Рабочая программа ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Г. Керчи РК «Школа № 25»

Рассмотрено

на заседании МО

______________________________________

Протокол № _______ от «__»_______20__г.

Рук. МО___________






Согласовано

Зам. директора УВР


___________________


«___»_________20__г.


Утверждаю

Директор МБОУ

«Школа № 25»

___________________

Приказ №__________

от «__»_______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Литературное чтение»

Уровень образования начальное общее, 3-а класс

Количество часов

Всего 136, в неделю 4 часа

Учитель Чернолецкая М.А., высшая квалификационная категория

Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению





Учебники: «Литературное чтение», 3 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина, М.: «Просвещение», 2014

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «Литературное чтение» 1-4 Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации
  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными научно-познавательными текстами
Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. Поскольку курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью непрерывного курса чтения литературной средней общеобразовательной школы, то этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6-10 лет
  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвует в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
  1. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
  1. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Учитывая особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительность) 23 учебных недели по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучения, индивидуальным особенностям обучаемых и спецификой используемых учебных средств. В примерной (базисной) программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе литературного чтения, так и русского языка. После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействия, формируя культуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), отзыв. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном,учебном и научно-популярном текстах, понимать авторскую позицию в произведениях, выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений. В разделе «Круг детского чтения» реализуется принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанровое и тематическое разнообразие, доступность для восприятия детьми 6-10 лет, читательские предпочтения младших школьников. В предлагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературных произведениях разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX - XX веков, а также современных авторов.

Содержание курса «Литературное чтение»

(444 часа) Виды речевой деятельности Аудирование (слушание)(30-40 часов) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Уметь задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение (190-225 часов) Чтение вслух Постепенный переход от слогового к плановому осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передачи их с помощью интонирования. Чтение «про себя» Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающие, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнение высказывания и др.. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах тестов: художественных, учебных, научно-познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержание книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использую текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Работа с текстом художественного произведения Понимания заглавия произведения; адекватное соответствие с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определений особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием спецификой для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для их практического освоения обучаемыми для ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности , что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценировании, драматизации. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказ; создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Данный предмет знакомит учащихся с нравственно-эстетическим ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного восприятия и развития формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Курс «Литературное чтение» рассчитан на 444часа. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 36часов (4часа в неделю, 9 учебных недель), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте. Результаты изучения курса На первой ступени школьного обучения в ходе освоения программы по литературному чтению обеспечиваются условия для достижения обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятия литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывания своей точки зрения и уважения мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание самого себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирования, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

  • Осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значения литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей)культуры человека
  • Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор)
  • Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста
  • Осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах
  • Работать со справочно-энциклопедическими изданиями


Темы учебного курса. Литературное чтение 3 класс



Название темы

Кол-во часов

Рабочая программа

Примерная программа

1 Вводный курс

1

1

2 Самое великое чудо на земле

4

4

3 Устное народное творчество

14

14

4 Поэтическая тетрадь

31

31

5 Великие русские писатели

24

24

6 Литературные сказки

8

8

7 Были-небылицы

10

10

8 Люби живое

16

16

9 Собирай по ягоде -наберешь кузовок

12

12

10 По страницам детских журналов

8

8

11 Зарубежная литература

8

8

всего

136

136
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских пометках. Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика исторического героя - защитника отечества. Осознания понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей) пересказ. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение «опорных» или «ключевых» слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тесте, позволяющих составить рассказ о герое),описание места действия (выбор слова, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными и научно-познавательными текстами Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно-познавательного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые и опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) (100-110 часов) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи (20-25 часов) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия характера героем), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. Курс детского чтения Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы, XIX -XX веков; классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту. Произведения, предназначенные для младшего школьного возраста. Произведения, изучения которых предполагается в средней школе. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о детях, о братьях наших меньших, о добре и зле, юмористические произведения.

