4 класс.

Основные направления деятельности.

Задачи деятельности.

Средства реализации задач.

1.Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива,

созданию развивающей среды личности ребёнка.





4 ый шаг- 4 класс (продолжение).

2.Совместная работа

педагога и семьи.

1.Продолжить работу по

сплочению и развитию кл. коллектива.

2.Воспитывать и развивать общечеловеческие качества личности.

3.Прививать навыки и привычки нравственного поведения.

4. Обогащать эмоциональный мир детей.

5. Формировать ответственность за свое здоровье.




1.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

2.Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в мл. шк. возрасте.

1.Кл.часы « Сущность понятий «честность», « порядочность»,

« Что значить уважать мнение других», «Если вместе мы всегда, зла не будет никогда».

2.Викторины « Чем богат наш край»,

« 20 вопросов об Усть-Куте»,

« Новогодняя викторина».

3.Создание и защита портфолио

« Мой дневник достижений - самореклама».

4. Проведение праздников «Празднуем дни рождения одноклассников»,

« Прощай начальная школа»,

« Рыцарский турнир вежливости».

5. Акция « спешите делать добрые дела».

6. Анкетирование « Десять моих « я»,

« Мои школьные трудности».

7.Написание сочинений « Что значить быть счастливым?», « Что значит

быть другом»

8. Сочиним сказку «О вредных привычках и о том, как победила сила воли»

9. Тренинг « Я скоро стану пятиклассником».


1. Проведение род. лекториев «Агрессивные дети. причины и последствия детской агрессии».

« Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребёнка».

2.Конкурс « Папа, мама.я -читающая семья».

3 Создание фотоколлажей « мы счастливы, потому что мы вместе».

4. Викторина для родителей « Знаете ли вы…..».

5. Дискуссия «О вредных привычках».

6. Парад талантов детей и родителей-

Концертная программа.


Проведение данных мероприятий в классе способствуют нравственному развитию детей.

Характеристика 4 класса.

В классе 17 человек, все дети переведены в 5 класс. Школу посещали с желанием,

определенная работа кл. руководителя, родительского комитета и социального педагога проводилась с семьей Тарасенко Н.

Родители интересуются не только успехами и неудачами своих детей, но и жизнью всего класса. К порученным делам в основном все дети относятся добросовестно. Активно участвуют в классных, школьных, городских мероприятиях. В сложившихся

ситуациях дети высказывают свои взгляды, суждения, оценки. Переживали за свои результаты и результаты всего класса.

Программа отслеживания результатов включает в себя такие приемы и методы:

- Педагогическое наблюдение, использование методов диагностики.

- Тестирование, анкетирование.

В прошлом году проведена диагностика уровня воспитанности, которая показала следующие результаты.

Уровень воспитанности.

Воспитательная система класса Твори доброВоспитательная система класса Твори добро



Степень обученности за 2007- 08г. успеваемость- 94% , качество -58%.

за 2008- 09г. -100%, - 52%.

Воспитательная система класса Твори добро

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Заповеди учителя, на которые я опираюсь в своей работе.

  1. Люби детей! Защити их любовью и правдой.

  2. Постоянно ищи в ребенке богатство его души.

  3. Научи детей думать и любить!

  4. Дари себя детям!

  5. Воспитывай, опираясь на природу ученика.

  6. Учитель - автор своей системы, методов, своего класса.

  7. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

© 2010-2022