Открытый урок по литературному чтению Щедрый человек

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Казахстан

Актюбинская область

Мугалжарский район

Город Кандыагаш

Школа-гимназия №3

Учитель начальных классов

Иманалина Сандугаш Ерсаиновна

Урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Щедрый человек», автор притчи Ы.Алтынсарин.

Тема: Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»

Цель: Развитие умения анализировать текст на основе использования стратегии "Критического Мышления через Чтение и Письмо", развитие умения анализировать, аргументировать, делать выводы.

- Продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа.

- Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.

- Работать по привитию учащимся нравственных качеств: доброты, любви, труда, милосердия.

Оборудование урока:

Кластер "Щедрый человек", карточки, оценочные листы.

Ход урока.

- Вхождение в урок. Эмоциональный настрой на урок. Деление на группы «Меценаты», «Спонсоры» (2 группы, так как в классе 9 учеников).

- Основная часть урока.

Составление "Синквейна" к слову «Человек»

Записать существительное Человек (тема)

Записать два прилагательных, характеризующих эту тему.

Записать слова, которые будут выражать действия данного понятия (три слова).

Записать четыре слова, включая предлоги, - ваше отношение к этому понятию.

Записать синоним к данному слову.

Обсуждение в паре, в группе, чтение спикером лучших работ.

- Вот какой он, человек. Сегодня мы поговорим о человеке, о щедром человеке (учитель открывает тему урока).

Сбор ассоциаций к слову щедрый.

Направленное чтение текста (по частям). Работа с учебником (стр.24).

Словарная работа.

- Сегодня на уроке нам встретятся слова, которые мы сейчас прочитаем и дадим объяснение их значения. (Кров, лишения, возомнить, чуждаться). Те значения слов, которые мы не сможем объяснить - найдем в толковом словаре учебника (стр.25).

Осмысление прочитанного: по частям назвать жизненные навыки Атымтая Щедрого (не возомнить о себе, не чуждаться бедных; в труде нет ничего унизительного; трудом заработанный хлеб вкуснее; Грех перед Богом - поступки неправильные).

Чтение всего текста учащимися. Работа с текстом.

- Какова цель этого произведения?

- Как называется жанр, цель которого поучения?

- Какие произведения, которые вы уже читали, отражают жизненные принципы Атымтая Щедрого, о которых нам рассказал Ы. Алтынсарин?

Я стану человеком.

(Султанмахмут Торайгыров)

Я человеком стану, и, если буду жить,
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!

Я не хвалюсь - поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обет.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за гранью этих лет?

Как месяц в полнолунье - не трепетной звездой! -
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвачен я - и, значит,
Я стану человеком и долг исполню свой!

Мини-рассказ об авторе, показ портрета.

Каков, по-вашему, должен быть человек, написавший эту притчу?

Ы.Алтынсарин - великий просветитель казахского народа и педагог, многое сделавший для развития народного образования в Казахстане, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка. Начинал как переводчик, затем был учителем, позднее инспектором. Он написал несколько учебных пособий, одно из них "Киргизская хрестоматия" - которая представляет собой книгу для детского чтения и состоит из коротких рассказов нравоучительного или познавательного характера. Притча "Щедрый человек" из этой книги.

Физминутка.

"Посидим в тишине" - дыхательная гимнастика.

- Ребята у нас сегодня на уроке работали 2 группы, это «Меценаты» и «Спонсоры».

-Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

-Беседа о меценатах и спонсорах нашего города.

- После сегодняшнего разговора, обмена мнениями, чтения притчи и выделения жизненных принципов Атымтая Щедрого у вас возникли различные мысли. Напишите эссе, что вам дало сегодняшнее занятие, что вы взяли для себя, ваши мысли о щедрости души человека.

Эссе. Обсуждение Эссе в группах. Чтение лучших работ.

Эссе на этапе рефлексии.

Заполнение учащимися "Листа самооценки".

- Сегодня на уроке вы внимательно читали текст, обсуждали притчу, работали творчески в паре, в группе. Оцените себя.

Домашнее задание.

Составить и записать мини-сочинение "Если с вами люди с щедрой душой?», чтение и пересказ притчи.

Заключительное слово учителя.

Еще раз прочитайте свои работы - эссе. Пусть у вас все эти пожелания сохранятся, развивайте их, идите по жизни, не забывая жизненные принципы Атымтая Щедрого, с которыми вас познакомил Ы.Алтынсарин.

Звучит песня "Дорогою добра".





Лист оценивания

Имя ________________________


Задания


1

Составление синквейна


2

Участие в обсуждении


3

Написание эссе


4

Поведение







Лист оценивания

Имя ________________________


Задания


1

Составление синквейна


2

Участие в обсуждении


3

Написание эссе


4

Поведение







Лист оценивания

Имя ________________________


Задания


1

Составление синквейна


2

Участие в обсуждении


3

Написание эссе


4

Поведение







Не тот богат,

кто много имеет,

а тот,

кто много дает.

Э.Фромм

© 2010-2022