Характеристика учебного предмета «Литературное чтение», 3 класс Цель:

  • Овладение осознанными, правильными, беглым и выразительным чтением, совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора
  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональный отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения при чтении к слову и умение понимать художественное произведение
  • Обогащение нравственного опыта младших школьников
Задачи:
  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения
  • Формировать умение воссоздать художественные образы
  • Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни
  • Обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности
  • Обеспечивать развитие речи школьников
  • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
Объем программы (суммарно в год) и в неделю Предмет «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 136 часов (4часа в неделю, 34 учебные недели) Материально-техническое обеспечение курса: Книгопечатная продукция Учебники
  1. Литературное чтение. Учебник 3 класс в 2 частях Климанова Горецкий часть 1. Просвещение 2012год
  2. Литературное чтение. Учебник в 2 частях Климанова Горецкий часть 2. Просвещение 2012год

Методические пособия: Климанова, Горецкий. Уроки литературного чтения в 3 классе. Поурочные разработки Москва «ВАКО»2014 Рабочие программы «Школа России» Просвещение 2011год Технические средства обучения
  1. Классная магнитная доска
  2. Телевизор
  3. Учебный диск по литературному чтению




Содержание учебного предмета Самое великое чудо на свете 4 часа Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров Устное народное творчество (14 часов) Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка» Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». И.З.Суриков»Детство», «Зима» Великие русские писатели (24 часа) А.С.Пушкин «За весной, красой природы», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Басни Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица». Лирические стихотворения Лермонтова «Утес», «Горные вершины». Л.Н.Толстой «Акула. Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве». Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт «Золотое слово». И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы» Литературные сказки (8 часов) Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» Были-небылицы (10 часов) М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой». К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». А.И.Куприн «Слон» Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон». А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А.Есенин «Черемуха». Люби живое (16 часов) М.М.Пришвин «Моя Родина». И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И.Белов «Малька провинилась». В.И.Белов «Еще про Мальку» В.В.Бианки «Мышонок Пик». Б.С.Житков «Про обезьянку». В.Л.Дуров «Наша Жучка». В.П.астафьев «Капалуха». В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) С.Я.Маршак «Гроза днем». А.Л.Барто «Разлука», «В театре». С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12 часов) Б.В.Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». А.П.Платонов «Еще мама». М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю.Драгунский «Друг детства» По страницам детских журналов (8 часов) Ю.И.Ермолаев «Проговорился». Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.Сеф «Веселые стихи» Зарубежная литература (8 часов) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсон «Гадкий утенок»




Наименование разделов и тем

Количество часов

Практическая часть

Чтение наизусть

Техника чтения, работа с текстом

Проект

Проверочная работа Вводный урок

1

-

-

-

- Самое великое чудо на земле

4

-

-

-

1 Устное народное творчество

14

1

2

1

1 Поэтическая тетрадь 1

11

2

-

1

1 Великие русские писатели

24

3

2

-

1 Поэтическая тетрадь 2

6

-

-

-

1 Литературные сказка

8

-

-

-

1 Были-небылицы

10

-

-

-

1 Поэтическая тетрадь 1

6

2

1

-

1 Люби живое

16

-

1

-

1 Поэтическая тетрадь 2

8

2

-

1

1 Собирай по ягодке - наберешь кузовок

12

-

-

-

1 По страницам детских журналов

8

1

2

-

1 Зарубежная литература

8

1

-

-

1 итого

136

12

8

3

13

Календарно - тематическое планирование

Литературное чтение

( по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий)

( 136 часа, 4 ч. в неделю)

№ Корр. Тема урока Дата Корр. Корр. Прим. 1.
Введение (1ч) Знакомство с учебником по литературному чтению Вн. чтение. «Книги прочитанные летом»






Раздел 1 «Самое великое чудо на свете» (4ч.)



2.
Самое великое чудо на свете. Знакомство с названием раздела.




