Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».


Ж.-Ж. Руссо

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья.

Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость - это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал - главное условие в обеспечении благоприятных условий. Задача школы - научить детей с раннего возраста укреплять, ценить и беречь здоровье. Этому способствуют:

  • Активная и широкая пропаганда и организация здорового образа жизни.

  • Увеличение объема двигательной нагрузки учащихся на уроках физической культуры и вне урока.

  • Информирование учащихся о способах оздоровления организма. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления организма.

  • Установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями, профилактика заболеваний и организация медицинского всеобуча.

    • Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья.
  • Функции здоровьесберегающей технологии:
  • формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
  • информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
  • диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
  • адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
    здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
    собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
    стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
    адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
  • рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
  • интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
    концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
    подрастающего поколения.
  • Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.
  • Остановимся на нескольких концептуальных позициях.
  • 1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья детей:
  • -приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение
  • -формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия)
  • -развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.)
  • -воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности
  • -формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций
  • -воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью
  • -воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека
  • -формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром
  • -развитие умений оказать первую медицинскую помощь
  • -формирование у учащихся знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

Факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся множество. Психолого-педагогические факторы, зависящие от самого учителя (психологический климат в классе, наличие эмоциональных разрядок, характер проведения опросов, проблема оценок, индивидуальный подход к ученикам, состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью). Приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
  • компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
  • стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
  • информационно-обучающее (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Этот путь: "Учение с увлечением". Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.


Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа


Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт
- напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик(сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие)

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при помощи сочетания двух направлений: 1) уроков физической культуры и работы спортивных секций во внеурочное время 2) «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

К малым формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворить ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности. Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультминутки мы проводим, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдению правил игры. Мы считаем, что неплохо использовать простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивность, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей. Гимнастика до уроков на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение - подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц. Целью корригирующей гимнастики в школе является коррекция отклонений здоровья и физическою развития учащихся, осознанное сохранение и укрепление здоровья опорно-двигательного аппарата и формирование основ здорового образа жизни. Спортивные соревнования, походы, викторины, праздники - все виды внеклассной деятельности не только стимулируют ученика к творческой активности, но прежде всего, развивают его мотивацию, желание быть здоровым здесь и сейчас.
- у всех учащихся начальных классов изучение проблемы сохранения здоровья вызывает интерес; - все родители считают, что знания по данной проблеме развивают у детей жизненную позицию, повышают уровень эрудиции, способствуют развитию самостоятельной творческой деятельности; - более 80% родителей углубили свои знания; - дети чаще стали обдумывать свои поступки, оказывать помощь близким, стремятся к улучшению своего здоровья.

Отрадно то, что показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения зрения держатся на одном уровне Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


© 2010-2022