3.
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.



4.
Первопечатник Иван Федоров.



5.
Урок - путешествие в прошлое. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Самое великое чудо на свете»





Раздел 2 «Устное народное творчество» (14ч.)



6.
Устное народное творчество. Знакомство с разделом.



7.
Русские народные песни. (наизусть)



8.
Докучные сказки.



9.
Народные художественные промыслы, произведения народного искусства.




10.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»



11.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»



12.
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»



13.
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»



14.
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»



15.
Русская народная сказка «Сивка-бурка»



16.
Русская народная сказка «Сивка-бурка»




17.
Художники - иллюстраторы В.Васнецов , И. Билибин.




18.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество»
Вн. чтение «Лирические и шуточные народные песни, произведения прикладного искусства»




19.
Проект «Сочиняем волшебную сказку».






Раздел 3. Поэтическая тетрадь1 (11ч.)



20.
Поэтическая тетрадь 1. Знакомство с разделом.



21.
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)



22.
Ф. Тютчев «Весенняя гроза» ( наизусть)



23.
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение - миниатюра «О чем расскажут осенние листья»



24.
А. Фет «Мама! Глянь - ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой» (наизусть)



25.
Н. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно»



26.
Н. Никитин «Встреча зимы»



27.
И. Суриков «Детство»



28.
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.



29.
Путешествие в Литературную страну. Вн. чтение «Картины осенней природы глазами поэтов»



30.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Поэтическая тетрадь 1»





Раздел 4 «Великие русские писатели» (24ч.)



31.
Великие русские писатели. Знакомство с названием раздела.



32.
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни Пушкина»



33.
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения.



34.
А. Пушкин «Зимнее утро»



35.
А. Пушкин «Зимний вечер»



36.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»



37.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»



38.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (наизусть)



39.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»



40.
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотношение рисунков с художественным текстом.




41.
И. А. Крылов. Подготовка сообщения о Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.




42.
И. Крылов «Мартышка и очки».



43.
И. Крылов «Зеркало и обезьяна».



44.
И. Крылов «Ворона и лисица» ( наизусть по выбору)



45.
М. Лермонтов - выдающийся русский поэт.



46.
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»



47.
М. Лермонтов «Утес». «Осень».( наизусть)



48.
Л.Н. Толстой - великий русский писатель. Детство Л. Н. Толстого.



49.
Л.Н. Толстой «Акула»



50.
Л.Н. Толстой «Прыжок»



51.
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»



52.
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение текстов.



53.
Оценка достижений




54.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Великие русские писатели»





Раздел 5. Поэтическая тетрадь 2 (6ч.)



55.
Поэтическая тетрадь 2. Знакомство с названием раздела.



56.
Н. А. Некрасов « Славная осень!...», « Не ветер бушует над бором…»



57.
Н. А. Некрасов « ДедушкаМазай и зайцы»



58.
К. Бальмонт « Золотое слово»



59.
И. Бунин « Детство», « Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»



60.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2» Вн. чтение «Образ природы в произведениях поэтов»





Раздел 6 «Литературные сказки» (8ч.)



61.
Литературные сказки. Знакомство с разделом.



62.
Д. Н. Мамин-Сибиряк « Алёнушкины сказки»( призказка)



63.
Д. Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».



64.
В. М. Гаршин « Лягушка-путешественница»



65.
В. Ф. Одоевский « Мороз Иванович»



66.
В. Ф. Одоевский « Мороз Иванович»



67.
Литературные сказки .
Вн. чтение « Нравственный смысл литературных сказок»



68.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки»





Раздел 7«Были - небылицы» (10ч.)



69.
Были - небылицы. Знакомство с названием раздела



70.
М. Горький « Случай с Евсейкой»



71.
М. Горький « Случай с Евсейкой»



72.
К. Г. Паустовский « Растрёпанный воробей»



73.
К. Г. Паустовский « Растрёпанный воробей»



74.
К. Г. Паустовский « Растрёпанный воробей»



75.
А. И. Куприн « Слон»



76.
А. И. Куприн « Слон»



77.
А. И. Куприн « Слон»



78.
Урок -путешествие. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Были-небылицы» Вн. чтение « Выдуманные и реальные события в рассказах авторов»





Раздел 8. Поэтическая тетрадь 1 (6ч.)



79.
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?..»



80.
С. Чёрный « Воробей», « Слон».



81.
А. Блок « Ветхая избушка» (наизусть)



82.
А. Блок «Сны», «Ворона».



83.
С. А. Есенин « Черёмуха». Сравнение стихотворений разных поэтов на одну и ту же тему. (наизусть)



84.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1»






Раздел 9. « Люби живое» (16ч.)



85.
Люби живое. Знакомство с названием раздела



86.
М. М. Пришвин « МояРодина».Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.



87.
И. М. Соколов-Микитов «Листопадничек».



88.
И. М. Соколов-Микитов «Листопадничек».



89.
В. И.Белов «Малька провинилась»



90.
В. И. Белов «Ещё раз про мальку»



91.
В. В. Бианки «Мышонок Пик»



92.
В. В. Бианки «Мышонок Пик»



93.
Б. С.Житков «Про обезьянку»



94.
Б. С.Житков «Про обезьянку»



95.
Б. С.Житков «Про обезьянку»



96.
В. Дуров «Наша Жучка»



97.
В. Астафьев «Капалуха»



98.
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится...»



99.
Урок-конференция « Земля наш родной дом»



100.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое» Вн. чтение «Рассказы о животных»





Раздел 10. Поэтическая тетрадь 2 (8ч.)



101.
Знакомство с названием раздела.



102.
С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»



103.
А. Л. Барто «Разлука»



104.
А. Л. Барто« В театре» (наизусть)



105.
С. В. Михалков «Если», «Рисунок».



106.
Е. А. Благинина « Кукушка», «Котёнок» (наизусть)



107.
Проект «Праздник поэзии»



108.
«Крестики-нолики. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2» Вн. чтение « Праздник поэзии»





Раздел 11. « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»» (12ч.)



109.
Собирай по ягодке- наберёшь кузовок. Знакомство с названием раздела.



110.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.



111.
А. П. Платонов «Цветок на земле»



112.
А. П. Платонов «Цветок на земле»



113.
А. П. Платонов « Ещё мама»



114.
А. П. Платонов « Ещё мама»



115.
М. М. Зощенко « Золотые слова»



116.
М. М. Зощенко « Великие путешественники»



117.
Н. Н. Носов « Федина задача»




118.
Н. Н. Носов « Телефон»



119.
В. Драгунский « Друг детства»




120.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок».
Вн. чтение «Юмористические рассказы о жизни детей»





Раздел 12. « По страницам детских журналов» (8ч.)



121.
По страницам детских журналов. Знакомство с названием раздела




121.
Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»



123.
Ю. Ермолаев « Проговорился»



124.
Ю. Ермолаев «Воспитатели»



125.
Г. Б. Остер « Вредные советы» (наизусть)



126.
Г. Б. Остер «Как получаются легенды»



127.
Р. С. Сеф« Весёлые стихи» (наизусть)



128.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «По страницам детских журналов» Вн. чтение «Газеты и журналы нашего края»





Раздел 13. « Зарубежная литература» (8ч.)



129.
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.




130.
Древнегреческий миф « Храбрый Персей»



131.
Древнегреческий миф « Храбрый Персей»



132.
Г.-Х. Андерсен « Гадкий утёнок»



133.
Г.-Х. Андерсен « Гадкий утёнок» (наизусть)



134.
Г.-Х. Андерсен « Гадкий утёнок»



135.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература». Вн. чтение «Легенды и мифы»



136.
« Брей- ринг». Обобщающий урок за год





© 2010-2022